Финансы, деньги, кредит и банки
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Финансовые отношения формируются в систему отношений в соответствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социальной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, другими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических денежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную, денежную политику в силу обозначенных целей и задач в соответствии с действием экономических законов. Кроме того, следует учитывать, что в рамках общегосударственной финансовой политики все хозяйствующие субъекты также разрабатывают свою собственную политику.
Финансовая политика (в широком смысле слова) - это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.
Финансовая политика (в узком смысле слова) - это совокупность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.
(.Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового дотенциала.
^Дель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функцйонального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Поэтому в зависимости от влияния внешних условий финансовая политика может быть: независимой, частично зависимой, зависимой; ресурсосберегающей и ресур - со сохраняющей; политикой унитарного или федерального государства; развитой, слаборазвитой и неразвитой.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития экономики и направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики, и реализация ее представляет собой этапы общей стратегии. Эта стратегия заключается в своевременном изменении методов и форм организации финансовых отношений в соответствующий период времени для достижения определенных целей.
К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести:
• финансовую устойчивость развития экономики;
• финансовую независимость государства;
• обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:
Обеспечение макроэкономической сбалансированности;
• достижение бюджетного профицита;
• снижение государственного долга;
• стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;
• разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;
• организация финансового контроля;
• сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяйствующих субъектов и др.
Свои обособленные задачи в рамках единой цели решают и составные части финансовой политики.
[Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:
• доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете;
• доли валового внутреннего продукта, распределенной между федеральной властью и субъектами Федерации;
• структуры расходной части бюджета;
• сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;
• доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;
• задач управления государственным долгом;
• дефицита или профицита бюджета; и т. п.
V Налоговая политика может быть:
• политикой с высоким уровнем налогообложения, когда государство устанавливает максимальные ставки налогообложения;
• политикой «разумных» налогов, когда предпринимательские структуры максимально выводятся из-под налогообложения;
• политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень налогообложения предпринимательских структур при значительной социальной поддержке граждан.
Однако при функционировании любой модели налогообложения налоговая политика решает следующие задачи:
• фискальные — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;
• экономические или регулирующие - стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны;
• социальные — перераспределение средств в интересах определенных социальных групп;
• международные - укрепление экономических связей с другими странами и преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса;
• контролирующие - организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан.
(^Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими обособленными формами и методами влияния на экономику государства. Используя арсенал инструментов таможенной политики, общегосударственный орган управления может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг. Цели применения различных видов таможенной политики связаны с задачами общеэкономической политики, необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста экономического потенциала государства на внутреннем и мировом рынке.
Ценовая политика решает ряд специфических задач. К ним относятся:
• регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур-монополистов;
• формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов;
• управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях и в отраслях, имеющих стратегическое назначение, и другие.
(Инвестиционной политикой признается политика, направленная на использование в экономике страны имеющихся финансовых ресурсов и резервов с целью вложения денежных средств в наиболее перспективные и стратегические направления и сферы хозяйствования. Инвестиционная политика включает в себя такие виды, как кредитная политика, политика на финансовом рынке, политика по отношению к инвестиционным институтам. Основными задачами инвестиционной политики являются аккумулирование свободных денежных средств в руках определенных инвестиционных фондов, предпринимательских структурах, в том числе в коммерческих банках, и их использование на финансовом и кредитном рынках.
Денежная политика является самостоятельным видом по отношению іГфинансовой политике. Однако, решая задачи регулирования эмиссии денег и их заменителей, а также задачи стабилизации национальной валюты, она является составной частью финансовой политики. Именно через эмиссионную политику происходит корректировка доходов и расходов государственного бюджета, государственное регулирование инфляционных процессов. Контроль и регулирование состояния национальной валюты по отношению к другим видам валют позволяют регламентировать доходы и расходы государственного бюджета и проводить реальную оценку капитала хозяйствующих субъектов в стране и за рубежом, оценивать экономическую безопасность государства.
Финансовая политика в области международных отношений
Имеет свои особенности. Она связана как с внутренними условиями хозяйствования, так и с международным законодательством. Составной частью этой политики является таможенная политика, политика управления государственным кредитом, государственным долгом и условия международных договоров в области использования финансовых отношений.
Финансовая политика на рынке ценных бумаг характеризуется системой организации отношений на рынке кредитов, капиталов, денег и всех видов ценных бумаг.
Управление финансами представляет собой совокупность мер общегосударственного органа по реализации финансовой политики государства, обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью выполнения системой финансов своего функционального назначения.
Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирования со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами, организацией органов управления финансовой системой.
В любом государстве управление финансами должно базироваться на главных методологических принципах, которые должны быть основой организации финансовых отношений для всех сфер хозяйствования и звеньев финансовой системы. Эти принципы:
• единство целей и задач;
• макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяйствования;
• соблюдение требований экономических законов;
• достоверность;
• гласность;
• учет конкретных исторических и внешних условий;
• учет прошлого опыта;
• обеспечение рациональности структуры финансов и финансового механизма;
• создание финансовых резервов;
• сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;
• контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов.
Однако следует учитывать, что, разрабатывая конкретные направления финансовой политики, можно использовать и другие принципы, дополняющие вышеназванные (о чем будет сказано ниже).
(управление финансами может был. обособлено в перспективное (стра- тегичесШе)7тё! сущее и оперативное. В связи с этим и создается структура органов, организующих процесс. От характера финансового управления зависят применение соответствующей системы мероприятий по реализации финансовой политики, а также функциональные обязанность и ответственность органов государственной власти и Управления. 1
^Систему мероприятий и способов достижения целей можно представить в виде финансового механизма, в который входят следующие звенья: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение (рис. 1).
Рис. 1. Финансовый механизм управления Финансовые методы имеют важнейшее функциональное значение. В состав основных методов управления входят методы общегосударственного управления и регулирования: финансового и экономического анализа; финансового планирования; прогнозирования; программирования; стимулирования и ответственности; налогообложения; кредитования и самокредитования; организации. системы расчетов, инвестирования и др. |
Применение методов зависит от организации самого процесса управления:
* Прямое управление. Такое управление применяется в субъектах управления, которые полностью находятся в распоряжении общегосударственного органа. Однако оно не может затрагивать тех экономических отношений, которые не зависят от функционирования государства.
• Регулирование. Финансовое регулирование осуществляется по тем направлениям, которые частично могут корректироваться общегосударственным органом управления. К таким направлениям относятся: бюджетное, налоговое, таможенное, валютное, кредитно-денежное, инвестиционное, ценовое и т. п. регулирование. Формы финансового регулирования могут быть различными:
- прямое - когда общегосударственный орган управления законодательно устанавливает финансовые отношения (например, введение прямых или косвенных налогов);
- косвенное - когда общегосударственный орган вводит отдельные ограничения, которые могут повлиять на финансовые отношения (например, льготы и санкции при налогообложении, квоты, нормы расходов, ставки налогов);
- смешанное - когда прямое и косвенное регулирование используются вместе.
Финансовые рычаги представляют собой совокупность показателей, участвующих в управлении: совокупный общественный продукт; национальный доход; валовый внутренний продукт; прибыль (доход); финансовые санкции; курсы валют; ставки кредитов, налоги и неналоговые платежи; финансовые санкции и льготы; расходы; доходы и т. п.
Правовое обеспечение предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.
Нормативное обеспечение организации финансового управления состоит в применении: норм, нормативов, тарифов, рекомендуемых методов и методик расчетов и т. д.
Информационное обеспечение системы финансового управления предполагает использование таких принципов управления, как учет прошлого опыта, тенденций развития, влияние внешних и внутренних факторов на методы и инструменты управления и др.
В процессе управления сочетаются разнообразные методы, показатели, информационная база, законодательство, нормы и нормативы и т. п.
Субъектами управления финансами являются как руководящие органы, так и руководимые ими хозяйствующие субъекты (рис. 2).
Рис. 2. Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами Российской Федерации |
Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательство^
Как видно из рис. 2, процесс управления финансами предусматривает единство управляющей и управляемых систем.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Хозяйствующие субъекты - предпринимательские структуры являются управляемой системой. Однако в систему государственной власти и государственного управления входят хозяйствующие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и задачи предпринимательской структуры:
• Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое законодательство;
• Президент Российской Федерации имеет право «вето» на введение финансового законодательства. Он утверждает бюджет, контролирует деятельность правительства; (
• Правительство Российской Федерации готовит проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственность по направлениям развития экономики;
• Счетная палата Российской Федерации контролирует расходование и целевое назначение федеральных денежных средств;
• Министерство экономики Российской Федерации является руководящим органом в выработке стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;
• Министерство финансов Российской Федерации осуществляет общее руководство в финансовой сфере и исполнение бюджета; организует разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;
• Федеральное казначейство организует кассовое исполнение бюджета и является подразделением Министерства финансов РФ;
- Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции являются контролирующими органами во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государством;
• Министерство государственного имущества Российской Федерации организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;
• Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка;
• Система учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России) формирует денежно-кредитную политику и осуществляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений.
• Предпринимательские структуры - хозяйствующие субъекты являются субъектами управления финансами.
В понимании определения и сущности предпринимательства, предприятий, предпринимательских структур в экономической теории и практике много необозначенных вопросов.
Под предприятием (предпринимательской структурой) в мировой теории принято понимать объединение производственных элементов (труда, капитала, апроприированных естественных сил) с целью получения прибыли как замкнутую в себе, самостоятельную организацию, глава которой (хозяин, мастер, предприниматель - вообще) имеет право распоряжаться данными элементами по собственному усмотрению. Предприятие, по его субъекгу, может быть как частным, так и публичным в соответствии с международной классификацией (госуцарствен - ное, муниципальное, межгосударственное и т. п.), единоличным и коллективным (когда предпринимателем является одно или несколько лиц).
Предприниматель является представителем единого предприятия (предпринимательской структуры) как хозяйствующего субъекта. Он ставит цель и регулирует средства ее достижения. Он служит постоянно действующим органом экономического учета, определяющим внутреннее строение предприятия и отношение его к внешнему миру. Он подбирает элементы производства, следит за наиболее целесообразной их комбинацией, производит подмену одних элементов другими (субсти - туирует). Он же устанавливает наиболее выгодное отношение своего предприятия к рынку.
Характерная особенность предпринимательства заключается в том, что предприниматель организует предприятие и управляет им с целью получения прибыли. В крупном производстве его организаторская функция сводится к минимуму (даже к нулю), когда единоличное начало в организации уступает место акционерному. Предпринимателем на частном единоличном предприятии является собственник имущества. В акционерных предприятиях отдельный частный собственник перестает быть предпринимателем и становится лишь владельцем имущества, предпринимателем же становится коллективный собственник, функции которого выполняет владелец контрольного пакета акций (доли) предприятия.
Сложным вопросом предпринимательства является создание и деятельность крупных предпринимательских систем (структур), где организаторская функция и функция управления отделяются от предпринимателя и передаются работникам предприятия (внешне предпринимательские функции отделяются от предпринимателя).
Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов - предпринимательских структур (предприятий) входят: индивидуальные предприниматели, организации (предприятия и корпорации) всех организационно-правовых форм и сфер хозяйствования, унитарные (государственные и муниципальные) предприятия и учреждения, государство (в лице об - щегосуцарственного органа управления), которые выполняют функции организации и управления с целью получения прибыли (увеличения национального дохода).
Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, а также управление финансами на региональном уровне осуществляют административно-территориальные и муниципальные подразделения соответствующих финансовых учреждений.
Объектами управления финансов являются финансовые отношения, возникающие между субъектами управления. К ним относятся финансовые отношения по формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, бюджетных фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, фондов и средств предпринимательских структур, организаций и учреждений; финансовые отношения по использованию этих денежных фондов и средств; отношения, связанные с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.