Финансы, деньги, кредит и банки
СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ) ФИНАНСОВ
В число субъектов международных финансовых отношений входят в соответствии с мировым правом различные организационные структуры, имеющие свой правовой статус, права, обязанности и ответственность. Целью деятельности таких организационных структур является эффективное формирование и перераспределение централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств в масштабе мирового правопорядка и мирового хозяйства. В зависимости от интересов и возможностей такие организационные структуры носят мировой, региональный и национальный характер. К субъектам межгосударственных финансовых отношений относятся:
- государство и центральный банк на национальном уровне;
- международные и региональные организации.
Государственные и межгосударственные организационные структуры функционируют на основе принципов Устава ООН и международного права. В соответствии с этими принципами функционируют межгосударственные и региональные валютно-кредитные организации, межгосударственные (региональные) банки, а также осуществляются международные расчеты, кредитные операции, инвестирование, налоговое регулирование, расчеты имущественного и неимущественного характера. Вся деятельность указанных организаций основана на требованиях международных соглашений, договоров, конвенций и обычаев, принципов и норм, а спорные вопросы решаются в международных судебных органах.
Основным и главным субъектом таких финансовых отношений является государство в лице общегосударственного органа управления (Правительство, Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство финансов, Центральный банк и др.), которое имеет право осуществлять следующие виды деятельности:
■ участвовать в международных конференциях по финансовым вопросам;
• участвовать в деятельности международных организаций;
■ заключать межгосударственные договоры по экспорту и импорту товаров, услуг;
• участвовать в клиринговых, платежных и валютных соглашениях;
• заключать межгосударственные договоры аренды, залога, ипотеки и т. п.;
• заключать кредитные, инвестиционные договоры и договоры займов и финансирования;
■ осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами;
• эмитировать государственные ценные бумаги;
■ обеспечивать финансовыми и иными гарантиями сделки хозяйствующих субъектов;
• предоставлять возмездную и безвозмездную финансовую помощь и осуществлять другие виды деятельности.
Национальный государственный банк государства (Центральный банк Российской Федерации - Банк России) является юридическим лицом, находится в государственной собственности и действует в соответствии с национальным законодательством и предоставленными полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом
Банка. Центральный банк выполняет свои функции в соответствии с требованиями законодательства, своего Устава и является участником внешнеэкономических отношений. Деятельность Центральных банков в международной сфере находится, в соответствии с Базельским соглашением, под контролем Наблюдательного комитета. Банк России в международной сфере имеет право:
• предоставлять и получать кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
• предоставлять и получать займы;
• участвовать в работе многосторонних клиринговых, платежных и валютных союзов (МВФ, МБРР, ЕФВЭС и других);
• покупать и продавать подтоварные и другие ценные бумаги, драгоценные бумаги и иные виды валютных ценностей, иностранную валюту, платежные документы и обязательства в иностранной валюте;
• проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, хранить и управлять пакетами ценных бумаг и иных ценностей;
■ выдавать гарантии и поручительства;
• открывать счета в иностранных государствах;
• и прочие операции.
В настоящее время не существует единых норм международного права, которые регулировали бы систему отношений в области государственных взаимоотношений. В области же валютно-кредитных отношений применяются, как правило, международные договоры и конвенции, а судебная практика в финансовой сфере еще нуждается в регламентации.
Международные финансовые организации занимают существенное место в развитии финансовых отношений. Классификация международных организаций может проводиться по различным признакам и критериям, и главными из них являются интересы государств.
К организациям глобального типа относится ООН с ее структурой подразделений. Задачами ее в области финансов являются: разрешение споров в соответствии с принципами справедливости и международного права, которые могли бы привести к нарушению мира; обеспечение единого управления экономическим развитием стран.
Ряд организаций ООН носят самостоятельный специализированный характер: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), другие - территориальный характер: Лига арабских государств, Европейский союз и т. д.
Широкое развитие в мировом хозяйстве получили неправительственные организации, например Экономический и социальный совет при ООН (ЭКОСОС).
В настоящее время Международный валютный фонд насчитывает более 180 государств-участников. Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-участников в соответствии с установленной для каждого из них квоты. Квота служит для определения объема взноса, размеров кредитов, которые пропорциональны квоте, определения количества голосов у стран-участников при решении спорных вопросов финансирования мероприятий. Устав МВФ предусматривает и возможность использования заемных средств. За счет сформированных денежных средств МВФ предоставляет кредиты государствам-членам для выравнивания платежных балансов через центральные банки, казначейства, фонды и т. д. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты в обмен на национальную валюту, как правило, на один год с возможностью продления на 4—5 лет равными кредитными траншами. А их погашение производится в форме выкупа страной-заемщиком своей национальной валюты. Кроме того, для преодоления трудностей в торговле и в платежных системах в связи с переходом к рыночной экономике могут выдаваться кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты, а их погашение производится в течение 4—10 лет. В рамках компенсационного финансирования и финансирования в случае наступления непредвиденных обстоятельств предоставляются кредиты при получении убытков при экспорте, при увеличении мировых цен, при нестабильных темпах развития проводимых реформ. С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов предоставляется финансовая помощь для восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке, МВФ осуществляет посредническую помрщь в урегулировании взаимоотношений стран-кредиторов и стран-заемщиков.
Членство в МВФ обязательно для вступления государства в состав Международного банка реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития.
По кредитному соглашению Российской Федерации и МВФ Россия приняла на себя обязательства по организации следующих финансовых отношений:
- поддерживать ставку рефинансирования на уровне, близком к ставке межбанковских кредитов — для Центрального банка России;
- производить бюджетное кредитование производства в ограниченном объеме и по рыночным ценам - для правительства России;
- осуществлять ежемесячный и ежеквартальный контроль за дефицитом консолидированного бюджета государства;
- развивать региональные рынки государственных ценных бумаг;
- консультироваться с МВФ по обязательствам;
- добиваться реструктуризации внешнего долга под контролем и во взаимодействии с МВФ;
- устанавливать режим для иностранных инвесторов, участвующих в приватизации;
- и другие обязательства.
МВФ оценивает экономическую ситуацию в России наследующим показателям: ограничение бюджетных расходов, обеспечение устойчивых доходов бюджета, жесткая кредитно-денежная политика, положительный уровень ставок рефинансирования и рынка межбанковских кредитов, неинфляционное финансирование дефицита бюджета, структурная и институциональная перестройка, жесткая дисциплина в области финансов для предприятий, либерализация во внешней торговле, снижение внешнеторговых тарифов и др.
Всемирный банк включает в себя четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций.
Уставный капитала Международного банка реконструкции и развития создан государствами-участниками (более 180 стран), и за счет собственных и заемных средств с финансовых рынков он финансировал и финансирует различные мероприятия, например частные инвестиции в страны Западной Европы, пострадавшие во второй мировой войне, стимулирование развития экономики в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Помощь осуществляется в виде кредитов на длительные сроки, совместного финансирования проектов, урегулирования долгов государств. Причем разработана унифицированная методика работы между государствами-участниками.
Средства МБРР предоставляются также частным предприятиям под гарантии правительств.
Российская Федерация является участником МБРР со своей установленной долей вклада в капитал. МБРР и Российская Федерация подписали ряд соглашений по займам, связанным с корректировкой платежного баланса, поддержки приватизации, нефтяной промышленности, социальной защиты населения и т. п. МБРР участвует в совместном финансировании жилищного строительства, производства стройматериалов, реконструкции некоторых отраслей и в других проектах. Однако такое финансирование является узкоспециализированным и поэтому ограниченным в объемах средств.
Международная ассоциация развития использует в своей деятельности средства стран-участников, а также средства от возвращенных кредитов. Средства ассоциации, как правило, направляются на целевое финансирование стран в целях ликвидации бедности, для проведения экономических реформ, экологических программ и т. д. Обычно предоставляются беспроцентные кредиты на длительные сроки с взиманием комиссионных расходов.
Международная финансовая корпорация осуществляет свою деятельность за счет вкладов государств-участников, кредитов МБРР, отчислений от прибыли, средств от возвращенных кредитов и привлеченных средств с мировых финансовых рынков. Она предоставляет кредиты на срок от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям без каких-либо государственных гарантий, консультационные услуги, факторинговые услуги.
Международное агентство по инвестиционным гарантиям предоставляет гарантии инвесторам по потерям от коммерческих рисков, консультационные и рекламные услуги, выступает международным гарантом для прямых инвестиций государств-участников в экономику развивающихся стран.
Банк международных расчетов осуществляет в основном функции координатора и помощника в международных расчетах между странами-участницами.
К региональным финансовым и кредитным организациям можно, например, отнести: Межамериканский банк развития, Региональные банки Азии, Африки, Латинской Америки, Европейский банк реконструкции и развития.