Финансы, деньги, кредит и банки

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль представляет собой одну из основных функций общегосу­дарственного органа управления экономикой, состоящую в системати­ческой проверке субъектов и объектов контроля.

Финансовый контроль - это деятельность общегосударственного органа управления экономикой в лице законодательных и исполнитель­ных органов власти всех уровней и специально созданных учреждений, состоящая в проверке обоснованности процессов движения совокупно­го общественного продукта по формированию и использованию цент­рализованных и децентрализованных денежных фондов и средств.

Субъектами финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты, включая государственные органьГуправленйя^предпринима- тельскиеструктуры всех форм собственности и организационно-право­вых форм и т. п.

Финансовый контроль - это стоимостной контроль. Он осуществля­ется во всех сферах воспроизводственного процесса и сопровождает процесс движения денежных фондов и средств. Поэтому объектом фи­нансового контроля являются экономические денежные отношения.

Финансовый контроль включает в себя надзор и контроль за соблю­дением экономического и финансового законодательства хозяйствую­щими субъектами в процессе формирования и использования денеж­ных фондов и средств, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и обоснование целесообразности произведенных затрат и рас­ходов.

Финансовый надзор представляет собой самостоятельную сферу контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью соблю­дения законодательства в области лицензирования, квотирования и дру­гих ограничений или разрешений при совершении финансовых и де­нежных операций. Он предполагает выполнение надзорной функции органами управления в части соблюдения законодательно установлен­ных правил, норм и нормативов.

Финансовый контроль способствует реализации финансовой поли­тики государства, созданию условий для финансовой стабилизации.

К вопросам сферы контроля относятся: разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов и контроль за финансовой деятельностью дру­гих звеньев государственных финансов. Финансовый контроль за дея­тельностью других хозяйствующих субъектов затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая на­логи и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесо­образности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, установленных правил организации денежных расчетов, ве­дения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Объектами финансового контроля являются денежные отношения, распределительные и перераспределительные процессы при формиро­вании и использовании денежных фондов и средств, а конкретными кон­тролируемыми стоимостными показателями - прибыль, доходы, рента­бельность, издержки.

Государственный финансовый контроль проводится органами зако­нодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации.

Ija федеральном уровне таким органом является Парламент Россий­ской Федерации, который осуществляет контроль при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета о его исполне­нии. ~

Органом финансового контроля Государственной Думы и Совета Федерации является Счетная палата Российской Федерации. Деятель­ность ее направлена на: все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управ­ляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. Однако она не может осуществлять контроль за деятельностью организаций, подведомствен­ных субъектам Федерации и органам местного самоуправления. К тому же, она не наделена правами самостоятельного применения мер воздей­ствия к нарушителям.

На уровне субъекта Федерации такие же задачи выполняют конт­рольно-счетные палаты.

Органом финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации, которое кон­тролирует исполнение бюджета и расходование государственных средств и фондов. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за ис­пользованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Особая роль в осуществлении государственного финансового конт­роля отводится действующему при Министерстве финансов РФ Конт­рольно-ревизионному управлению (КРУ), имеющему территориальные и местные подразделения. В соответствии с действующим законодатель­ством КРУ: проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства фе­дерального бюджета; контролирует фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей в бюджетных учреждени­ях; осуществляет встречные проверки организаций, связанных с реви­зуемым объектом; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Федеральное казначейство также является органом государственно­го финансового контроля в составе Министерства финансов РФ. Глав­ное управление казначейства занимается контролем за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюд­жета Российской Федерации и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а территориальные органы контролируют поступление и исполь­зование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных бюджетных фондов на территории субъектов Федерации.

Задачами органов государственного налогового контроля является соблюдение налогового законодательства, систематизация учета, отчет­ности, контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению, и проведение налоговых проверок. В соответствии с законодательством РФ такими полномочиями наделены Министерство по налогам и сборам и таможенные органы (в случаях, предусмотрен­ных Налоговым кодексом РФ). Кроме того, в соответствии с положени­ями Таможенного кодекса РФ таможенные органы имеют полномочия в области контроля при перемещении товаров через таможенную гра­ницу России.

Деятельность Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации регламентируется Налоговым кодексом РФ и Законом о ней, но к налоговым органам она не относится. К функциям налоговой поли­ции относятся предупреждение, выявление, пресечение и расследова­ние нарушений налогового законодательства, которые классифициру­ются как преступления или административные правонарушения и носят оперативно-розыскной характер.

Кроме того, финансовый контроль осуществляется и другими госу­дарственными органами: Центральным банком Российской Федерации (Банком России), Министерством государственного имущества и Ми­нистерством по антимонопольной политике и поддержке предпринима­тельства Российской Федерации, Федеральной комиссией по ценным бумагам Российской Федерации и др.

Финансовый контроль включает в себя проверку:

• соблюдения требований экономических законов (оптимальности про­порций в распределении и перераспределении национального дохода);

• составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

• эффективности использования ресурсов хозяйствующих субъектов;

• налоговых взаимоотношений.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

• обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом в соответствии с законодательством;

• выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансо­вых ресурсов и результатов;

• организация сбалансированности между источниками финансовых ресурсов и размерами имеющихся денежных средств.

Исходной информацией для осуществления финансового контроля является отчетная документация, поэтому важную роль в обеспечении качества контроля играют:

• уровень организации бухгалтерского, бюджетного, налогового учета в хозяйствующих субъектах;

• уровень организации контроля;

• применяемые виды контроля и методы его проведения.

В зависимости от организаций (субъектов), осуществляющих фи­нансовый контроль, различают следующие Виды контроля: _

Общегосударственный - проводят высшие органы законодательной и исполнительной власти;

Ведомственный - осуществляют структурные подразделения мини­стерств, ведомств;

Внутрихозяйственный - проводится экономическими и финансовы­ми службами предпринимательских структур;

Общественный — организуют и проводят неправительственные орга­низации;

Независимый - проводится аудиторскими организациями и независи­мыми экспертами.

Деление финансового контроля на предварительный и последую­щий производится в зависимости от времени проведения.

Предварительный — проводится до совершения денежных или фи­нансовых операций и является предупреждающим. Он предусматрива­ет оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в про­цессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет государственных внебюджетных фондов, в процессе раз­работки и утверждения финансовых планов, кредитных и кассовых зая­вок, бизнес-планов предпринимательских структур.

Последующий - проводится после осуществления финансовых или денежных операций путем анализа и ревизии бухгалтерской, финансо­вой и статистической отчетности по результатам отчетного периода. Контроль предназначен для оценки результатов финансово-хозяйствен­ной деятельности и эффективности стратегии. Контроль может носить камеральный и документальный характер в зависимости от степени уг­лубленности проверки

По методам проведения финансовый контроль подразделяется

Следующим образом:

Проверка производится по отдельным вопро сам финансово-хозяйствен­ной деятельности хозяйствующих субъектов на основе анализа отчет­ных и бухгалтерских документов с целью выявления нарушений фи­нансовой дисциплины и разработки мероприятий по их устранению;

Обследование охватывает отдельные стороны финансово-хозяйствен­ной деятельности хозяйствующих субъектов при помощи опроса, на­блюдения и инспекции в качестве оперативных мероприятий;

Наблюдение представляет собой процесс оперативного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм, правил, законнос­ти операций;

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой, статистической и бухгалтерской отчетности, а также учетных и дру­гих регистров с целью оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей использования имеющихся финансовых ресурсов и резервов хозяй­ствующих субъектов;

Ревизия представляет собой комплекс проверок финансово-хозяй - ственной деятельности хозяйствующих субъектов, проводимых с по­мощью определенных приемов и методов фактического и доку­ментального контроля. Она проводится с целью установления целесообразности, обоснованности совершенных операций, провер­ки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бух­галтерского учета и отчетности.

Ревизия является наиболее распространенной формой контроля.

В зависимости от полноты охвата вопросов финансово-хозяйственной

Деятельности хозяйствующих субъектов ревизии подразделяются:

Полная ревизия предусматривает всестороннюю проверку финансо­во-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;

Комплексная ревизия является наиболее полной проверкой, охваты­вающей в комплексе все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. В процессе ее проведения охватываются контролем: хозяй­ственная и финансовая деятельность, сохранность и эффективность использования ресурсов, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности. Комплексность позволяет дать полную и объективную характеристику проверяемого объекта;

Тематическая ревизия проводится по отдельным вопросам или темам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, что позволяет выявить типичные ошибки, нарушения и недостатки и принять меры по их устранению;

В зависимости от степени охвата проверкой финансовых и хозяй­ственных операций ревизии различаются:

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на опреде­ленном участке деятельности или всех операций хозяйствующих субъектов за весь проверяемый период;

Выборочная ревизия предусматривает проверку определенной части первичных документов и учетных регистров за определенный пери­од времени, отчетный период;

Комбинированная ревизия - это проверка, которая сочетает в себе проверку одних участков деятельности сплошным методом, а других участков - выборочным методом, что позволяет ревизовать большее количество объектов с высоким качеством.

(Результаты проверок_р, формляк>1СЯ. актами, в соответствии с кото­рыми принимаются меры по устранению нарушений, недостатков и упу­щений, возмещению материального и морального ущерба и привлече­нию виновных лиц к ответственности.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.