Финансы, деньги, кредит и банки
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
Налично-денежный оборот, представляющий собой совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:
— расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
- оплата труда предприятиями и организациями, выплата других де нежных доходов;
- внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;
- выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений п< договорам страхования;
- выдача кредитными организациями потребительского кредита;
- оплата ценных бумаг и выплата по ним доходов;
- платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;
- уплата населением налогов в бюджет и др.
Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской деятельностью. С гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, расчеты разрешено осуществлять как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тысяч рублей, а с предприятиями потребительской кооперации - если суммы не выше 15 тысяч рублей. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утвержденное Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми цент - . рами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
В соответствиями с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее - ' предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений и банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России
На осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по предварительному с ним согласованию исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждения банка, осуществляющие его расчетно - кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатков наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы устанавливается исходя из объемов налично- денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Этот лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т. д.), а также в соответствии с договором, заключенным с учреждениями банков.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более трех рабочих дней. Предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и принятыми в их исполнении нормативными актами Банка России.
Важное значение имеет согласование с предприятиями сроков выдачи из кассы банка денежных средств на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банка ежегодно (на основании сведений предприятий о размерах и сроках предстоящих платежей) составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням).
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют такой же календарь выдач наличных денег, но уже по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают его в Банк России для свода в целом по Российской Федерации.
Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денегсо счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и ее филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдемте определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Территориальные учреждения банка России контролируют работу учреждений и банков по организации наличного денежного оборота, с соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.
С 1991 г. в нашей стране осуществлен переход от кредитного и кассового планирования денежного обращения к составлению прогнозов кассовых оборотов. Основной их целью являются определение потребностей в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, то есть сумму выпуска или изъятия из обращения.
Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступления наличных денег, их экономному использованию с целью ограничения эмиссии.
С 1 января 1998 г. Центральный банк Российской Федерации вышеуказанным Положением установил определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота (рис. 21).
Рис. 21. Порядок составления прогноза кассовых оборотов в России |
Для выяснения объема и источников поступления наличных денег в кассы учреждений банков, направления их выдач, а также определения эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал (табл. 6).
Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах, необходимых для обеспечения расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдач на основании динамических рядов и «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных
Прогноз кассовых оборотов по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег
ПРИХОД |
|
Статьи прихода |
Символы |
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации |
02 |
Поступления выручки пассажирского транспорта |
05 |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей |
08 |
Поступления выручки от зрелищных предприятий |
09 |
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги |
11 |
Поступления налогов и сборов |
12 |
Поступления от реализации недвижимости |
15 |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) |
16 |
Поступления от предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации |
17 |
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации |
' 18 |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
19 |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) |
20 |
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат |
■ 28 |
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами |
30 |
Прочие поступления |
32 |
Итого по приходу - символы 02-32 |
|
РАСХОД |
|
Статьи расхода |
Символы |
Выдачи на заработную плату |
40 |
Выдачи на стипендии |
41 |
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера |
42 |
Выдачи на выплаты социального характера |
44 |
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов |
46 |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений |
'50 |
Выдачи на другие цели |
53 |
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) |
54 |
Статьи расхода |
Символы |
Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) |
55 |
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций |
57 |
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
58 |
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации |
59 |
Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) |
60 |
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации |
61 |
Итого по расходу - символы 40-61 |
Организаций» или на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий. Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в расчетно-кассовый центр, где открыт корреспондентский счет данной организации, за четырнадцать дней до начала прогнозируемого квартала.
Расчетно-кассовые центры ежеквартально с распределением по месяцам составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций прогнозных расчетов. За семь дней до начала квартала данные прогнозы сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступления наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.
Территориальные учреждения Банка России за три дня до начала прогнозируемого квартала сообщают расчетные данные кассовых оборотов в целом по региону (по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдаче, эмиссионному результату) в Центральный банк России.
Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения банка России учитывают при разработке мер по организации налично - денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.
Кроме того, территориальные учреждения Банка России и кредитные организации составляют и направляют в Центральный банк Российской Федерации статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.
Ежеквартально территориальные учреждения Центрального банка анализируют состояние наличного оборота в регионе. Результаты анализа используются для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и реализации совместно с учреждениями коммерческих банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.