Финансы, деньги, кредит и банки

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Финансовые отношения формируются в систему отношений в соот­ветствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социаль­ной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, дру­гими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических де­нежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.

В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную, денежную поли­тику в силу обозначенных целей и задач в соответствии с действием экономических законов. Кроме того, следует учитывать, что в рамках общегосударственной финансовой политики все хозяйствующие субъек­ты также разрабатывают свою собственную политику.

Финансовая политика (в широком смысле слова) - это опреде­ление конечных целей, конкретных задач и организация управле­ния финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.

Финансовая политика (в узком смысле слова) - это совокуп­ность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и ис­пользовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных за­дач.

(.Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансо­вого дотенциала.

^Дель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функцйонального предназначения финансов. Конкретные стратегичес­кие задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних ус­ловий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Поэтому в зависимости от влияния внешних условий финансовая политика может быть: незави­симой, частично зависимой, зависимой; ресурсосберегающей и ресур - со сохраняющей; политикой унитарного или федерального государства; развитой, слаборазвитой и неразвитой.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период разви­тия экономики и направлена на решение задач конкретного этапа разви­тия экономики, и реализация ее представляет собой этапы общей стра­тегии. Эта стратегия заключается в своевременном изменении методов и форм организации финансовых отношений в соответствующий пери­од времени для достижения определенных целей.

К основным стратегическим задачам финансовой политики Рос­сии на современном этапе можно отнести:

• финансовую устойчивость развития экономики;

• финансовую независимость государства;

• обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

Основные тактические задачи финансовой политики состоят в сле­дующем:

Обеспечение макроэкономической сбалансированности;

• достижение бюджетного профицита;

• снижение государственного долга;

• стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;

• разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйству­ющих субъектов;

• организация финансового контроля;

• сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяй­ствующих субъектов и др.

Свои обособленные задачи в рамках единой цели решают и состав­ные части финансовой политики.

[Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

• доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете;

• доли валового внутреннего продукта, распределенной между феде­ральной властью и субъектами Федерации;

• структуры расходной части бюджета;

• сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

• доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидирован­ного бюджета;

• задач управления государственным долгом;

• дефицита или профицита бюджета; и т. п.

V Налоговая политика может быть:

• политикой с высоким уровнем налогообложения, когда государство устанавливает максимальные ставки налогообложения;

• политикой «разумных» налогов, когда предпринимательские струк­туры максимально выводятся из-под налогообложения;

• политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень нало­гообложения предпринимательских структур при значительной соци­альной поддержке граждан.

Однако при функционировании любой модели налогообложения налоговая политика решает следующие задачи:

• фискальные — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;

• экономические или регулирующие - стимулирование или ограниче­ние развития сфер экономики, деловой активности внутри страны;

• социальные — перераспределение средств в интересах определенных социальных групп;

• международные - укрепление экономических связей с другими стра­нами и преодоление неблагоприятных условий для платежного ба­ланса;

• контролирующие - организация контроля при помощи систем и ме­тодов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан.

(^Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими обособленными формами и методами влияния на экономику государства. Используя арсенал инст­рументов таможенной политики, общегосударственный орган управле­ния может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг. Цели применения различных видов таможенной политики свя­заны с задачами общеэкономической политики, необходимостью попол­нения доходов бюджета и созданием условий для роста экономического потенциала государства на внутреннем и мировом рынке.

Ценовая политика решает ряд специфических задач. К ним отно­сятся:

• регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур-монополистов;

• формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и дру­гих ресурсов;

• управление ценами предпринимательских структур в базовых отрас­лях и в отраслях, имеющих стратегическое назначение, и другие.

(Инвестиционной политикой признается политика, направленная на использование в экономике страны имеющихся финансовых ресур­сов и резервов с целью вложения денежных средств в наиболее перс­пективные и стратегические направления и сферы хозяйствования. Ин­вестиционная политика включает в себя такие виды, как кредитная политика, политика на финансовом рынке, политика по отношению к инвестиционным институтам. Основными задачами инвестиционной по­литики являются аккумулирование свободных денежных средств в ру­ках определенных инвестиционных фондов, предпринимательских структурах, в том числе в коммерческих банках, и их использование на финансовом и кредитном рынках.

Денежная политика является самостоятельным видом по отно­шению іГфинансовой политике. Однако, решая задачи регулирования эмиссии денег и их заменителей, а также задачи стабилизации нацио­нальной валюты, она является составной частью финансовой полити­ки. Именно через эмиссионную политику происходит корректировка доходов и расходов государственного бюджета, государственное регу­лирование инфляционных процессов. Контроль и регулирование со­стояния национальной валюты по отношению к другим видам валют позволяют регламентировать доходы и расходы государственного бюд­жета и проводить реальную оценку капитала хозяйствующих субъек­тов в стране и за рубежом, оценивать экономическую безопасность государства.

Финансовая политика в области международных отношений

Имеет свои особенности. Она связана как с внутренними условиями хо­зяйствования, так и с международным законодательством. Составной частью этой политики является таможенная политика, политика управ­ления государственным кредитом, государственным долгом и условия международных договоров в области использования финансовых отно­шений.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг характеризуется системой организации отношений на рынке кредитов, капиталов, денег и всех видов ценных бумаг.

Управление финансами представляет собой совокупность мер общегосударственного органа по реализации финансовой полити­ки государства, обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью выполнения системой финансов своего функционального назначения.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирования со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами, организацией органов управления финансовой системой.

В любом государстве управление финансами должно базироваться на главных методологических принципах, которые должны быть осно­вой организации финансовых отношений для всех сфер хозяйствования и звеньев финансовой системы. Эти принципы:

• единство целей и задач;

• макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяй­ствования;

• соблюдение требований экономических законов;

• достоверность;

• гласность;

• учет конкретных исторических и внешних условий;

• учет прошлого опыта;

• обеспечение рациональности структуры финансов и финансового механизма;

• создание финансовых резервов;

• сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

• контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов.

Однако следует учитывать, что, разрабатывая конкретные направле­ния финансовой политики, можно использовать и другие принципы, дополняющие вышеназванные (о чем будет сказано ниже).

(управление финансами может был. обособлено в перспективное (стра- тегичесШе)7тё! сущее и оперативное. В связи с этим и создается структура органов, организующих процесс. От характера финансового управления зависят применение соответствующей системы мероприятий по реализа­ции финансовой политики, а также функциональные обязанность и от­ветственность органов государственной власти и Управления. 1

^Систему мероприятий и способов достижения целей можно пред­ставить в виде финансового механизма, в который входят следующие звенья: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспече­ние, нормативное обеспечение, информационное обеспечение (рис. 1).

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Рис. 1. Финансовый механизм управления Финансовые методы имеют важнейшее функциональное значение. В состав основных методов управления входят методы общегосудар­ственного управления и регулирования: финансового и экономического анализа; финансового планирования; прогнозирования; программиро­вания; стимулирования и ответственности; налогообложения; кредито­вания и самокредитования; организации. системы расчетов, инвестиро­вания и др.

Применение методов зависит от организации самого процесса уп­равления:

* Прямое управление. Такое управление применяется в субъектах уп­равления, которые полностью находятся в распоряжении общегосу­дарственного органа. Однако оно не может затрагивать тех экономи­ческих отношений, которые не зависят от функционирования государства.

• Регулирование. Финансовое регулирование осуществляется по тем направлениям, которые частично могут корректироваться общегосу­дарственным органом управления. К таким направлениям относятся: бюджетное, налоговое, таможенное, валютное, кредитно-денежное, инвестиционное, ценовое и т. п. регулирование. Формы финансового регулирования могут быть различными:

- прямое - когда общегосударственный орган управления законода­тельно устанавливает финансовые отношения (например, введение прямых или косвенных налогов);

- косвенное - когда общегосударственный орган вводит отдельные ограничения, которые могут повлиять на финансовые отношения (например, льготы и санкции при налогообложении, квоты, нормы расходов, ставки налогов);

- смешанное - когда прямое и косвенное регулирование использу­ются вместе.

Финансовые рычаги представляют собой совокупность показа­телей, участвующих в управлении: совокупный общественный продукт; национальный доход; валовый внутренний продукт; прибыль (доход); финансовые санкции; курсы валют; ставки кредитов, налоги и нена­логовые платежи; финансовые санкции и льготы; расходы; доходы и т. п.

Правовое обеспечение предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Зако­ны, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, при­казы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъек­тов, международные договоры.

Нормативное обеспечение организации финансового управления состоит в применении: норм, нормативов, тарифов, рекомендуемых ме­тодов и методик расчетов и т. д.

Информационное обеспечение системы финансового управления предполагает использование таких принципов управления, как учет про­шлого опыта, тенденций развития, влияние внешних и внутренних фак­торов на методы и инструменты управления и др.

В процессе управления сочетаются разнообразные методы, показате­ли, информационная база, законодательство, нормы и нормативы и т. п.

Субъектами управления финансами являются как руководящие орга­ны, так и руководимые ими хозяйствующие субъекты (рис. 2).

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Рис. 2. Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами Российской Федерации

Управление финансами представляет собой процесс, который орга­низуют и которым руководят органы государственной власти в соответ­ствии с законодательство^

Как видно из рис. 2, процесс управления финансами предусматри­вает единство управляющей и управляемых систем.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы госу­дарственной власти. Хозяйствующие субъекты - предпринимательские структуры являются управляемой системой. Однако в систему госу­дарственной власти и государственного управления входят хозяйствую­щие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и зада­чи предпринимательской структуры:

• Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность фи­нансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйству­ющих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое за­конодательство;

• Президент Российской Федерации имеет право «вето» на введение финансового законодательства. Он утверждает бюджет, контролиру­ет деятельность правительства; (

• Правительство Российской Федерации готовит проект государ­ственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министер­ства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответствен­ность по направлениям развития экономики;

• Счетная палата Российской Федерации контролирует расходова­ние и целевое назначение федеральных денежных средств;

• Министерство экономики Российской Федерации является руко­водящим органом в выработке стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;

• Министерство финансов Российской Федерации осуществляет общее руководство в финансовой сфере и исполнение бюджета; орга­низует разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;

• Федеральное казначейство организует кассовое исполнение бюд­жета и является подразделением Министерства финансов РФ;

- Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Фе­деральная служба налоговой полиции являются контролирующими органами во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государ­ством;

• Министерство государственного имущества Российской Федера­ции организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;

• Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятель­ность участников фондового рынка;

• Система учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России) формирует денежно-кредитную политику и осуществ­ляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за дея­тельностью кредитных учреждений.

• Предпринимательские структуры - хозяйствующие субъекты являются субъектами управления финансами.

В понимании определения и сущности предпринимательства, пред­приятий, предпринимательских структур в экономической теории и прак­тике много необозначенных вопросов.

Под предприятием (предпринимательской структурой) в миро­вой теории принято понимать объединение производственных элемен­тов (труда, капитала, апроприированных естественных сил) с целью получения прибыли как замкнутую в себе, самостоятельную организа­цию, глава которой (хозяин, мастер, предприниматель - вообще) имеет право распоряжаться данными элементами по собственному усмотре­нию. Предприятие, по его субъекгу, может быть как частным, так и пуб­личным в соответствии с международной классификацией (госуцарствен - ное, муниципальное, межгосударственное и т. п.), единоличным и коллективным (когда предпринимателем является одно или несколько лиц).

Предприниматель является представителем единого предприятия (предпринимательской структуры) как хозяйствующего субъекта. Он ставит цель и регулирует средства ее достижения. Он служит постоянно действующим органом экономического учета, определяющим внутрен­нее строение предприятия и отношение его к внешнему миру. Он под­бирает элементы производства, следит за наиболее целесообразной их комбинацией, производит подмену одних элементов другими (субсти - туирует). Он же устанавливает наиболее выгодное отношение своего предприятия к рынку.

Характерная особенность предпринимательства заключается в том, что предприниматель организует предприятие и управляет им с целью получения прибыли. В крупном производстве его организа­торская функция сводится к минимуму (даже к нулю), когда единолич­ное начало в организации уступает место акционерному. Предпринима­телем на частном единоличном предприятии является собственник имущества. В акционерных предприятиях отдельный частный собствен­ник перестает быть предпринимателем и становится лишь владельцем имущества, предпринимателем же становится коллективный собствен­ник, функции которого выполняет владелец контрольного пакета акций (доли) предприятия.

Сложным вопросом предпринимательства является создание и дея­тельность крупных предпринимательских систем (структур), где органи­заторская функция и функция управления отделяются от предпринимате­ля и передаются работникам предприятия (внешне предпринимательские функции отделяются от предпринимателя).

Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов - предпринима­тельских структур (предприятий) входят: индивидуальные предприни­матели, организации (предприятия и корпорации) всех организацион­но-правовых форм и сфер хозяйствования, унитарные (государственные и муниципальные) предприятия и учреждения, государство (в лице об - щегосуцарственного органа управления), которые выполняют функции организации и управления с целью получения прибыли (увеличения национального дохода).

Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, а также управление финансами на региональном уровне осуществляют административно-территориальные и муниципальные подразделения соответствующих финансовых учреждений.

Объектами управления финансов являются финансовые отноше­ния, возникающие между субъектами управления. К ним относятся фи­нансовые отношения по формированию централизованных и децентра­лизованных денежных фондов, бюджетных фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, фондов и средств предприниматель­ских структур, организаций и учреждений; финансовые отношения по использованию этих денежных фондов и средств; отношения, связан­ные с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйству­ющих субъектов.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.