Финансы, деньги, кредит и банки

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

На современной стадии развития общества и мирового хозяйства, когда товарно-денежные отношения носят всеохватывающий характер, основные экономические категории, имеющие денежную оценку, при­обрели всеобщий характер. В современной экономической науке и на практике использование этих категорий является обязательным с точки зрения осознания глубинных процессов в политике и экономике а также для использования их в управлении на макро - и микроуровне. Считает­ся общепризнанным, что все экономические отношения в обществе опос­редованы стоимостными экономическими категориями. Финансы явля­ются одной из таких категорий товарно-денежного хозяйства наряду с деньгами, кредитом, товаром, прибылью и др. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, так же как деньги и финансы, трудноразличимы. Однако, в отличие от денег, финансы все­гда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимост­ной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений приве­ло к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово «финансы», которое произошло от латинского слова flnancia, что означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные измене­ния в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних ста­диях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (кор­зина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «фи­нансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему.

Нерешенность вопросов определения понятия, сущности и функций финансов на политическом и общеэкономическом уровнях, их противо­речивое толкование явились причиной искажения практических процес­сов в области финансовой политики государства на макро - и микроуров­нях. В экономических кругах практически все денежные отношения и расчеты (на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в инвестиционных институтах, банковской сфере, домашнем хозяйстве и др.), имеющие стоимостное выражение, стали причислять к финансовым.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систе­му экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соот­ветствии с присущими им функциями.

В отечественной теории финансов существует множество сокращен­ных и расширенных определений финансов. Зарубежные теории также исследуют финансы с разных точек зрения, не приходя к единому тол­кованию понятия и их сущности. Попытки сформулировать понятие и сущность финансов предпринимали такие классики экономической на­уки, как Г. Юсти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, К. Г. Pay, В. Петти, К. Т. Эеберг, Дж. М. Кейнс, Р. Кан, П. Самуэльсон, Ф. Тэйлор, А. Хан­сен, Дж. Р. Хикс и др.; российские ученые: В. Н. Татищев, Ф. С. Салты­ков, М. Д. Чулков, В. И. Даль, A. JI. Поленов, С. Е. Десницкий, В. Г. Чантладзе, Г. М. Точильников, А. Анисимов, А. И. Буковецкий, Н. Н. Любимов, В. П. Дьяченко, А. М. Александров, А. М. Бир­ман, Э. А. Вознесенский, А. Г. Зверев и др.; современные ученые - экономисты Б. М. Сабанти, А. Ю. Казак, М. В. Романовский, JL А. Дробозина, JL П. Павлова, В. К. Сенчагов, Н. Г. Сычев, М. К. Шер - менев и др.

Финансы являются исторической экономической категорией, отра­жающей отношения товарно-денежного хозяйства, которая прошла дол­гий путь развития и трансформации. Каждая эпоха внесла определен­ные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в систему управления ими. Исто­рический характер финансов как экономической категории свидетель­ствует и о том, что ее основные сущностные характеристики не изменя­ются и не должны изменяться с развитием мирового хозяйства. Терминологическая же путаница в отечественной и зарубежной эконо­мической литературе не должна стать тормозом в обособлении финан­сов как экономической категории в составе общей системы денежных отношений.

Для определения сущности финансов прежде всего необходимо вы­делить отличительные признаки финансов по сравнению с деньгами как экономической категорией, выражающей определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, имеющие стоимостную оценку и не имею­щие ее. Совокупность денежных отношений представляет собой опре­деленную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимоза­висимы и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Одна часть денежных отношений обслуживает воспроизводствен­ный процесс, то есть является объективно необходимой для воспроиз­водственного процесса. Это такие отношения, как рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приво­дят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпри­нимательских структурах, имущества в собственности граждан, пред­приятий и т. д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функ­ционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспре­делением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства как органа управления экономикой и выполнения им своих функций. Именно эти отношения, формирую­щие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функ­ций общегосударственного органа управления, в экономической лите­ратуре и обозначаются как финансы. К финансам относят и отношения по их распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.

Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различают­ся между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) — имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) - не имеют заранее закрепленной системы формиро­вания и целей использования. Действующая практика натурализации расчетов не должна быть абсолютизирована и отделена от денежных отношений, так как все они основаны на пересчете в стоимостное выра­жение. Она свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отноше­ний в обществе, слабой способности общегосударственного органа выполнить свои функции, о внешних условиях хозяйствования и поли­тических мотивах.

Финансы выражают систему экономических денежных и нату­ральных отношений, имеющих стоимостную оценку, между различ­ными субъектами хозяйствования.

В отечественной экономической литературе различают денежные отношения, связанные с процессом воспроизводства совокупного об­щественного продукта, и денежные отношения, связанные с существо­ванием органов государственного управления.

Вне зависимости от наличия государства воспроизводственный про­цесс невозможно осуществить без регулярных возмещений стоимости израсходованных ресурсов и средств производства (С), без расчетов по оплате труда за израсходованные трудовые ресурсы (V) и без получения прибыли (М). Таким образом, первичное распределение стоимости со­вокупного общественного продукта общества всегда осуществляется без участия государства, на основе и в соответствии с действием объектив­ных экономических законов общественного развития. Экономические категории, используемые в этом процессе, - деньги, цена, заработная плата, прибыль, доход и другие.

І Финансы как экономическая категория с точки зрения методо - лоґиїгябляются категорией надстройки и не участвуют в процессе пер­вичного распределения совокупного общественного продукта. Кроме того, использование финансовых отношений в управлении экономикой зависит от совокупности и полноты выполняемых органом государствен­ной власти своих функций.

Необходимость в государственном управлении и регулировании пе­рераспределения денежных средств появляется на вполне определен­ной стадии развития общества и в дальнейшем совершенствуется. Од­нако не следует делать общих выводов на основе практики организации различных систем общественного производства (идеального рыночно­го хозяйствования или жесткого централизованного управления эконо­микой). При идеальном рынке роль государства очень незначительна и все процессы происходят на принципах рыночного хозяйства - в дей­ствительности таких государственных устройств еще не существовало. При жестком централизованном управлении («командно-административ­ные системы» или унитарные государства) роль государства преувели­чена и оно вправе вмешиваться в процессы распределения и перерас­пределения совокупного общественного продукта. Поэтому в реальных условиях хозяйствования государство через публичные финансы управ­ляет процессами перераспределения этого продукта, а через систему государственного финансового регулирования организует процесс вос­производства в хозяйствующих су&ьектах.

Публичные финансы как экономическая категория оперируют таки­ми категориями, как бюджет, валовой внутренний продукт, совокупный общественный продукт, национальный доход, государственный долг, налоги и т. п., а в хозяйствующих субъектах - это цена, прибыль, норма­тивы отчислений, издержки, доход, налоги и др.

В зарубежной литературе вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к состав­ным частям менеджмента, и одной из них является финансовый менед­жмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) фи­нансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отноше­ниями внутри хозяйствующих су&ьектов и финансами. Причем следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организа­ции финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие эко­номические модели, в том числе экономико-математические).

В настоящее время экономика России развивается в сложных усло­виях неразвитости отечественной науки и значительного влияния зару­бежных теоретических разработок и выкладок. Особенность России состоит в существенной доле государственной собственности, в исклю­чении из денежного оборота земли, богатств недр, в низкой заработной плате работников, неразвитости банковской сферы и рынка ценных бу­маг, слабости государственной власти и законодательной базы хозяй­ствования хозяйствующих субъектов и т. п., что не да, ет возможности переноса зарубежных моделей организации общественного производ­ства и денежных, в том числе финансовых, отношений. Реальность и стратегия развития требуют разработки собственного механизма орга­низации экономики, управления и финансов в рамках функционирова­ния общегосударственного органа управления.

Финансовыми отношениями можно считать денежные отноше­ния, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

Экономической наукой доказана объективность действия экономи­ческих законов развития общества и поступательное движение разви­тия экономики. В практической деятельности общегосударственного органа управления направленность действия экономических законов должна играть решающую роль и приближаться к полному учету требо­ваний в принятых законодательных актах. Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирова­ния самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обя­зательность использования всеми хозяйствующими субъектами и госу­дарством установленных требований, зафиксированных в законодатель­ных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансовые отношения имеют императивную (волевую) фор­му организации и государственно-властную (законодательно зак­репленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов.

Как известно, финансы являются классической экономической ка­тегорией наряду с такими, как товар, деньги, капитал и др. Все они име­ют двойственный характер и выражают определенные экономические отношения и одновременно имеют материально-вещественную сторо­ну. Отсюда возникает необходимость условного разграничения взаимо­связанных понятий финансов и финансовых отношений. Последние выражают сущность финансов, в то время как сами финансы олицетво­ряют собой не только отношения, но и денежные фонды и средства как продукт этих отношений. С помощью финансов общегосударственный орган управления изымает в свое распоряжение и образует свои доходы из части совокупного общественного продукта в форме формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств. Финансы являются важнейшим звеном экономики любого государства, оказывая существенное влияние на воспроизводственные процессы, организуя процессы формирования фондов и средств и процессы их распределения. В результате в обществе формируются разнообразные денежные фонды и суммы средств - централизованные (бюджеты), де­централизованные (в хозяйствующих субъектах в соответствии с нор­мами законодательства), резервные (централизованные и децентрали­зованные) и денежные средства, используемые на разнообразные, но заранее не определенные цели.

Конкретные направления использования указанных денежных фон­дов и сумм средств в порядке перераспределения устанавливаются об­щегосударственным органом управления. В процессе управления эко­номикой для обеспечения функционирования самого государства, для создания рациональной структуры и развития воспроизводственных процессов в зависимости от принятой экономической политики и стра­тегии развития. В настоящее время в промышленно-развитых странах доля средств, перераспределяемых через централизованные денежные фонды, колеблется от 30 до 50 процентов.

Финансы как система экономических денежных отношений фор­мируют и опосредуют формирование и использование централизо­ванных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов как эконо­мической категории проявляется в их функциональном назначении, т. е. экономическом предназначении. И в этих функциях проявляется то об­щее и те особенности, что связывают и отличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

* формирования денежных фондов (доходов) и средств, ■ использования денежных фондов (доходов) и средств,

* контрольной функции.

Под содержанием первой функции финансов понимается способ­ность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения совокупного общественного продукта. Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способ­ствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В пер­вом варианте проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих су&ьектов с государством по налоговым платежам, от­числениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т. п., во втором слу­чае — в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

Во второй функции через организацию финансов общегосударствен­ный орган управления обязан производить дальнейшее перераспреде­ление средств денежных фондов для рационального выполнения госу­дарством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности. Так, например, в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности относительно категории финан­сов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государ­ственному. Так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. Кон­кретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других го­сударственных органов, реализующих на практике финансовую поли­тику государства.

Отсутствие единой точки зрения на общие вопросы теории финан­сов отрицательно сказывается на практической деятельности общего­сударственного органа управления экономикой и хозяйствующих субъек­тов. Нельзя игнорировать также исходные положения теории в подходе к функциям финансов и их роли в системе денежных отношений. Со­держание функции экономической категории должно быть свойственно только этой категории и проявляется оно в экономическом предназначе­нии. Роль экономической категории характеризует конкретные резуль­таты ее использования в реальной экономической и хозяйственной дея­тельности государства и хозяйствующих субъектов.

Финансы как система экономических отношений занимают одно из важнейших обособленных мест в системе денежных отношений или, по определению некоторых авторов, в «денежном хозяйстве» страны. Экономическая политика в современной России впервые за всю исто­рию существования последней зависит от состояния денежной системы страны и мирового валютного рынка. Классические функции денег в настоящее время выполняются либо слабо, либо вообще не выполняют­ся. В экономической среде уже не говорится о выполнении деньгами функций накопления, мировых денег, средства платежа, меры стоимос­ти и т. д. В отдельных экономических трудах отечественных ученых все денежные отношения сводятся к финансовым, а финансовые отноше­ния считаются синонимом денежных отношений (финансы представля­ют собой денежное хозяйство страны). Все это связано как с отсутстви­ем четкой экономической и финансовой политики в развитии государства, так и с немалым влиянием зарубежной науки и практики на организацию воспроизводственного процесса с учетом современно­го рынка труда и капиталов, сдвигов в международном разделении сфер государственного влияния.

Опыт развития экономики России последних лет показывает, что за основу организации невозможно принимать идеалистические мо­дели управления, а тем более переносить ранее применяемые на бу­дущее развитие. Экономика любого государства специфична и не может быть рассчитана по факторным моделям. Если за основу орга­низации принимается одна модель развития, то необходимо учиты­вать множество факторов, не свойственных ей. Так, принимая моне­таристскую модель регулирования экономики и денежной системы со стороны общегосударственного органа управления, необходимо особое внимание уделять таким экономическим категориям, как фи­нансы, финансовый рынок, кредит, капитал, цена, прибыль, заработ­ная плата. Однако следует не забывать при этом, что в основе их раз­вития находится воспроизводственный процесс с его экономическими законами и механизмом выполнения. Существенное влияние на ис­пользование моделей оказывают и внешние факторы, связанные с неидеальностью функционирования международных экономических рынков.

Денежные отношения (деньги), являясь важнейшей категорией то­варного хозяйства, сегодня становятся в России наиболее значимой и существенной категорией всей экономической системы управления го­сударством по сравнению с такими, как товар, цена, финансы, кредит, прибыль, доход, предпринимательский доход и заработная плата и др. Именно этой экономической категории свойственно функционировать как системе отношений. Каждая из экономических категорий отражает определенную сторону воспроизводственного процесса и оказывает влияние на выполнение функционального предназначения более общей категории. Причем следует учитывать и сильное взаимное влияние категорий между собой. Так, например, невозможно объяснить (или пре­дусмотреть) финансовые кризисы только назначением финансов, валют­ные кризисы — законами денежного обращения, банковские кризисы — правилами кредитования, государственный долг - политическими ре­шениями и т. п.

Роль финансов в системе денежных отношений, как и некоторых других категорий заключается в полноте выполнения ими своих функ­ций по формированию и использованию централизованных (государ­ственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децент­рализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы. К сожалению, в современной России роль финансов во многом зависит от неразработанности законодательства, отсутствия единой и долговремен­ной системы управления и регулирования со стороны общегосударствен­ного органа, организационной разрозненности надзирающих и контро­лирующих органов и от других факторов.

Итак, финансы - это система экономических денежных отноше­ний, имеющая императивную форму образования по поводу пере­распределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающая процессы формиро­вания и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством сво­их функций и принимающая законодательно закрепленный харак­тер использования.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.