Финансы, деньги, кредит и банки
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
К одному из основных методов управления финансами относят процесс финансового планирования на уровне общегосударственного органа управления и на уровне хозяйствующих субъектов. Как и управление в целом, планирование представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности планов зависит от используемой исходной базы, многовариантности получаемых результатов и т. п. Финансовое планирование является составной частью экономического планирования и решает конкретные задачи, связанные с организацией финансов.
Исходными моментами финансового планирования являются: наличие и сочетание ресурсов, полный учет требований экономических законов, учет внешних и внутренних факторов, уровень развития товарно-денежных отношений, наличие и законодательное закрепление цели и поставленных задач.
Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность людей в процессе отражения и применения требований экономических законов в практике формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающаяся в движении совокупного общественного продукта в соответствии с поставленными целями.
В процессе финансового планирования оценивается состояние финансов, финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности увеличения финансовых ресурсов страны в целом и общегосударственного органа управления в частности. Именно в процессе финансового планирования определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма на экономику.
Основным видом финансового планирования, безусловно, является централизованное (государственное) планирование; финансовое планирование в хозяйствующих субъектах (в том числе предпринимательских структурах) должно быть подчинено централизованному или увязано с ним. С другой стороны, централизованное финансовое планирование зависит от децентрализованного, так как последнее является исходной базой развития.
Основными объектами финансового планирования являются:
• Планирование формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
■ Планирование распределения централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
• Планирование использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
• Контроль за формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
Финансовое планирование складывается из следующих взаимосвязанных этапов (рис. 3).
Основной задачей финансового планирования является обеспечение сбалансированности финансовых ресурсов, доходов и резервов, находящихся в руках общегосударственного органа управления и хозяйствующих субъектов, с необходимыми расходами. При этом следует учитывать и соблюдение пропорциональности как между доходами и расходами, так и внутри структуры ресурсов, доходов, резервов и внутри структуры расходов.
Финансовые планы (бюджеты) являются конкретным проявлением этапов финансового планирования. Доходы и расходы, отраженные в них, составляют баланс финансовых ресурсов страны (рис. 4).
Рис. 3. Основные этапы финансового планирования |
Относительная обособленность отдельных звеньев предопределяется необходимостью учета:
• методами и формами, применяемыми для формирования и использования денежных фондов и средств;
• возможностями перераспределения финансовых ресурсов;
• информационной базой прогнозов.
Самым верхним звеном финансовых планов является Баланс финансовых ресурсов Российской Федерации, который включает в себя все имеющиеся ресурсы и резервы, доходы и средства, находящиеся в стране. К ним относятся и средства, находящиеся в распоряжении общегосударственного органа управления, и средства, находящиеся в руках хозяйствующих субъектов. Этот план разрабатывается Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ для возможности организации управления через распределительные процессы, организуемые общегосударственным органом управления. В балансе отражаются ресурсы, резервы и доходы государства, денежные фонды и средства хозяйствующих субъектов и граждан, которые могут быть распределены и перераспределены в масштабе всей страны.
Консолидированный бюджет РФ составляется Министерством финансов РФ в форме баланса, где отражаются ресурсы, резервы и доходы, находящиеся в руках общегосударственного органа управления, и направления их использования.
Рис. 4. Общая схема финансовых планов, входящих в баланс финансовых Ресурсов России |
Другие финансовые планы составными частями входят в Баланс финансовых ресурсов РФ и отражают определенные его особенности, характерные черты. Так, например, государственный кредит выделяется в самостоятельное звено в связи с тем, что ему свойственны специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению и возврату в централизованные фонды денежных средств из разных источников.
Показатели финансовых планов являются исходными данными для анализа финансового состояния страны и общегосударственного органа управления, информационной базой для расчета конкретных показателей и разработки программ. Система финансовых планов позволяет выявить взаимосвязи, тенденции, изменения факторов и результатов.
Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. Основные из них:
• балансовый;
• расчетно-аналитический;
• нормативный;
■ оптимизации плановых заданий;
• сетевой;
• экономико-математический;
• программно-целевой.
Конкретными способами и приемами плановых расчетов финансовых показателей являются прогнозирование и программирование.
Финансовое прогнозирование - это расчет и обоснование финансовых показателей, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Прогноз представляет собой расчет определенного показателя при заранее заданных условиях, параметрах движения. Финансовые прогнозы являются составной частью финансовых планов и выработки финансовой политики, цель финансового прогнозирования - определение возможного объема источников и объема финансовых ресурсов, резервов, средств, источников их формирования, а также направления их использования. Прогнозы позволяют наметить различные варианты показателей финансовых планов (бюджетов), обосновать методы и формы реализации финансовой политики. Суть прогнозов проявляется наиболее полно в экспертных оценках.
Финансовое программирование представляет собой совокупность методов финансового планирования, использующих программно-целе- вой подход. В основу этих методов легли сформулированные цели, задачи и средства их достижения. Они предполагают:
■ построение моделей динамики значений финансовых показателей в зависимости от используемых факторов;
■ возможность использования современных методов финансового анализа;
• установление наиболее эффективных источников ресурсов, резервов и доходов общегосударственного органа управления и хозяйствующих субъектов;
• установление приоритетов в направлениях использования средств общегосударственного органа управления и хозяйствующих субъектов;
■ выбор вариантов для принятия управленческих решений по корректировке финансовых показателей и финансовой политике в целом;
• согласование целей и мероприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах в процессе реализации финансовой политики.
При использовании в планировании методов финансового программирования учитываются не только назначение и размеры имеющихся ресурсов, резервов и средств, но и ожидаемый частный и суммарный эффекты и потери.