Финансы, деньги, кредит и банки
СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ
Формы организации финансов и внешнее проявление финансовых отношений при своем общем принципиальном единстве различаются.
Исходя из понятия финансов как системы экономических денежных отношений различают понятия: система финансов и финансовая система.
Можно сгруппировать финансовые отношения по аналогии со звеньями организации денежной системы государства, которая включает в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособлено и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.
В систему отношений государственных (публичных) финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий и государственный кредит. В систему финансов
Организаций и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также прочие субъекты хозяйствования. Кредитная (инвестиционная) и банковская системы включают в себя: Центральный банк (Банк России), коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансовый рынок.
Таким образом, система финансов - это совокупность однотипных экономических денежных отношений, объединенных в рамках единства сущности и функций общей экономической категории финансов.
В составе системы финансов следует выделять такие группы отношений, которые характерны для групп субъектов:
• государственные финансы;
• финансы организаций, предприятий и корпораций;
• кредитная (инвестиционная) и банковская сфера;
• международные финансы;
• финансовый рынок.
Исходя из форм образования и обязательности применения в указанных субъектах все финансовые отношения подразделяются:
• в системе государственных финансов, в международных финансах, в сфере государственных инвестиций, банков и государственного финансового рынка все финансовые отношения создаются и управляются общегосударственным органом управления;
• в системе финансовых отношений организаций, предприятий и корпораций, в инвестиционной сфере и на финансовом рынке финансовые отношения принимают форму государственного регулиро - . вания.
Каждая группа субъектов включает в себя отношения по:
• формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;
• использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
Схематично эти финансовые отношения можно представить в-следующем виде (рис. 5).
Государственные (публичные) финансы представляют собой сложную систему финансовых отношений, которую можно представить в виде рис. 6.
Рис. 5. Подсистемы и звенья системы финансов России |
Рис. 6. Звенья государственных финансов России |
В этой системе финансовых отношений отсутствуют отношения, связанные с доходами и расходами граждан. Эти доходы и расходы граждан участвуют в формировании и использовании денежных фондов в составе финансовых ресурсов государства (для расчета ресурсов в Балансе финансовых ресурсов) и в структуре финансовых отношений хозяйствующих субъектов.
В настоящее время бюджетная система России включает в себя следующие автономные звенья:
• Федеральный бюджет Российской Федерации.
• Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга).
• Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
• Государственные внебюджетные фонды, которые включают в себя фонды:
- социального назначения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, имеющие территориальные и муниципальные подразделения. Они решают самостоятельные обособленные задачи и имеют собственные источники доходов);
- межотраслевого и отраслевого характера.
Из системы выделен ряд подсистем и звеньев, которые имеют специфическое назначение, например инвестиционная сфера и государственный кредит.
Кредитная (инвестиционная) ц банковская сфера финансовых отношений находится на стадии становления. Сфера входит в систему отношений, которые формируются государством (хозяйствующие субъекты государственного сектора) и в систему регулируемых государством отношений (хозяйствующие субъекты негосударственного сектора), но так как входящие в нее организационные структуры непосредственно не участвуют в процессе производства, то эту сферу называют иногда «финансовой» сферой или «финансовыми посредниками».
Наряду с другими звеньями системы финансов основными задачами инвестиционной сферы являются аккумулирование и использование денежных средств, имеющихся в стране, при помощи создания и функционирования инвестиционных институтов.
Кредитную (инвестиционную) и банковскую сферу можно представить в следующем виде (рис. 7).
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено в связи с тем, что ему присущи специфические формы финансовых отношений по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой форму отношений между общегосударственным органом управления и хозяйствующими субъектами. При этом первый выступает главным образом в качестве заемщика средств, кредитора или гаранта. Необходимость и важность
Рис. 7. Звенья кредитной (инвестиционной) и банковской сферы России |
Государственного кредита связана с опережающими темпами роста расходов государства по сравнению с темпами прироста его доходов.
В подсистему финансов государственных предприятий входят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также фи- нансово-промышленные группы.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия организуются государственными органами управления и органами местного самоуправления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые вклады работников.
Учредительными документами унитарного предприятия являются уставы, которые содержат следующую информацию: предмет и цели деятельности; размеры уставного капитала и других денежных фондов; порядок и источники формирования денежных фондов. Годовые планы-заказы включают в себя: объемы и номенклатуру реализации продукции, фонды оплаты труда, лимит численности и другие плановые показатели, обязательные к исполнению.
Имущество может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Управление предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником (либо органом, уполномоченным собственником), и руководитель подотчетен собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника. Как правило, свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета
Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения создаются по решению собственника.
Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации. Предприятие несет полную ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в случае несоблюдения этого соотношения. Собственник предприятия определяет предмет и цели деятельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества. Часть прибыли предприятия принадлежит собственнику - органам власти и управлениям и входит в состав источников бюджетных доходов. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, сдачу его в аренду, использование в качестве залога, внесения в уставные фонды негосударственных предпринимательских структур и некоторые другие.
Унитарные предприятия могут учреждать дочерние предприятия, правовой статус которых отличается от статуса дочерних предприятий негосударственного сектора. Дочернее предприятие - это юридическое лицо, которое распоряжается переданным ему имуществом на правах хозяйственного ведения. Устав его утверждается учредителем, который назначает руководителя и определяет его полномочия. В случае недостаточности имущества для обеспечения ответственности по обязательствам она может быть возложена субсидиарно на учредителя.
Унитарное предприятие на праве оперативного управления является федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства Российской Федерации - собственника иа базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается собственником. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация такого предприятия осуществляется по решению Правительства Российской Федерации. Распоряжение имуществом возможно только с согласия собственника. Собственник может выделять предприятию финансовые ресурсы на различные цели, определяет порядок распределения прибыли и доходов. Произведенная предприятием продукция может реализовываться им самостоятельно, если не установлены ограничения в части государственного заказа или договорных условий.
Финансово-промышленные группы создаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1993 г., № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» и Постановлениями Правительства Российской Федерации «О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации» 1994 г., № 508 и «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп» 1995 г., № 48 и др.
Указ предусматривал в качестве стимулирования таких групп:
• передачу им в коммерческое или доверительное управление или их участнику временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий - участников финансово-промышленной группы;
• зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах, в объемах инвестиций, если финансово - промышленная группа - покупатель;
• предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов.
Финансово-промышленные группы, входящие в систему государственных финансов создаются по решению Правительства Российской Федерации или на основании межправительственных соглашений
Постановлением 1994 г. Правительство Российской Федерации установило для финансово-промышленных групп, которые формируются только из государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также созданных на основе межправительственных соглашений, проведение экспертизы: по созданию финансово-промышленных групп; по размерам предоставляемых бюджетных средств и порядке их использования; по предоставлению государственных гарантий для привлечения инвестиций.
Финансово-промышленные группы классифицируются по следующим признакам:
• по формам производственной и хозяйственной интеграции - вертикальные, горизонтальные, конгломераты;
• по отраслевой принадлежности - отраслевые, межотраслевые;
• по масштабам деятельности - региональные, территориальные, национальные, транснациональные и т. п.;
• по степени диверсификации - монопрофильные, многопрофильные.
Сфера финансового рынка включает в себя обособленную группу отношений, которые можно подразделить на:
• рынок капиталов;
• рынок кредитов;
• рынок денег;
• рынок ценных бумаг (собственно финансовый рынок).
Все отношения на финансовом рынке строятся на основе принципов рыночных отношений, и поэтому они специфичны для финансов. В России этот вид финансовых отношений находится на стадии становления, поэтому не систематизирован в достаточной степени со стороны общегосударственного органа управления экономикой.
Международные финансы включают в себя все виды финансовых отношений, которые используются внутри государства. Однако на их организацию серьезно влияют внешнеэкономические и политические отношения, которые проявляются в обязательности выполнения требований и условий международных, межгосударственных договоров.
Соответственно представленной схеме организации финансов должны выстраиваться и высшие органы власти и управления, деятельность которых должна быть направлена на выполнение единой финансово - кредитной и денежной политики на экономическом пространстве государства и в международной сфере хозяйствования.
Наряду с рассмотрением системы финансов как совокупности различных сфер финансовых отношений и объектов управления ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые отношения и одновременно являющихся субъектами управления финансами.
Целью разработки организационной структуры финансовой системы является функционирование системы финансовых отношений и обеспечение формирования и использования централизованных денежных фондов и средств государства.
Организация финансовой системы стремится к объективности, но доля субъективности зависит от многовариантности способов и методов управления. Управление финансовой системой является основным фактором, влияющим на результативность ее функционирования. Кроме того, следует учитывать, что система финансов первична по отношению к финансовой системе (хотя могут быть использованы и обратные модели).
Финансовая система через свою организационную структуру решает задачи на всех уровнях управления и должна учитывать как общеметодологические положения, так и конкретные условия хозяйствования. В связи с этим должны быть определены конкретные задачи в деятельности органов управления и разработаны конкретные мероприятия и функциональное предназначение структурных подразделений.
На рис. 8 представлена финансовая система и ее инфраструктура.
В процессе формирования и регулирования деятельности финансовой системы должны быть реализованы принципы системности, объективности, единства, целенаправленности, количественной определенности, выработки критериев и задач и другие. Финансовая система строится как иерархическая структура, которая решает общие задачи, ее конкретные звенья решают конкретные задачи в соответствии со своим предназначением.
Высшим звеном финансовой системы Российской Федерации является Федеральное Собрание (Парламент) и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.
Конкретные проработки в области законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Федеральное Собрание |
Предпринимательские структуры - хозяйствующие субъекты
Совет Федерации |
Го суд ар ств е н н ая Дума
Предприятия, организации и корпорации
Коммерческие банки и кредитные учреждения
Президент
|
Счетная палата |
Некоммерческие организации
Инвестиционные фонды и компании
Финансовый рынок |
Предприятия, организации и корпорации
Центральный банк (Банк России) Бюджетные организации |
Прочие предпринимательские структуры
Граждане
В небюджетн ые фонды
Некоммерческие организации
Государственные служащие и работники
Финансовый рынок
Рис. 8. Инфраструктура финансовой системы России
Принимаемые Федеральным Собранием законы создают нормативную базу функционирования всей финансовой системы.
Контроль за выполнением законодательства со стороны представительных органов власти осуществляет Счетная палата Российской Федерации в части управления федеральной собственностью и феде
ральными финансовыми средствами. Она независима и отчитывается только перед Федеральным Собранием.
Регламентация функционирования финансовой системы и системы финансов входит в обязанности и Президента Российской Федерации в форме Указов.
Правительство также является органом управления финансовой системой. Оио издает постановления и распоряжения.
Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансовой системой, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, налоговой, бюджетной, денежной политики и координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере финансов. Кроме того, при Министерстве финансов функционирует Главное управление федерального казначейства Российской Федерации, а в состав Коллегии Министерства финансов входят руководители Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В составе подразделений Министерства финансов Российской Федерации созданы департаменты по направлениям.
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет налогов и обязательных платежей.
Система Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является органом реализации финансовой и денежно-кредитной политики. Одновременно она выполняет регулирующие, надзорные и контрольные функции по отношению к коммерческим банкам, кредитным учреждениям и предпринимательским структурам. Следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность Банка России подлежит государственному регулированию на общих основаниях.
Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка.
Министерство государственного имущества Российской Федерации предназначено управлять государственным имуществом, осуществляя программы приватизации, финансирования государственных предприятий, организуя аукционы по продаже и приобретению имущества.
Министерство экономики Российской Федерации и другие министерства, комитеты и ведомства принимают активное участие в выполнении финансовой политики, однако это участие менее значимо и имеет косвенный характер.
Непосредственная организация и управление финансами в негосударственном секторе экономики на основе действующего законодательства осуществляется собственниками в лице руководителей финансовых и бухгалтерских служб.