Финансы, деньги, кредит и банки
ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Основой рыночных отношений являются деньги. Они связывают интересы продавца и покупателя. Покупатель платит деньги продавцу, рассчитывая затем продать результаты своего труда и получить за это деньги. Часть этих денег он отдает кредитной организации в погашение ссуды и бюджетам разных уровней в виде налогов, а остальные использует на собственные нужды. Рыночные отношения — это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды. Финансы предпринимательских структур представляют собой экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и сопровождающиеся формированием и использованием денежных средств. Банк как предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность по поводу создания и реализации специфичного банковского продукта (операций и услуг), является активным участником финансовых отношений.
По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений банка можно классифицировать по следующим направлениям (рис. 14):
- отношения, связанные с формированием уставного капитала банка. Конкретные способы формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы, выбранной учредителями банка (акционерное или паевое общество). Для банка уставный капитал является основой финансовой устойчивости и источником собственных средств для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, важным моментом является оплата уставного капитала (денежными средствами и материальными активами) учредителями в соответствии с действующими требованиями Центрального банка;
- отношения, связанные с производством и реализацией банковского продукта (операций, услуг). Они включают отношения по поводу покупки (привлечения) денежных ресурсов на банковские счета (депозиты), выплаты процентов по привлеченным вкладам юридическим и физическим лицам, отношения с потребителями банковского продукта (заемщиками, потребителями электронных, расчетных, консультационных услуг и других) и так далее;
- отношения между банком и другими предпринимательскими структурами, связанные с долевым участием в совместных предприятиях;
Финансовые отношения |
||
Внешние |
— Внутренние |
Отношения, связанные с формированием уставного капитала
Отношения внутри банка, связанные с организацией его деятельности
Работники банка |
Управления, отделы |
Акционеры - учредители банка
Акционеры - владельцы акцнй (юридические и физические лица)
Потенциальные инвесторы (юридические и физические лица)
Отношения, связанные с формированием заемного капитала
Филиалы, представительства Отношения внутри финансово-промышленной группы Предприятия, фирмы Холдинговые компании Дочерние банки |
Предприятия, организации Коммерческие банки Население
Отношения, связанные с формированием государственных фондов
Федеральный бюджет
Бюджет субъектов Федерации
Внебюджетные фонды
Отношения с финансово-кредитной системой
Центральный банк
Страховые накопления
Фондовый рынок
Рис. 14. Классификация финансовых отношений коммерческого банка по экономическому содержанию
- отношения между банком и его структурными подразделениями (филиалами, представительствами), дочерними банками, союзами, ассоциациями, членами которых они являются;
— отношения между банком и его работниками, возникающие при распределении и использовании доходов;
— отношения между банком и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций;
- отношения между банком и Центральным банком. Эти денежные отношения возникают в процессе формирования кассовых и страховых резервов, обслуживания корреспондентского счета, получения и погашения кредитов, уплаты процентов за кредит и др.;
- отношения между банком и страховыми компаниями, возникающие при страховании отдельных работников, кредитных рисков;
— отношения между банком и владельцами эмиссионных ценных бумаг, выпущенных банком (акций, облигаций), в процессе их выпуска, размещения, выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям.
Участники финансовых отношений коммерческого банка выражают различные интересы по поводу его деятельности. Так, например, отношения между учредителями и банком значительно сложнее, чем просто получение прибыли от банковской деятельности на их учредительский капитал. Зачастую учредителям важнее не размер полученных дивидендов, а та выгода (скрытая прибыль), которую они получают через систему банковских льгот (низкий процент по кредитам; повышенный процент по размещенным депозитам, бесплатное расчетно-кассовое обслуживание и т. д.). Кроме того, если банк входит в финансово-промышленную группу, то он полностью зависит от тех целей и задач, которые решает эта группа по развитию той или иной отрасли. Если стратегия банка предусматривает завоевание новых рынков, то банк, расширяя круг своих операций и вытесняя конкурентов, заведомо снижает цену на свой продукт или реализует его бесплатно. Для этой цели банки могут открывать в других районах так называемые «стратегические» филиалы. Таким образом, банк заведомо снижает прибыль «сегодня», за счет получения еще большей прибыли «завтра».
Государство, строя свои финансовые отношения с коммерческими банками, прежде всего заинтересовано в своевременном и в полном объеме поступлении налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Однако увеличение налогового бремени на коммерческие банки (с ЗО до 43% — налог на прибыль) привело к тому, что они стали незаинтересованными в увеличении прибыли и, как другие предпринимательские структуры, разрабатывали схемы ухода от налогообложения.
Таким образом, финансовые отношения коммерческого банка - это экономические, денежные отношения, связанные с организацией производства банковского продукта, формированием, распределением и использованием банковской прибыли.