Финансы, деньги, кредит и банки
Фонд развития таможенной системы Российской Федерации
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации Фонд развития таможенной системы формируется из поступлений средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность на основании решений таможенных органов или судов по контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенных отношений.
Кроме того, в доход фонда включаются таможенные налоги и сборы, штрафы и некоторые другие поступления. В состав таможенных платежей входят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств и в других установленных законодательством случаях:
• таможенная пошлина;
• налог на добавленную стоимость;
• сборы за выдачу и продление аттестатов и лицензий;
• таможенные сборы за таможенное оформление;
• таможенные сборы за таможенное хранение;
• таможенные сборы за таможенное сопровождение;
• плата за информирование и консультирование;
• плата за принятие предварительного решения;
• другие платежи и сборы.
Плательщиками платежей и сборов являются декларанты или лица, ответственные за уплату (например, таможенные перевозчики). Уплата производится в сроки, установленные для отдельных видов платежей, например до момента произведенной таможенным органом услуги или одновременно с нею. Уплата налогов и сборов может производиться в различных видах валют, установленных законодательством в соответствующем перечне.
Средства фонда используются на укрепление материально-технической базы и социальной сферы таможенных органов, таможенных лабораторий, государственных научно-исследовательских и специальных учебных учреждений, в частности на: текущее содержание; приобретение вооружения, специальной техники и средств связи; капитальное строительство и приобретение оборудования; содержание объектов здравоохранения и образования; проведение НИОКР и другие.
Средства данного фонда формируются за счет поступлений в федеральный бюджет и государственные целевые бюджетные фонды от сумм налогов и сборов с учетом дополнительно взысканных сумм с налогоплательщиков по результатам проведения контрольной работы. Сумма средств фонда, учтенная в бюджете, увеличивается на величину средств, поступающих в виде финансовых санкций.
Средства фонда расходуются в соответствии с решением Правительства Российской Федерации:
• на содержание и развитие инфраструктуры Министерства по налогам и сборам и его подразделений;
• на содержание и развитие инфраструктуры Федеральной службы налоговой полиции и ее подразделений.
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Указанный фонд состоит из федерального фонда и территориальных фондов.
Федеральный фонд формируется за счет отчислений налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые уплачивают пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Не являются плательщиками отчислений пользователи недр при добыче трудноиз - влекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при оплате за свой счет поисковых и разведывательных работ на разрабатываемых месторождениях. Налогооблагаемой базой отчисления является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. В его состав включаются: собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку, товарные руды, концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов и т. п.
Ставки отчислений устанавливаются законом Российской Федерации в процентах к стоимости первого товарного продукта без учета НДС, акцизов и экспортных налогов и пошлин, в котором определены отчисления в федеральный бюджет и в территориальные бюджеты в соответствии с государственными программами. Эти программы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Федерации согласовываются с Министерством экономики Российской Федерации. Уплата отчислений производится ежемесячно или ежеквартально в зависимости от величины среднемесячных платежей.
Отдельные категории освобождаются от уплаты отчислений, в частности:
• собственники, владельцы участков земли, осуществляющие добычу полезных ископаемых на принадлежащих им или арендованных ими участках не для реализации;
• пользователи, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное и т. п. назначение;
• и другие.
Средства фондов расходуются на осуществление государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, на управление Государственным фондом недр, на геологоразведочные мероприятия и т. п. нужды.
Кроме того, территориальные фонды могут формироваться и за счет отчислений от других платежей за природные ресурсы.
Государственный фонд борьбы с преступностью
Формирование фонда осуществляется за счет средств: ■ полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу решениям судов;
• образовавшихся от реализации изъятого при проведении оператив - но-розыскных мероприятий имущества, признанного бесхозным;
• взимаемых за выдачу лицензий на право продажи оружия и лицензий на приобретение оружия гражданами и организациями;
• полученных от взыскания штрафов, налагаемых в административном порядке и по приговорам судов;
• в виде добровольных взносов, пожертвований;
• и другие.
Средства фонда расходуются на приобретение специальной техники, средств связи и специальной военной техники и средств связи, на научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские работы. По распоряжению правительства они распределяются между Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации.
Фонд развития Федеральной пограничной службы
В доходы данного фонда зачисляются:
• средства, полученные органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации от взимания сборов за пограничные процедуры при осуществлении пограничного контроля и продлении просроченных виз;
• часть средств, полученных в виде штрафов за нарушения государственной границы и пограничной зоны;
• часть средств, вырученных от реализации имущества, конфискованного в результате нарушения пограничного режима.
Средства фонда являются дополнительным источником бюджета и предназначены на обустройство государственной границы, техническое и иное оснащение, улучшение социального обеспечения работников и военнослужащих. Использование средств производится в соответствии с требованиями законодательства о бюджете на:
• разработку, закупку, эксплуатацию и обслуживание техники и оружия;
• материально-техническое оснащение и боевую подготовку личного состава;
• содержание образовательных, научно-исследовательских учреждений, объектов здравоохранения;
• прочее.
В России создана система государственных экологических фондов, которые включают в себя федеральные фонды, фонды субъектов Федерации и фонды местных органов власти.
Средства данных фондов направляются на финансирование природоохранных мероприятий, восстановление окружающей среды, компенсации по причиненному ущербу экологии и другие цели. Это:
• оздоровление окружающей природной среды;
• воспроизводство природных ресурсов;
• научно-исследовательская деятельность;
• внедрение экологически чистых технологий;
• строительство очистных сооружений;
• выплаты компенсаций в возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан и природной среде;
• другие нужды.
Источниками средств этих фондов являются доходы, полученные:
• от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за размещение вредных отходов и другие виды загрязнений;
• по искам о возмещении вреда и штрафам за экологические правонарушения;
• от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции;
• полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого участия экологических фондов в деятельности организаций;
• и другие поступления.
Бюджетные фонды являются составной частью бюджетной системы и бюджета государства как единого денежного фонда. На практике применяются различные методы формирования средств этих фондов и их расходования в зависимости: от методов - налоги, сборы, ассигнования из бюджета, займы и т. д.; от сроков действия - постоянные и временные; от принадлежности - государственные, межгосударственные, органов власти и т. д.
В субъектах Федерации и на уровне местных органов самоуправления также создаются денежные фонды в рамках бюджетов, которые предназначены для решения конкретных целей и формируются из обозначенных в законодательстве источников.