Финансы, деньги, кредит и банки

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Со времени становления капиталистической рыночной экономики и по мере ее развития государство в той или иной мере вмешивалось в экономическую жизнь общества. Однако до начала XX века государ­ственное регулирование экономических процессов ограничивалось про­ведением мероприятий фискальной политики. Такое вмешательство в экономику носило несистемный, однобокий характер и в ряде случаев наносило экономике и самому государству существенный вред. По мере количественного и качественного роста национальных экономик и ус­ложнения связей в хозяйственных системах отдельных стран и мира в целом потребность в системном, целенаправленном вмешательстве го­сударства в национальную экономику и межгосударственные отноше­ния возрастала. Кроме того, бесконтрольное, хаотичное развитие ры­ночной экономики при значительных ее размерах стало приводить к разрушительным экономическим кризисам, которые в свою очередь подрывали основы государственности. Поэтому государственное регу­лирование экономики все в большей мере становилось важнейшей функ­цией государства.

Все это послужило толчком к разработке теорий и моделей государ­ственно регулируемых рыночных экономик.

В настоящее время в мире существует большое количество теорети­ческих моделей, которые в той или иной мере декларируют государ­ственное регулирование экономики. Конкретный выбор той или иной модели для целей практического использования зависит от научных и методологических предпочтений, присущих тем или иным правитель­ствам и политическим лидерам.

Одним из наиболее распространенных учений о регулировании ры­ночной экономики стали теоретические разработки английского эконо­миста Дж. М. Кейнса (1883-1946).

Кейнсианство получило широкое распространение в 30-х годах на­шего века, когда большинство развитых стран были поражены сильным экономическим кризисом, получившим название Великой депрессии.

В тот период Дж. М. Кейнс опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег».

Теоретические построения Кейнса теснейшим образом сомкнулись с прикладным чутьем и волей американского президента Франклина Рузвельта, что обеспечило вывод хозяйства США (а затем и мировой экономики) из кризиса.

В теории Кейнса можно выделить три основных момента: во-первых, признание за системой нерегулируемого свободного рынка «генетического порока» - отсутствия механизмов обеспечения устой­чивости экономического роста; во-вторых, выделение спроса на товары и услуги в качестве основопо­лагающего фактора регулирования экономики (государство призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на по­вышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита); в-третьих, главным инструментом расширения спроса считается всемер­ное поощрение инвестиционной активности всех субъектов эконо­мических отношений.

Другим широко распространенным направлением экономической теории регулирования стал монетаризм, который главным инструмен­том регулирования экономических процессов признает денежное обра­щение (глава школы — М. Фридман).

В монетаристской модели можно выделить следующие основопо­лагающие моменты. Предполагается, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Ключевым постулатом монетариз­ма является минимизация государственного вмешательства в функцио - . нирование экономики. Деньги рассматриваются как решающий фактор косвенного регулирования всех процессов в экономике.

Монетаристами используется принцип, заложенный в уравнение об­мена:

MV = PQ,

Где М - предложение денег;

V - скорость их обращения (среднее количество раз, когда рубль или доллар тратится на приобретение готовых товаров и услуг в течение года);

Р - уровень цен (средняя цена, по которой продается каждая еди­ница физического объема производства);

Q - физический объем произведенных товаров и услуг.

В левой части уравнения обмена показано общее количество расхо­дов покупателей на приобретение объема произведенных благ, а в пра­вой - общая выручка продавцов этого объема.

Предполагается, что скорость обращения денег постоянна (для за­падной экономики это более или менее соответствует действительно­сти), а уровень цен не совершает резких скачков в течение года. В таком
случае темп изменения объема производства будет, согласно приведен­ному уравнению, совпадать с темпом изменения количества денег в об­ращении. Таким образом, когда государство хочет, например, чтобы объем производства возрос на 3% в год, оно может добиться этого уве­личением денежной массы также на 3%. Если же задача заключается в преодолении инфляции (понижении уровня цен), то в соответствии с уравнением Р = MV/Q этого можно добиться путем уменьшения на со­ответствующую величину денежной массы. Таким образом, если объем производства постоянен, то темп снижения цен будет целиком зависеть от уменьшения предложения денег.

Можно ли уверенно сказать, что одна из рассмотренных моделей - монетаризм либо кейнсианство - заведомо лучше? Нет. Преимущества и возможности каждой из них могут быть раскрыты в конкретных эко­номических условиях. Возможные ситуации, отражающие преимуще­ства и недостатки той или иной модели, представлены на рис. 26 и 27.

Предложение Предложение

Спрос У"

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Национальный

Рис. 26. Макроравновесие прн «разрыве безработицы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Национальный

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

N,

Доход

9-3316

Рис. 27. Макроравновесие при «разрыве инфляции» 257

На них обозначены два типичных варианта нахождения точки равнове­сия между совокупным спросом и совокупным предложением в связи с положением на оси абсцисс точки производства, отвечающей уровню полной занятости населения.

На рис. 26 показан случай нахождения макроравновесия между спро­сом и предложением (N:) левее точки, характеризующей полную заня­тость населения (N2). В точке N2 совокупный спрос ниже совокупного предложения на величину Д6, означающую наличие так называемого «разрыва безработицы». Достижение равновесия в точке, соответству­ющей N2, возможно, если будет стимулироваться рост совокупного спро­са. В этом случае государство проводит политику снижения налогов, увеличения своих расходов, стимулирования инвестиций (с помощью снижения ставки процента). Это, как очевидно, и есть кейнсианские меры регулирования рыночной экономики. Следует, однако, отметить, что на практике не подтверждается тезис о том, что существенное уменьше­ние нормы процента обязательно приводит к значительному росту ин­вестиций. Зачастую высвобождающиеся средства реализуются непро­изводительно.

На рис. 27 отображен другой крайний случай, когда макроравнове­сие (Nt) находится правее точки, характеризующей полную занятость (N}). В точке N совокупный спрос больше совокупного предложения на величину Ли, означающую наличие «разрыва инфляции». Достижение равновесия в точке, соответствующей Np возможно за счет снижения совокупного спроса. Это означает, что государство должно проводить рестриктивную политику сдерживания экономики.

Типичными мерами государственных программ такого рода (кото­рые называют еще ортодоксальными) являются:

- сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государствен­ных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на продукцию и услуги госсектора, увеличение налогов);

- ограничение роста заработной платы, направляемое на сжатие потре­бительского спроса;

- ограничительная кредитно-денежная политика, введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Центральном банке, увеличение ставки банковского процента;

- ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными опе­рациями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор эконо­мики;

- снижение стоимости национальной денежной единицы по отноше­нию к иностранным для оздоровления платежного баланса.

Специалисты, анализировавшие программы рыночной стабилиза­ции в странах Латинской Америки, справедливо отмечают, что для ре­зультативного применения ортодоксальных программ государственно­го регулирования экономики необходим ряд принципиальных условий.

Среди них: высокая эластичность цен по отношению к денежной массе; достаточная эластичность внутренних цен к движению мировых цен; высокая эластичность производства (предложения) товаров к движению цен; значительная взаимозаменяемость народно-хозяйственных ресур­сов (в связи с изменчивостью предложения). Вопрос о наличии таких условий, к сожалению, далеко не всегда ставится на обсуждение для обоснованного принятия решения о реализации монетаристской схемы реформ. Это характерно и для реформ в России.

В качестве альтернативы монетаризму возможности кейнсианства реализуются на современном этапе через так называемую государствен­но-интервенционистскую (или структуралистическую) концепцию регулирования. Последняя применялась, хотя и не очень успешно, в ходе реформ в Аргентине и Бразилии. Подчеркнем, что ученых-кейнси - анцев в мире отнюдь не меньше, чем монетаристов и дискуссии между ними продолжаются.

Современные кейнсианцы, в частности, называют увлеченность монетаристскими подходами в постсоциалистических странах движе­нием «от великой утопии к великой иллюзии». Они полагают, что спад производства в посткоммунистических странах Восточной Европы имеет причину, однопорядковую с мировой депрессией 30-х годов, то есть на­рушение совокупного спроса в результате ограничительной финансо­вой политики. Ключевая проблема, по их понятиям, состоит в преодо­лении спада, а главная угроза для правительств - безработица и прекращение инвестиций в социальную сферу, а также понижение уровня жизни людей. Бюджетный же дефицит, с которым монетаристы жестко борются, кейнсианцы рассматривают в качестве возможного позитив­ного стимулятора конъюнктуры.

Таким образом, мы подошли к существу проблемы применимости научных доктрин в экономике. Здесь совершенно неприемлемы харак­теристики по признакам их большей или меньшей «прогрессивности». Речь может идти лишь о соответствии либо несоответствии предпосы­лок теоретической модели реальным характеристикам материального производства, изучаемого и регулируемого.

Следует учесть и то обстоятельство, что за последние годы в разви­тых странах произошли значительные изменения во взаимодействии классических регулирующих инструментов, влияющих на инфляцию, с одной стороны, и на безработицу - с другой. Ранее они, в соответствии с известной кривой Филлипса, трактовались как антиподы, то есть пред­полагалось, что снижение безработицы может осуществляться путем увеличения инфляции, и наоборот. Начиная с 70-х гг. мир столкнулся с одновременным проявлением как инфляции, так и безработицы. Такое состояние экономики получило название «стагфляции». Стагфляция ста­ла обыденным явлением. В поисках путей ее преодоления было сфор­мулировано новое направление государственного регулирования эконо­мики - концепция предложения, использующая разработки Р. Лукаса (Чикагский университет) и других экономистов - разработчиков «тео­рии рациональных ожиданий».

Их концепция регулирования экономики исходит из недостаточнос­ти одной лишь финансовой и денежной политики, воздействующей на спрос. Она включает в себя механизм целенаправленного влияния на предложение. В этой связи ставка делается на меры по снижению из­держек производства, позволяющие снижать инфляционные ожидания субъектов экономики. Тем самым инфляция преодолевается не за счет безработицы, а в результате определенной мотивации поведения субъек­тов рынка, ориентированного на снижение издержек.

Типичными мерами по стимулированию предложения являются: сокращение подоходного налогообложения, что снижает издержки про­изводства; снижение общепроизводственных расходов в том числе пу­тем обучения дефицитным специальностям, создания хорошо работаю­щей службы трудоустройства; воздействие на заработную плату (сдерживание затрат на оплату труда при снижении налогов); создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, особенно инно­вационного.

Если в итоге издержки производства и инфляционные ожидания будут снижены, то кривая предложения, показанная на рис. 28, сместит­ся вправо и вниз, с положения q, до положения q2 А это будет означать, что достигаются одновременно и снижение уровня инфляции, и рост производства. Инфляция (уровень цен) в этом случае опускается с поло-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Рис. 28. Политика предложения

Любопытна в этой связи политика, которая проводилась в свое вре­мя администрацией Р. Рейгана: она базировалась вроде бы на монета­ризме, но фактически означала использование теории предложения.

Основная цель рейгановской реформы состояла в стимулировании ка­чественных сдвигов в производстве. В ходе ее реализации решались проблемы стимулирования крупных структурных сдвигов в промыш­ленности ради повышения эффективности производства и значитель­ного усиления конкурентоспособности продукции. Такая экономичес­кая политика означала адекватный ответ на противоречия в развитии экономики США в рамках прежнего хозяйственного механизма, пред­полагавшего достаточность природных ресурсов для экстенсивного рас­ширенного воспроизводства, для осуществления энергоемких и капи­талоемких ^)орм научно-технического прогресса. В результате реформ был практически завершен давно назревавший переход экономики США к ресурсосберегающему типу экономического роста.

Таким образом, при рассмотрении альтернативных моделей регули­рования экономики следует четко различать два аспекта проблемы. Одно дело - приверженность ученых и специалистов к той или иной научной концепции построения экономического механизма и совсем другое - оценка пригодности (результативности) избираемой или возможной практической экономической политики. Такая политика - синтез инст­рументов регулирования, определяемый не соблюдением «чистоты» те­оретической схемы, а конкретностью целей и условий реформ.

После декабря 1991 г. правительство России сделало в развитии ре­форм ясно выраженный концептуальный выбор. Он основан на монета­ристской схеме «шокового погружения» в рынок. Известно, однако, что отношение в обществе к этому выбору из-за сложностей и противоре­чий в экономике далеко не восторженное. И в целом интерес к рефор­мам у населения в последнее время подорван. Одна из причин заключа­ется в том, что потеряно ощущение механизма взаимосвязей в экономике. Люди перестали считать хозяйственно-политические реформы своим делом. Многие просто не в состоянии понять, в чем заключается госу­дарственное регулирование, если управляемость в экономике практи­чески утрачена. Важно сейчас довести до большинства людей базовые представления о принципиально возможных моделях регулирования народного хозяйства, сделать их участниками осознанных решений по реформированию экономики и социальной сферы.

В основе государственного регулирования экономики лежит денеж­но-кредитная политика Центрального банка, которая должна способство­вать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и насе­ления за счет рационального использования существующих методов регулирования денежного обращения и кредита.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.