Финансы, деньги, кредит и банки
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Со времени становления капиталистической рыночной экономики и по мере ее развития государство в той или иной мере вмешивалось в экономическую жизнь общества. Однако до начала XX века государственное регулирование экономических процессов ограничивалось проведением мероприятий фискальной политики. Такое вмешательство в экономику носило несистемный, однобокий характер и в ряде случаев наносило экономике и самому государству существенный вред. По мере количественного и качественного роста национальных экономик и усложнения связей в хозяйственных системах отдельных стран и мира в целом потребность в системном, целенаправленном вмешательстве государства в национальную экономику и межгосударственные отношения возрастала. Кроме того, бесконтрольное, хаотичное развитие рыночной экономики при значительных ее размерах стало приводить к разрушительным экономическим кризисам, которые в свою очередь подрывали основы государственности. Поэтому государственное регулирование экономики все в большей мере становилось важнейшей функцией государства.
Все это послужило толчком к разработке теорий и моделей государственно регулируемых рыночных экономик.
В настоящее время в мире существует большое количество теоретических моделей, которые в той или иной мере декларируют государственное регулирование экономики. Конкретный выбор той или иной модели для целей практического использования зависит от научных и методологических предпочтений, присущих тем или иным правительствам и политическим лидерам.
Одним из наиболее распространенных учений о регулировании рыночной экономики стали теоретические разработки английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946).
Кейнсианство получило широкое распространение в 30-х годах нашего века, когда большинство развитых стран были поражены сильным экономическим кризисом, получившим название Великой депрессии.
В тот период Дж. М. Кейнс опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег».
Теоретические построения Кейнса теснейшим образом сомкнулись с прикладным чутьем и волей американского президента Франклина Рузвельта, что обеспечило вывод хозяйства США (а затем и мировой экономики) из кризиса.
В теории Кейнса можно выделить три основных момента: во-первых, признание за системой нерегулируемого свободного рынка «генетического порока» - отсутствия механизмов обеспечения устойчивости экономического роста; во-вторых, выделение спроса на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики (государство призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита); в-третьих, главным инструментом расширения спроса считается всемерное поощрение инвестиционной активности всех субъектов экономических отношений.
Другим широко распространенным направлением экономической теории регулирования стал монетаризм, который главным инструментом регулирования экономических процессов признает денежное обращение (глава школы — М. Фридман).
В монетаристской модели можно выделить следующие основополагающие моменты. Предполагается, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Ключевым постулатом монетаризма является минимизация государственного вмешательства в функцио - . нирование экономики. Деньги рассматриваются как решающий фактор косвенного регулирования всех процессов в экономике.
Монетаристами используется принцип, заложенный в уравнение обмена:
MV = PQ,
Где М - предложение денег;
V - скорость их обращения (среднее количество раз, когда рубль или доллар тратится на приобретение готовых товаров и услуг в течение года);
Р - уровень цен (средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства);
Q - физический объем произведенных товаров и услуг.
В левой части уравнения обмена показано общее количество расходов покупателей на приобретение объема произведенных благ, а в правой - общая выручка продавцов этого объема.
Предполагается, что скорость обращения денег постоянна (для западной экономики это более или менее соответствует действительности), а уровень цен не совершает резких скачков в течение года. В таком
случае темп изменения объема производства будет, согласно приведенному уравнению, совпадать с темпом изменения количества денег в обращении. Таким образом, когда государство хочет, например, чтобы объем производства возрос на 3% в год, оно может добиться этого увеличением денежной массы также на 3%. Если же задача заключается в преодолении инфляции (понижении уровня цен), то в соответствии с уравнением Р = MV/Q этого можно добиться путем уменьшения на соответствующую величину денежной массы. Таким образом, если объем производства постоянен, то темп снижения цен будет целиком зависеть от уменьшения предложения денег.
Можно ли уверенно сказать, что одна из рассмотренных моделей - монетаризм либо кейнсианство - заведомо лучше? Нет. Преимущества и возможности каждой из них могут быть раскрыты в конкретных экономических условиях. Возможные ситуации, отражающие преимущества и недостатки той или иной модели, представлены на рис. 26 и 27.
Предложение Предложение Спрос У" |
Национальный |
Рис. 26. Макроравновесие прн «разрыве безработицы» Национальный |
N, |
Доход
9-3316 |
Рис. 27. Макроравновесие при «разрыве инфляции» 257
На них обозначены два типичных варианта нахождения точки равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в связи с положением на оси абсцисс точки производства, отвечающей уровню полной занятости населения.
На рис. 26 показан случай нахождения макроравновесия между спросом и предложением (N:) левее точки, характеризующей полную занятость населения (N2). В точке N2 совокупный спрос ниже совокупного предложения на величину Д6, означающую наличие так называемого «разрыва безработицы». Достижение равновесия в точке, соответствующей N2, возможно, если будет стимулироваться рост совокупного спроса. В этом случае государство проводит политику снижения налогов, увеличения своих расходов, стимулирования инвестиций (с помощью снижения ставки процента). Это, как очевидно, и есть кейнсианские меры регулирования рыночной экономики. Следует, однако, отметить, что на практике не подтверждается тезис о том, что существенное уменьшение нормы процента обязательно приводит к значительному росту инвестиций. Зачастую высвобождающиеся средства реализуются непроизводительно.
На рис. 27 отображен другой крайний случай, когда макроравновесие (Nt) находится правее точки, характеризующей полную занятость (N}). В точке N совокупный спрос больше совокупного предложения на величину Ли, означающую наличие «разрыва инфляции». Достижение равновесия в точке, соответствующей Np возможно за счет снижения совокупного спроса. Это означает, что государство должно проводить рестриктивную политику сдерживания экономики.
Типичными мерами государственных программ такого рода (которые называют еще ортодоксальными) являются:
- сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на продукцию и услуги госсектора, увеличение налогов);
- ограничение роста заработной платы, направляемое на сжатие потребительского спроса;
- ограничительная кредитно-денежная политика, введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Центральном банке, увеличение ставки банковского процента;
- ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;
- снижение стоимости национальной денежной единицы по отношению к иностранным для оздоровления платежного баланса.
Специалисты, анализировавшие программы рыночной стабилизации в странах Латинской Америки, справедливо отмечают, что для результативного применения ортодоксальных программ государственного регулирования экономики необходим ряд принципиальных условий.
Среди них: высокая эластичность цен по отношению к денежной массе; достаточная эластичность внутренних цен к движению мировых цен; высокая эластичность производства (предложения) товаров к движению цен; значительная взаимозаменяемость народно-хозяйственных ресурсов (в связи с изменчивостью предложения). Вопрос о наличии таких условий, к сожалению, далеко не всегда ставится на обсуждение для обоснованного принятия решения о реализации монетаристской схемы реформ. Это характерно и для реформ в России.
В качестве альтернативы монетаризму возможности кейнсианства реализуются на современном этапе через так называемую государственно-интервенционистскую (или структуралистическую) концепцию регулирования. Последняя применялась, хотя и не очень успешно, в ходе реформ в Аргентине и Бразилии. Подчеркнем, что ученых-кейнси - анцев в мире отнюдь не меньше, чем монетаристов и дискуссии между ними продолжаются.
Современные кейнсианцы, в частности, называют увлеченность монетаристскими подходами в постсоциалистических странах движением «от великой утопии к великой иллюзии». Они полагают, что спад производства в посткоммунистических странах Восточной Европы имеет причину, однопорядковую с мировой депрессией 30-х годов, то есть нарушение совокупного спроса в результате ограничительной финансовой политики. Ключевая проблема, по их понятиям, состоит в преодолении спада, а главная угроза для правительств - безработица и прекращение инвестиций в социальную сферу, а также понижение уровня жизни людей. Бюджетный же дефицит, с которым монетаристы жестко борются, кейнсианцы рассматривают в качестве возможного позитивного стимулятора конъюнктуры.
Таким образом, мы подошли к существу проблемы применимости научных доктрин в экономике. Здесь совершенно неприемлемы характеристики по признакам их большей или меньшей «прогрессивности». Речь может идти лишь о соответствии либо несоответствии предпосылок теоретической модели реальным характеристикам материального производства, изучаемого и регулируемого.
Следует учесть и то обстоятельство, что за последние годы в развитых странах произошли значительные изменения во взаимодействии классических регулирующих инструментов, влияющих на инфляцию, с одной стороны, и на безработицу - с другой. Ранее они, в соответствии с известной кривой Филлипса, трактовались как антиподы, то есть предполагалось, что снижение безработицы может осуществляться путем увеличения инфляции, и наоборот. Начиная с 70-х гг. мир столкнулся с одновременным проявлением как инфляции, так и безработицы. Такое состояние экономики получило название «стагфляции». Стагфляция стала обыденным явлением. В поисках путей ее преодоления было сформулировано новое направление государственного регулирования экономики - концепция предложения, использующая разработки Р. Лукаса (Чикагский университет) и других экономистов - разработчиков «теории рациональных ожиданий».
Их концепция регулирования экономики исходит из недостаточности одной лишь финансовой и денежной политики, воздействующей на спрос. Она включает в себя механизм целенаправленного влияния на предложение. В этой связи ставка делается на меры по снижению издержек производства, позволяющие снижать инфляционные ожидания субъектов экономики. Тем самым инфляция преодолевается не за счет безработицы, а в результате определенной мотивации поведения субъектов рынка, ориентированного на снижение издержек.
Типичными мерами по стимулированию предложения являются: сокращение подоходного налогообложения, что снижает издержки производства; снижение общепроизводственных расходов в том числе путем обучения дефицитным специальностям, создания хорошо работающей службы трудоустройства; воздействие на заработную плату (сдерживание затрат на оплату труда при снижении налогов); создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, особенно инновационного.
Если в итоге издержки производства и инфляционные ожидания будут снижены, то кривая предложения, показанная на рис. 28, сместится вправо и вниз, с положения q, до положения q2 А это будет означать, что достигаются одновременно и снижение уровня инфляции, и рост производства. Инфляция (уровень цен) в этом случае опускается с поло-
Рис. 28. Политика предложения |
Любопытна в этой связи политика, которая проводилась в свое время администрацией Р. Рейгана: она базировалась вроде бы на монетаризме, но фактически означала использование теории предложения.
Основная цель рейгановской реформы состояла в стимулировании качественных сдвигов в производстве. В ходе ее реализации решались проблемы стимулирования крупных структурных сдвигов в промышленности ради повышения эффективности производства и значительного усиления конкурентоспособности продукции. Такая экономическая политика означала адекватный ответ на противоречия в развитии экономики США в рамках прежнего хозяйственного механизма, предполагавшего достаточность природных ресурсов для экстенсивного расширенного воспроизводства, для осуществления энергоемких и капиталоемких ^)орм научно-технического прогресса. В результате реформ был практически завершен давно назревавший переход экономики США к ресурсосберегающему типу экономического роста.
Таким образом, при рассмотрении альтернативных моделей регулирования экономики следует четко различать два аспекта проблемы. Одно дело - приверженность ученых и специалистов к той или иной научной концепции построения экономического механизма и совсем другое - оценка пригодности (результативности) избираемой или возможной практической экономической политики. Такая политика - синтез инструментов регулирования, определяемый не соблюдением «чистоты» теоретической схемы, а конкретностью целей и условий реформ.
После декабря 1991 г. правительство России сделало в развитии реформ ясно выраженный концептуальный выбор. Он основан на монетаристской схеме «шокового погружения» в рынок. Известно, однако, что отношение в обществе к этому выбору из-за сложностей и противоречий в экономике далеко не восторженное. И в целом интерес к реформам у населения в последнее время подорван. Одна из причин заключается в том, что потеряно ощущение механизма взаимосвязей в экономике. Люди перестали считать хозяйственно-политические реформы своим делом. Многие просто не в состоянии понять, в чем заключается государственное регулирование, если управляемость в экономике практически утрачена. Важно сейчас довести до большинства людей базовые представления о принципиально возможных моделях регулирования народного хозяйства, сделать их участниками осознанных решений по реформированию экономики и социальной сферы.
В основе государственного регулирования экономики лежит денежно-кредитная политика Центрального банка, которая должна способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения за счет рационального использования существующих методов регулирования денежного обращения и кредита.