Финансы, деньги, кредит и банки
Исполнение федерального бюджета Российской Федерации
Исполнение бюджета представляет собой процесс непосредственного формирования доходов и конкретное целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Основным документом является бюджет, а оперативное исполнение его осуществляется в соответствии с росписью доходов и расходов.
Роспись доходов и расходов (бюджетная роспись) - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, устанавливающий использование бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств всех уровней по бюджетной классификации.
Структура доходов федерального бюджета включает в себя:
• налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;
• неналоговые доходы, в том числе:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в аренду имущества, земли;
- проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
- часть прибыли Центрального банка Российской Федерации;
- платежи от государственных и муниципальных организаций и предприятий;
- плата за выделение квот;
- доходы от продажи имущества, земли и нематериальных активов;
- доходы от реализации государственных запасов;
- административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
• доходы целевых бюджетных фондов, в которые входят следующие фонды:
- Федеральный и территориальные дорожные фонды;
- Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
- Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Федеральный и территориальные экологические фонды;
- некоторые другие фонды.
Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. В частности, основные средства бюджета направляются на:
• государственное управление;
• международную деятельность;
• оборону;
• правоохранительную деятельность и обеспечение государственной безопасности;
• содержание судебной системы;
• финансирование отраслей хозяйствования: промышленности, . сельского хозяйства, строительства и др.;
■ развитие инфраструктуры;
• образование;
• культуру и искусство;
• социальную политику;
• здравоохранение и физическую культуру;
■ другие цели, включая предоставление ссуд;
• прочие расходы, в том числе: резервные фонды, финансовая помощь, государственная поддержка;
• расходы целевых бюджетных фондов;
• всего расходов.
Кроме того, все расходы подразделяются на расходы капитального характера и текущие расходы. Расходы капитального характера предназначены, например, на новое строительство, реконструкцию, развитие государственной и муниципальной собственности и др. В состав текущих расходов включаются, например, расходы на содержание органов государственной власти, на оборону, науку, социальную сферу, компенсационные выплаты и др.
Средства бюджета могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объемы финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.
Для реализации государственных проектов, имеющих государственное значение, может использоваться потенциал Бюджета развития Российской Федерации. Он является источником важных государственных инвестиций.
Ответственными государственными органами, отвечающими за исполнение федерального бюджета, являются:
• Министерство по налогам и сборам и его подразделения, которые контролируют полноту исчисления и уплаты налогов и сборов во всех уровнях экономики;
• Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществляющий сбор доходов от внешнеэкономической деятельности всех хозяйствующих субъектов;
• Федеральный комитет по управлению государственным имуществом и Федеральный фонд государственного имущества, которые осуществляют сбор средств от использования и продажи имущества;
• Главное управление федерального казначейства и его подразделения, в функциональные обязанности которых входит:
- организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами при помощи счетов казначейства в банках;
- регулирование взаимоотношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами различных уровней, государственными внебюджетными фондами и контроль;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
- разработка методологии и инструкций по порядку ведения учетных операций, ведение операций по учету государственной казны;
- распределение мобилизованных денежных средств через налоги, сборы, другие платежи по уровням бюджетной системы производится методами и формами бюджетного регулирования.
Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета соответствующих бюджетов или учреждениями казначейства.
Формирование доходов федерального бюджета предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности, контроль за формированием доходной части бюджета.
В процессе исполнения бюджета денежные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (бюджетные ассигнования), направляются по их целевому назначению в соответствии со статьями, разделами и подразделами бюджета. Распорядители бюджетных средств подразделяются на:
• главных распорядителей средств федерального бюджета - органы государственной власти Российской Федерации (в лице руководителей), имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов;
• главных распорядителей средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение (в лице руководителя), наделенные правом распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям.
В целях реализации бюджетной политики и эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании и усиления контроля, целевым использованием денежных средств образована единая система органов федерального казначейства. Эта система состоит из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов. Казначейство и его подразделения подчиняются Министерству финансов Российской Федерации, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков.
Исполнение бюджета осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования.
Санкционирование включает в себя:
• утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• уточнение смет доходов и расходов по распорядителям средств федерального бюджета;
■ утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов объемов бюджетных ассигнований;
■ принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета и их подтверждение.
Процедура финансирования состоит именно в расходовании бюджетных средств. Неиспользованные средства, оставшиеся на едином счете федерального бюджета, подлежат учету в качестве остатка на начало следующего года. Бюджетное финансирование - это процесс предоставления денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Оно базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предоставления средств. К принципам бюджетного финансирования можно отнести:
• получение максимального эффекта от использования бюджетных средств. Эффект может выражаться в увеличении ресурсов государства или в решении социально-экономических задач;
■ строго целевой характер использования бюджетных средств;
• предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с учетом использования ранее отпущенных средств;
• безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований. К бюджетному финансированию можно отнести и предоставление бюджетных кредитов.
На практике государство использует следующие разновидности предоставления бюджетных средств: финансирование по системе «нетто - бюджет» и по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные средства предусматриваются и направляются на ограниченный круг расходов, при второй — бюджетные средства используются для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании, на все виды текущих и капитальных расходов.