Финансы, деньги, кредит и банки

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации тесно связано с содержанием сферы компетенции общегосударствен­ного органа управления в лице законодательной (представительной) и исполнительной властей на всех уровнях управления. Содержание компетентности уровней органов власти Российской Федерации обус­ловлено их суверенитетом. Бюджетные права Российской Федерации и ее звеньев обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно осуществление государственного суверенитета и компе­тенции органов в Российской Федерации. Основой финансовой самостоятельности государства и его территориальных и админист­ративных подразделений в Федерации является право на самостоя­тельный бюджет и широкий круг используемых бюджетных отноше­ний. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности.

Полномочия органов власти всех уровней управлення Российс­кой Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации и в других законодатель­ных актах.

Полномочия федеральных органов власти действуют в области бюд­жетных отношений: возникающих на территории Российской Федера­ции в целом; в отношениях Федерального бюджета и бюджетов субъек­тов Федерации; в отношениях федерального бюджета и местных бюд­жетов. Такое содержание компетенции характеризует организующую и координирующую функцию федеральной власти и функционирование единой бюджетной системы.

Полномочия федеральных властей и полномочия властей субъектов Федерации (в том числе и местных органов власти) тесно взаимосвяза­ны и взаимообусловлены. Характер таких связей определяется федера­тивным устройством государства и общими принципами его построе­ния.

Федеральные органы власти осуществляют законодательное регулирование бюджетных отношений в пределах ведения, закреп­ленных Конституцией РФ, исходя из компетенции Российской Фе­дерации устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Эти органы власти определяют основы бюджетного устройства и бюджетного процесса на территории России, которые конкретизируются в нормативных до­кументах органов власти субъектов Федерации и местного самоуп­равления.

Законодательство на федеральном уровне детально регламен­тирует порядок осуществления бюджетного процесса по формиро­ванию и исполнению федерального бюджета, для чего ежегодно принимается федеральный Закон о бюджете. Федеральные органы власти устанавливают налоги, сборы и иные источники доходов, под­лежащие зачислению в федеральный бюджет, при этом общие прин­ципы налогообложения заложены в Налоговом кодексе Российской Федерации, который также утвержден на. федеральном уровне.

К компетенции федеральных органов власти относится разграни­чение бюджетных доходов между федеральным бюджетом и бюджета­ми субъектов Федерации. Часть доходных источников находится в рас­поряжении Федерации, а часть - закреплена за бюджетами субъектов Федерации или передается им в форм^ отчислений по утвержденным нормативам. В федеральном законодательстве также закреплены от­дельные виды доходов местных бюджетов. Распределение налогов, сборов и отчислений и других обязательных платежей определено в Налоговом кодексе, Законе об основах налоговой системы и других законах.

Федеральные органы власти устанавливают основы разграничения расходов между бюджетами в зависимости от разграничения имуще­ства и компетенции. Эти органы власти компетентны: - образовывать в федеральном бюджете оборотную кассовую налич­ность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов в процессе исполнения бюджета;

- создавать резервные фонды в распоряжении представительных и ис­полнительных федеральных органов власти;

- формировать целевые бюджетные фонды в распоряжении федераль­ных органов власти;

- организовывать процесс формирования и предоставления отчет­ности (конкретные формы, методы составления, сроки представ­ления отчетности определяют Министерство финансов и Госу­дарственный комитет Российской Федерации по статистике).

Бюджетная компетенция федеральных органов власти распрос­траняется и на введение чрезвычайного бюджета при возникнове­нии установленных федеральным законодательством оснований.

К компетенции органов власти субъектов Федерации относит­ся регулирование объемов средств бюджетов субъектов Федерации путем: передачи им отчислений от налогов, закрепления налогов и других источников доходов, выделения дотаций, субвенций, транс­фертов и т. п.

Конституцией установлены предметы ведения властей, предме­ты их совместного ведения. Обладая всей полнотой власти, субъек­ты Федерации имеют право осуществлять самостоятельное право­вое регулирование бюджетных отношений, принимая законы и нормативно-правовые акты на основе принципов равноправия. Правовой основой компетенции субъектов Федерации являются конституционные нормы и законодательство самих субъектов.

Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществ­ляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории в соответ­ствии с действующими условиями хозяйствования. Они определя­ют виды бюджетов, порядок составления, рассмотрения, утвержде­ния и исполнения бюджетов, порядок формирования и расходования денежных фондов и средств, осуществления контроля.

Каждый субъект Российской Федерации имеет самостоятельный бюджет, средства которого должны обеспечивать деятельность ор­ганов власти, выполнение социально-экономических программ, и определяет объемы финансирования мероприятий в пределах пла­нируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвен­ций, трансфертов, привлекаемых заемных средств. В пределах име­ющихся бюджетных средств он имеет право увеличивать, например, расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, соци­ально-культурные цели и учреждения. Органы власти субъектов Федерации определяют направления использования средств на ин­вестиции, имеют право в рамках бюджетных средств создавать це­левые бюджетные фонды поддержки отраслей, объединять свои бюджетные средства со средствами других бюджетов на договор­ной основе, а также со средствами хозяйствующих субъектов, граж­дан, общественных организаций и т. д.

В рамках законодательства органы власти субъектов Федерации могут: устанавливать сборы и другие платежи, суммы которых подле­жат зачислению в региональные и местные бюджеты, и их размеры; получать закрепленные за данным бюджетом налоги и другие доходы, отчисления от регулирующих доходов, процентные и беспроцентные ссуды других бюджетов; выпускать по решению законодательных орга­нов власти займы на инвестиционные цели для размещения на своей территории; использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков и т. п.

Законодательные органы власти субъектов Федерации имеют пра­во: определять в рамках законодательства Российской Федерации бюд­жетные права административных образований на своей территории; распределять доходы между территориальным и местными бюджета­ми; закреплять за местными бюджетами источники собственных дохо­дов в полном объеме или частично; ежегодно регулировать объемы средств местных бюджетов путем передачи им отчислений от собствен­ных доходов (в том числе от налогов); по решению органов власти субъек­тов Федерации передавать местным бюджетам суммы дотаций, транс­фертов, субвенций.

В компетенцию органов власти субъектов Федерации также вхо­дит: образование в пределах объемов доходов резервных и целевых бюджетных фондов, оборотной кассовой наличности; использова­ние доходов, дополнительно полученных при исполнении бюдже­та, и бюджетных средств в различные целевые программы, ценные бумаги, ссуды и т. д.; принятие решений и формирование целевых внебюджетных фондов (источниками их могут быть штрафы, пени, административные платежи, взносы и т. п.).

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществ­ляют контроль за ходом исполнения бюджетов нижестоящими ис­полнительными органами власти исходя из требований законода­тельства Российской Федерации.

Кроме того, субъекты Федерации имею право на компенсацию потерь в доходах своего бюджета за счет средств федерального бюд­жета.

Бюджетные права и компетенция органов местного самоуправления состоят в том, что на их основе создается финансовая база для решения социально-экономических задач и обеспечивается возможность регули­ровать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и в ряде законодательных актов на уровнях Российской Федерации в целом и субъектов Федерации.

Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию вышестоящи­ми органами управления. В доходах и расходах раздельно преду­сматриваются суммы финансирования программ местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных федераль­ных полномочий и полномочий субъектов Федерации.

Вышестоящие органы управления в соответствии с нормами законодательства должны обеспечивать (местным) муниципальным образованиям объем доходов, достаточный для финансирования минимально необходимых расходов путем закрепления за ними доходных источников. Минимально необходимые расходы устанав­ливаются законами субъектов Федерации ha основе минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. В случае невозможности решения этих задач на местном уровне вышестоящие бюджеты передают им часть своих доходных источников без учета переходящих остатков. Такие до­полнительные средства предусматриваются ежегодно в федераль­ном бюджете и бюджете субъекта Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право: образовывать це­левые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации; устанавливать местные налоги и сборы в рамках Налогового кодекса и льготы по их исчисле­нию и уплате; выпускать муниципальные займы, лотереи; получать и выдавать кредиты; создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.

Место каждого из субъектов бюджетной системы влияет на кон­кретный перечень принадлежащих им бюджетных прав. Исходя из принципа равноправия всех административно-территориальных образований, они имеют право на самостоятельный бюджет, утвер­ждаемый органом местного самоуправления, и на получение, рас­пределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Районные органы местного самоуправления обладают более ши­роким кругом бюджетных прав, поскольку они вступают в отноше­ния и с вышестоящими, и с нижестоящими бюджетами.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.