Финансы, деньги, кредит и банки
Государственные внебюджетные фонды
Часть денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций в Российской Федерации, сконцентрирована вне бюджетных средств государства в виде самостоятельных денежных фондов. Такие фонды носят статус внебюджетных и имеют ярко выраженный социальный характер.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
■ Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного государственного финансово-кредитного учреждения являются аккумулирование и целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Средства Фонда направляются на:
• выплату государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим;
• выплату компенсаций пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам;
• выплату пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
• финансирование государственных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;
• осуществление единовременных денежных выплат;
• капитальные вложения и проектные работы, создание информационных автоматизированных систем;
• содержание органов управления Фондом, подготовку и переподготовку кадров;
• возврат кредитов и ссуд коммерческих банков;
■ создание инфраструктуры персонифицированного учета и организацию защиты пенсионных прав работающих граждан и пенсионеров;
• и другие.
Деятельность Фонда осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства и макроэкономическими прогнозами социально - экономического развития Российской Федерации.
Основные суммы Фонда формируются на основе отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу работодателей и - индивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставки отчислений единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации (при сумме выплат до 100 тыс. рублей за календарный год) установлены в размере:
- для организаций-работодателей - 28% от налогооблагаемой базы;
— для индивидуальных предпринимателей — 19,2%. Минимальные ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской
Федерации (при величине выплат более 600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:
- для организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600 000 руб.
- для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.
Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:
• средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсйй-и пособий;
• средства Фонда социального страхования Российской Федерации;
• доходы от капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов Фонда коммерческими банками;
• пени и финансовые санкции;
• добровольные взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.
Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации
Средства фонда социального страхования Российской Федерации являются средствами государства, находящимися в управлении государственного финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его исполнение утверждаются Правительством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими задачами:
• способствовать материальному обеспечению граждан, не участву;. щих в общественном воспроизводственном процессе;
• обеспечивать гарантированные государством выплаты:
- пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение;
- денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
- другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
• участвовать в разработке и осуществлять реализацию государственных программ по охране здоровья работников, улучшению социального страхования;
• обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхования на перспективу;
• разрабатывать совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предложения о размерах тарифов страховых взносов для достаточного обеспечения социального страхования граждан;
• организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров специалистов для системы социального страхования;
• вести учет страховых взносов, платежей и др.
Формирование денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников:
• Отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год составляют для организаций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы. Минимальные ставки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации от сумм единого социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.
• Доходы от инвестирования временно свободных средств и их капитализации.
• Добровольные взносы организаций и граждан.
• Ассигнования из федерального бюджета.
• Специальные займы и др.
Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Обязательное медицинское страхование является обязательной составной частью государственного страхования граждан Российской
Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.
Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Федерального фонда являются:
• обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
• обеспечение финансовой стабильности системы страхования на перспективу;
• участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
• разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов в части объема и качества предоставляемых услуг;
• финансирование целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки кадров;
• финансирование материально-технической базы здравоохранения.
В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в частности:
• обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому страхованию через систему функционирования страховых компаний;
• финансирование обязательного медицинского страхования;
• дотирование филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного среднедушевого норматива;
• формирование нормированного страхового запаса;
• финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе;
• финансирование мероприятий совместно с органами управления здравоохранения;
• содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет:
• отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставки отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования установлены отдельно для федерального фонда и территориальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере соответственно:
- для организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,
- для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%. Минимальные ставки отчислений от единого социального налога в
Федеральный и, соответственно, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 ООО руб. за календарный год в следующих размерах:
- для организаций-работодателей - 700 руб.,
- для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;
• ассигнований из федерального бюджета на выполнение региональных программ обязательного медицинского страхования;
• добровольных взносов организаций и граждан;
• доходов от использования и капитализации временно свободных денежных средств;
• нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда;
• прочих поступлений.
Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.
Единый социальный налог (взнос)
Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве основного источника государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального налога (взноса) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками налога признаются:
• работодатели, производящие выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица);
• индивидуальные предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.
Не являются налогоплательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Объектом обложения признаются:
• выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям;
• вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, авторским, лицензионным договорам;
• выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты;
• доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, — для индивидуальных предпринимателей.
Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме, в виде материальной помощи или безвозмездных выплат, в виде материальной выгоды.
Не подлежат налогообложению:
• государственные пособия;
• государством закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;
• суммы единовременной материальной помощи в особых случаях;
• суммы страховых взносов по обязательному страхованию работников в соответствии с законодательством;
• доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;
• и другие.
От уплаты налога освобождаются:
• организации с сумм выплат категориям работников-инвалидов (общественные организации инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных целей, и некоторые другие);
• иностранные граждане - индивидуальные предприниматели;
• налогоплательщики-инвалиды; ■ и другие.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом — календарный месяц.
Суммы налога, подлежащего уплате:
• работодателями — суммы налога рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно нарастающим итогом с начала года и уплачиваются ежемесячно в форме авансовых платежей. По истечении календарного года (не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом) сумма налога рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно и в налоговый орган по установленной форме представляется налоговая декларация;
• налогоплательщиками, не являющимися работодателями, - суммы налога рассчитываются налоговым органом нарастающим итогом с начала года и уплачиваются три раза в год в установленные сроки (по уведомлению). По истечении календарного года расчет сумм налога
Производится налогоплательщиком самостоятельно и в налоговый
Орган до 30 апреля представляется налоговая декларация.
Общая сумма единого налога в соответствии с Налоговым кодексом составляет:
• для организаций-работодателей:
- при сумме выплат до 100 ООО руб. - 35,6% от налогооблагаемой базы,
- при сумме выплат от 100 001 руб. до 300 000 руб.:
35 600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб.;
- при сумме выплат от 300 001 руб. до 600 000 руб.:
75 600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб.;
- при сумме выплат свыше 600 000 руб.:
105 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.
• для индивидуальных предпринимателей:
- при сумме выплат до 100 000 руб. - 22,8% от налогооблагаемой базы;
- при сумме выплат от 100 001 руб. до 300 000 руб.:
22 800 руб. + 12,8% с суммы, превышающей 100 000 руб.,
- при сумме выплат от 300 001 руб. до 600 000 руб.:
48 400 руб. + 6,4% с суммы, превышающей 300 000 руб.
- при сумме выплат свыше 600 000 руб.:
67 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.
Уплата налога производится во все эти фонды отдельными платежными поручениями.