Финансы, деньги, кредит и банки

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

В практике мирового государственного строительства и хозяйство­вания существуют различные системы межбюджетных отношений. Осо­бенности их зависят от исторических условий, организационной струк­туры государственного устройства стран и от местоположения в системе мирового разделения труда и капитала.

Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от организационно-территориального и государственно­го деления. Принято различать унитарные и федеральные устрой­ства бюджетных систем.

Унитарные бюджетные системы являются высокоцентрализован­ными системами, с высокой степенью концентрации бюджетных средств, отсутствием или незначительной ролью звеньев бюджет­ной системы, отсутствием или незначительным объемом бюджет­ных прав и нижестоящих органов управления и власти.

Федеральные бюджетные системы выстраиваются на основе пре­доставления большой самостоятельности, автономии территориаль­ных органов государственной власти в использовании бюджетных средств при соблюдении принципов единства общегосударственных интересов. Принципы, на которых строятся эти бюджетные систе­мы, являются принципами бюджетного федерализма, они закреп­лены в законодательстве и в разной степени реализуются государ­ствами. Отношения, формируемые в бюджетной системе с учетом принципов федерализма, называются межбюджетным федерализ­мом.

В современной России межбюджетные отношения (бюджетный федерализм) - это отношения между органами государственной вла­сти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обес­печению бюджетного процесса по поводу обоснованного, оптимально­го формирования и распределения доходов между бюджетами и соот­ветствия их расходам, финансируемым из них. Механизм межбюджетных отношений является основой межтерриториального перераспределения бюджетных средств (ресурсов).

Принципы межбюджетных отношений регламентированы в Рос­сии Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими зако­нами.

Основными принципами межбюджетных отношений в соответ­ствии с Бюджетным кодексом России являются:

• разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• распределение и закрепление расходов бюджетов по определен­ным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• распределение по временным нормативам регулирующих дохо­дов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации;

• равенство бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченнос­ти субъектов Российской Федерации;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченнос­ти муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотно­шениях с федеральным бюджетом;

• равенство местных бюджетов и бюджетов муниципальных обра­зований во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российс­кой Федерации.

В соответствии с законом «О финансовых основах местного само­управления Российской Федерации» эти отношения основываются на принципах:

■ взаимная ответственность;

• применение единой для всех муниципальных образований мето­дологии, учитывающей индивидуальные особенности;

• выравнивание доходов;

• максимально возможное сокращение встречных финансовых по­токов;

• компенсация в случае уменьшения доходов или увеличения рас­ходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органа­ми государственной власти;

• повышение заинтересованности органов местного самоуправле­ния в увеличении собственных доходов;

• гласность межбюджетных отношений.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепления собственных до­ходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства. К таким доходам относятся:

1. Налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответ­ствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги.

Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих уровней власти. Эти органы власти получают исключительные права на взимание и использование пе­речисленных налогов.

Причем могут быть использованы такие методы закрепления как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на тер­ритории которой они собраны - например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополне­ние к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничи­ваются определенным пределом - например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Закрепленные доходы представляют собой доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в со­ответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть еди­ными или дифференцированными.

2. Неналоговые доходы, за исключением доходов от использо­вания имущества, находящегося в государственной или муниципаль­ной собственности.

3. Безвозмездные перечисления, за исключением финансовой помощи, которая не относится к собственным доходам.

Регулирующие доходы бюджетов - это доходы, которые посту­пают в виде налогов, сборов и отчислений от налогов и сборов, в виде процентных отчислений и т. п. в целях балансирования дохо­дов и расходов бюджетов, и которые установлены в законодатель­ном порядке.

Поступающие доходы концентрируются в бюджете одного уров­ня, а в последующем перераспределяются с целью балансирования объемов средств других видов бюджетов до минимально необхо­димых. Эти доходы в процентном отношении (например, по отдель­ным налогам устанавливаются ставки отчислений в различные бюд­жеты) подразделяются между бюджетами на определенный срок для выравнивания баланса доходов и расходов. Основным критерием отне­сения таких доходов к регулирующим является определенный, корот­кий срок действия, установленный законодательством.

Деление доходов и расходов на закрепленные и регулирующие ус­ловно.

В случаях, когда сумм поступлений закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для баланса и осуществления расходов, приме­няются другие методы бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование - это процесс, осуществляемый ор­ганом власти вышестоящего уровня (общегосударственным орга­ном управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюд­жетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования явля­ются:

- дотация;

- трансферт (нормативно-долевая дотация);

- субвенция, в том числе обусловленная субвенция;

- субсидия;

- бюджетная ссуда;

- взаимные расчеты;

- бюджетная компенсация.

Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация - это современная форма бюджет­ного регулирования (трансферт), когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:

- фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);

- фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

К таким средствам можно отнести: дотации закрытым администра­тивно-территориальным образованиям; средства на содержание объек­тов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение орга­нов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.

Источником выделения такой дотации является бюджетный целе­вой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступле­ний в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в об­щей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов тер­риторий на душу населения и оказание им финансовой помощи по еди­ным для всех участников правилам.

Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходова­ния не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которо­го была получена.

Обусловленная субвенция - она выдается также на определен­ный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловлен­ных субвенций такие же, как для обычной субвенции.

Субсидня - это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финан­сирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финан­сового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законода­тельством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финан­совый год.

Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполне­ния бюджетов в случае возникновения незапланированных расхо­дов в использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами.

Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и переда­ваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управления принимают какие-либо решения (об изменении дохо­дов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе ис­полнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработ­ной платы работникам бюджетной сферы.

В течение отчетного финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные орга­ны местного самоуправления не имеют права принимать решения, при­водящие к увеличению расходования бюджетных средств или сниже­нию (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы без внесения изменений и дополнений в соответствующее за­конодательство о бюджетах, которые бы компенсировали увеличение расходов или снижение (выпадение) доходов. Такая компенсационная норма закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.