Финансы, деньги, кредит и банки
Государственный и муниципальный кредит
Управление государственным долгом
Развитие финансовых отношений и корректировка функционального назначения государства в экономической сфере приводят к изменениям методов и форм Государственного управления и регулирования. Бюджет современного государства, как система отношений и как единый фонд денежных средств государства, использует все имеющиеся методы и формы для выравнивания баланса между доходами и расходами. Одним из таких методов аккумулирования денежных средств в доходной части бюджета государства, источником финансирования государственных расходов и является государственный кредит (займы).
Государственный кредит (в широком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фонда государства на условиях срочности, платности и возвратности и его использования с целью реализации функций государственного управления.
Государственный кредит является совокупностью отношений, где одной из сторон выступает государство, а другой стороной - кредиторами или заемщиками — выступают иные государства, организации и граждане. Основой таких отношений является, с одной стороны, изъятие свободных денежных отношений (их перераспределение) на условиях срочности, платности и возвратности и, с другой стороны, предоставление финансовой помощи или финансирование государственных расходов. Признание на уровне государственной политики применения несбалансированного государственного бюджета в Российской Федерации и привело к расширению на эти цели использования государственного кредита.
Необходимость использования системы государственного кредита (займов) обусловлена неравномерностью экономического развития экономики и кредита вообще. Возможность использования государственного кредита обусловлена и существованием денег, выполнением ими таких функций, как накопление и сохранение стоимости. Как правило, в условиях экономического подъема роль государственного кредита падает и возрастает роль государственных займов, а в условиях спада — роль государственного кредита возрастает, а государственных займов падает. Таким образом, проявляются разные стороны финансового метода регулирования экономики - финансовой политики в области государственного кредитования.
Государственный кредит (в узком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих между государством и другими государствами, организациями, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с целью достижения баланса между доходами и расходами государственного бюджета для выполнения государством своих функций и обязательств.
В том случае, если государство выступает в таких отношениях в качестве кредитора, такие операции показывают активное функциональное назначение государственного кредита. Основной формой проявления таких операций могут быть объемы бюджетных кредитов, казначейских ссуд и т. п. Такое проявление государственного кредита является положительным, так как увеличиваются доходы государства от финансовых операций.
Когда государство выступает в качестве заемщика средств - проявляется пассивная роль государственного кредита. Основным проявлением таких отношений является рост объемов государственных займов. Вся совокупность государственных займов характеризует величину государственного долга.
Однако государственный кредит, являющийся финансовой категорией, нельзя относить в силу его сущностных характеристик к традиционному понятию банковского кредита.
Банковский кредит, как правило, покрывается за счет производительного использования денежных средств и получения прибыли. При кредитован™ государства целью кредита является привлечение дополнительных источников для покрытия государственных бюджетных расходов, которые, как правило, носят непроизводительный характер (социальные, военные и другие расходы). Источником покрытия займов и процентов по ним являются бюджетные средства государства. Причем эти средства используются из будущих бюджетных средств, полученных, в том числе, от сумм налогов. Численный состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как правило, не совпадает.
В процессе банковского кредитования используется система имеющихся в практике мер обеспечения, которая разрабатывается исходя из сложившихся экономических условий. Государственные займы, как правило, либо не имеют залога, либо имеют золотое обеспечение (при внутреннем заимствован™) или обеспечение собственностью (при внешнем заимствовании). В условиях заимствований у граждан государственный кредит предусматривает значительную роль привлекательных мероприятий, рассчитанных на внешнее проявление эффективности вложений для кредиторов.
Банковский кредит является средством перераспределения средств в ограниченных пределах с целью увеличения прибыли (доходов) конкретных предпринимательских структур. В условиях государственного регулирования экономики в процессе привлечения средств в фонды государственного бюджета используется весь спектр форм его привлекательности, однако меньше в части, например, льготного налогообложения, стабильности доходов, принудительности и т. п. Государственный кредит выражает отношения перераспределения в рамках экономической системы и на основе использования государственного регулирования. Именно в процессе выплат процентов и дивидендов и проявляется этот перераспределительный характер отношений.
Понятия государственный кредит и государственный заем в экономической литературе трактуются как синонимы. Однако следует иметь в виду их некоторые отличия друг от друга. Государственный кредит представляет собой более широкое понятие, чем государственный заем. Государственный кредит включает в себя экономические денежные отношения по поводу мобилизации и использования денежных средств при помощи заключения кредитных договоров и договоров займа.
Государственный заем объединяет в себе лишь систему экономических денежных отношений в соответствии с требованиями договоров займа - непосредственно: условий самих договоров займа и условий предоставления государственных гарантий (гарантии, как правило, выдаются Министерством финансов Российской Федерации под конкретные займы).
Государственные займы классифицируются по следующим признакам:
• По степени централизации заемных средств (заемщика):
- федеральные;
- субъектов Федерации;
- местных органов самоуправления (муниципальные займы).
• По месту размещения: внутренние и внешние.
• По способу размещения: обращаемые на рынке и необращаемые.
• По срокам действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
• По степени обеспеченности: обеспеченные и не обеспеченные имуществом.
• По показателям доходов: процентные (с дисконтом, без дисконта), беспроцентные, бескупонные, с купоном (нулевым, твердым доходом, плавающим доходом).
Государственный долг представляет собой величину меньшую, чем государственный кредит. Государственный кредит включает в себя две большие части: кредит (заем) выданный и кредит (заем) полученный. Государственный долг включает в себя только кредит (заем) полученный.
Государственный долг помимо кредитов (займов) включает в себя суммы задолженности субъектам хозяйствования и процентов по ней. Величина государственного кредита (займа) не учитывает суммы задолженности и процентов по ней, так как эти суммы не соответствуют требованиям, предъявляемым к кредиту и займам как таковым.
К государственному долгу можно отнести, исходя из внешних признаков проявления и экономической сущности, всю задолженность субъектов хозяйствования друг перед другом.
В сумму государственного долга кроме кредитов (займов) включаются:
• обычная и просроченная задолженность по заработной плате, пенсиям и пособиям гражданам;
• налоговый инвестиционный кредит;
■ бюджетный кредит (инвестиционный, валютный, ссуды и другие инструменты бюджетного регулирования в соответствии с требованиями кредита как такового);
• неоплаченный государственный заказ, товарный кредит;
• неиспользованные финансовые обязательства и проценты по ним;
• и другие.
Как правило, государство является заемщиком средств, а иные государства, организации и граждане - кредиторами. Поэтому понятие государственного кредита в экономической литературе приравнивают к государственному долгу.
Таким образом, государственный долг (в широком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фонда государства на условиях срочности, платности и возвратности с учетом системы государственного регулирования задолженности и ее использования с целью реализации функций государственного управления.
Такое определение государственного долга характерно для всех государств и особенно для экономики современной России, когда сумма задолженности значительна и приобретает систематический, постоянный характер.
Государственный долг (в узком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих между государством с другими государствами, организациями, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с учетом сумм задолженности по обязательствам государства и процентам по ней для достижения баланса между доходами и расходами государственного бюджета.
Другими словами, государственный долг представляет собой сумму задолженности по всем государственным обязательствам и процентов по ней перед хозяйствующими субъектами.
Всю совокупность государственных займов можно разделить на внутренний и внешний государственные займы.
Под внутренним государственным займом понимается совокупность денежных отношений на финансовом рынке в пределах территории страны, связанных с формированием денежных фондов государства и финансированием государственных расходов в национальной валюте. Он представляет собой основную часть внутреннего государственного долга, определяющую финансовое состояние экономики. Прямой зависимости между величиной государственного долга и состоянием экономики нет.
Внешний государственный заем представляет собой совокупность денежных отношений на международных финансовых рынках и заимствование средств в иностранной валюте у иностранных субъектов хозяйствования.
Займы на внешних рынках подразделяются на две большие группы: коммерческие и политические.
При заключении договоров коммерческих займов кредиторами выступают преимущественно крупные банки, корпорации и т. п., основная цель функционирования которых - получение максимальной прибыли. При заключении политических договоров займов в лице кредиторов выступают правительства других стран, а условия заключения договоров предусматривают низкие проценты с выполнением условий или предложений политического характера.
Внешний долг государства в основном и включает в себя величину внешних займов. Но абсолютные цифры его не являются показателями финансового состояния страны на мировом хозяйственном рынке.
Таким образом, содержание внутреннего государственного долга отражает совокупность обязательств государства (федерального правительства) перед хозяйствующими субъектами - резидентами, выраженную в национальной валюте. Содержание внешнего государственного долга отражает совокупность обязательств государства (федерального правительства), выраженную в иностранных валютах, перед хозяйствующими субъектами - нерезидентами. Однако такое деление является условным в связи с усложнением хозяйственных и экономических связей государств и самих хозяйствующих субъектов.
Государственный внутренний долг Российской Федерации (правительства) имеет следующую структуру:
• кредиты, полученные Правительством Российской Федерации;
• государственные займы от имени Правительства Российской Федерации;
• долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации;
■ задолженность прошлых лет (долговые обязательства СССР).
Следует учитывать, что Российская Федерация (федеральное правительство) не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и местных органов самоуправления, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.
При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государственный долг.
4-3316
Капитальный долг - это совокупность всех выпущенных и не погашенных на данный момент (на определенную дату) долговых обязательств государства (федерального правительства), включая и проценты по ним, подлежащие уплате.
Под текущим долгом понимается: сумма расходов текущего периода, направленных на погашение государственного долга, срок оплаты которого не наступил; платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде; расходов на уплату ежегодных процентов по обслуживанию капитального долга, переходящего на будущее.
Мировая практика использует много видов финансовых долговых обязательств государства. Их можно подразделить по видам в зависимости от:
• состава инвесторов: реализуемые среди граждан, реализуемые среди организаций, универсальные;
• эмитентов: федеральное правительство, органы власти субъектов Федерации, органы власти местного самоуправления;
• срочности: краткосрочные и долгосрочные;
• доходности: процентные, выигрышные, беспроцентные;
• методов размещения: добровольные и принудительные;
• техники эмиссии: документарные, бездокументарные (идеальные);
■ способности обращаться на фондовом рынке: обратимые (торговля происходит во всех секторах фондового рынка), необратимые (не подлежащие купле-продаже). Наиболее распространенной формой оформления государственных займов являются облигации, наряду с казначейскими векселями, казначейскими сертификатами и др. Государственная облигация — долговая ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства, которое дает право держателю получить в определенный срок основную сумму долга и проценты по нему. Причем выплаты доходов могут производиться разными способами:
• с установлением фиксированного процентного платежа;
• применяя ступенчатые ставки;
• используя плавающие процентные ставки; с индексированием номинальной стоимости;
• когда реализация производится со скидкой (дисконтом);
• через выпуск и реализацию выигрышных займов.
В настоящее время все виды ценных бумаг в России оказались обесцененными, и доверие к ним подорвано. Ниже приводится характеристика основных видов государственных облигаций, функционировавших на российском фондовом рынке:
• Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) - это облигации в бескупонной форме, эмитент — Министерство финансов Российской Федерации, выпускались на срок три, шесть и двенадцать месяцев.
■ Казначейские обязательства (КО) - это облигации в безбумажной форме, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, выпускались на срок от 50 дней до одного года в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях.
• Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - облигации в документальной форме на предъявителя, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, купонные со сроком погашения от 1 года до 15 лет.
• Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ) - облигации с переменным плавающим купонным доходом, именные, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, срок погашения от 1 года.
• Государственный сберегательный заем — облигации в документальной форме, на предъявителя, с постоянным процентным доходом, срок погашения 1-2 года.
• Золотые сертификаты — ценные бумаги на срок до 1 года с невысоким доходом, эмитент — Министерство финансов Российской Федерации.
■ Кроме того, для погашения государственного долга выпускались: государственные долгосрочные обязательства (ГДО), облигации федерального займа с постоянным купоном, облигации государственного нерыночного займа, государственные жилищные сертификаты и др.
В настоящее время на рынке ценных бумаг функционируют лишь некоторые виды государственных облигаций: облигации Банка России (ОБР) - облигации бескупонные, краткосрочные, именные, бездокументарные. Эмитированы Центральным банком Российской Федерации.
По типу субфедеральные и муниципальные ценные бумаги не отличаются от государственных (федеральных) ценных бумаг. В мировой практике они подразделяются на кратко-, средне - и долгосрочные и по видам обеспечения подразделяются на:
• Облигации под общее обязательство.
• Облигации под доход проекта.
• Облигации под специальный налог.
В России рынок субфедеральных и муниципальных бумаг также практически перестал существовать. Функционировали субфедеральные и муниципальные облигации с общим покрытием И доходные (целевые), муниципальные займы.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по обслуживанию уже существующего государственного долга, его погашению, разработке условий привлечения и размещения новых займов, а также по обеспечению выполнения интересов заемщика и кредиторов.
Процесс управления включает в себя такие методы, как погашение действующих займов, эмиссия новых займов, рефинансирование задолженности, консолидация, конверсия и унификация займов, отсрочка и аннулирование старых долговых обязательств и т. п.
Управление государственным долгом должно основываться на выполнении следующих принципов: единства, снижения рисков, оптимальности структуры, сохранения финансовой независимости. В частности, к основным задачам по сокращению государственного долга можно отнести: стабилизацию и подъем производства в традиционных секторах экономики, организацию эффективного государственного и финансового регулирования экономики, сокращение расходов бюджета на непроизводительные статьи и др.
Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом, который представляет собой превышение расходной части государственного бюджета над доходной. Бюджетный дефицит возникает тогда, когда появляется необходимость влиять через финансовые инструменты на рост доходов государства. Его величина зависит от многих факторов, в том числе от:
• изменения общеэкономической ситуации, экономической политики;
• осуществления крупных инвестиционных проектов на государственном уровне;
• ошибки в управлении государственными структурами;
• изменения внешних условий и др.
Разработаны и применяются определенные методы управления бюджетным дефицитом. В частности, к ним относятся:
• эмиссия денег и мероприятия по стабилизации национальной валюты;
• размещение внутренних займов, развитие финансового рынка;
• взаимные кредиты государств, государств и граждан;
• налоговая политика, бюджетная политика и мероприятия по контролю;
• сокращение расходов, обоснование рациональности финансирования и устранение многоканальности;
• методическое обеспечение организации и планирования показателей, отражающих объемы дефицита, управления доходами и расходами государственного бюджета;
• и другие, в зависимости от исторических, политических и экономических внутренних и внешних условий.