Финансы, деньги, кредит и банки
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации тесно связано с содержанием сферы компетенции общегосударственного органа управления в лице законодательной (представительной) и исполнительной властей на всех уровнях управления. Содержание компетентности уровней органов власти Российской Федерации обусловлено их суверенитетом. Бюджетные права Российской Федерации и ее звеньев обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно осуществление государственного суверенитета и компетенции органов в Российской Федерации. Основой финансовой самостоятельности государства и его территориальных и административных подразделений в Федерации является право на самостоятельный бюджет и широкий круг используемых бюджетных отношений. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности.
Полномочия органов власти всех уровней управлення Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации и в других законодательных актах.
Полномочия федеральных органов власти действуют в области бюджетных отношений: возникающих на территории Российской Федерации в целом; в отношениях Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в отношениях федерального бюджета и местных бюджетов. Такое содержание компетенции характеризует организующую и координирующую функцию федеральной власти и функционирование единой бюджетной системы.
Полномочия федеральных властей и полномочия властей субъектов Федерации (в том числе и местных органов власти) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Характер таких связей определяется федеративным устройством государства и общими принципами его построения.
Федеральные органы власти осуществляют законодательное регулирование бюджетных отношений в пределах ведения, закрепленных Конституцией РФ, исходя из компетенции Российской Федерации устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Эти органы власти определяют основы бюджетного устройства и бюджетного процесса на территории России, которые конкретизируются в нормативных документах органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Законодательство на федеральном уровне детально регламентирует порядок осуществления бюджетного процесса по формированию и исполнению федерального бюджета, для чего ежегодно принимается федеральный Закон о бюджете. Федеральные органы власти устанавливают налоги, сборы и иные источники доходов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, при этом общие принципы налогообложения заложены в Налоговом кодексе Российской Федерации, который также утвержден на. федеральном уровне.
К компетенции федеральных органов власти относится разграничение бюджетных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Часть доходных источников находится в распоряжении Федерации, а часть - закреплена за бюджетами субъектов Федерации или передается им в форм^ отчислений по утвержденным нормативам. В федеральном законодательстве также закреплены отдельные виды доходов местных бюджетов. Распределение налогов, сборов и отчислений и других обязательных платежей определено в Налоговом кодексе, Законе об основах налоговой системы и других законах.
Федеральные органы власти устанавливают основы разграничения расходов между бюджетами в зависимости от разграничения имущества и компетенции. Эти органы власти компетентны: - образовывать в федеральном бюджете оборотную кассовую наличность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов в процессе исполнения бюджета;
- создавать резервные фонды в распоряжении представительных и исполнительных федеральных органов власти;
- формировать целевые бюджетные фонды в распоряжении федеральных органов власти;
- организовывать процесс формирования и предоставления отчетности (конкретные формы, методы составления, сроки представления отчетности определяют Министерство финансов и Государственный комитет Российской Федерации по статистике).
Бюджетная компетенция федеральных органов власти распространяется и на введение чрезвычайного бюджета при возникновении установленных федеральным законодательством оснований.
К компетенции органов власти субъектов Федерации относится регулирование объемов средств бюджетов субъектов Федерации путем: передачи им отчислений от налогов, закрепления налогов и других источников доходов, выделения дотаций, субвенций, трансфертов и т. п.
Конституцией установлены предметы ведения властей, предметы их совместного ведения. Обладая всей полнотой власти, субъекты Федерации имеют право осуществлять самостоятельное правовое регулирование бюджетных отношений, принимая законы и нормативно-правовые акты на основе принципов равноправия. Правовой основой компетенции субъектов Федерации являются конституционные нормы и законодательство самих субъектов.
Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории в соответствии с действующими условиями хозяйствования. Они определяют виды бюджетов, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, порядок формирования и расходования денежных фондов и средств, осуществления контроля.
Каждый субъект Российской Федерации имеет самостоятельный бюджет, средства которого должны обеспечивать деятельность органов власти, выполнение социально-экономических программ, и определяет объемы финансирования мероприятий в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, трансфертов, привлекаемых заемных средств. В пределах имеющихся бюджетных средств он имеет право увеличивать, например, расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурные цели и учреждения. Органы власти субъектов Федерации определяют направления использования средств на инвестиции, имеют право в рамках бюджетных средств создавать целевые бюджетные фонды поддержки отраслей, объединять свои бюджетные средства со средствами других бюджетов на договорной основе, а также со средствами хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций и т. д.
В рамках законодательства органы власти субъектов Федерации могут: устанавливать сборы и другие платежи, суммы которых подлежат зачислению в региональные и местные бюджеты, и их размеры; получать закрепленные за данным бюджетом налоги и другие доходы, отчисления от регулирующих доходов, процентные и беспроцентные ссуды других бюджетов; выпускать по решению законодательных органов власти займы на инвестиционные цели для размещения на своей территории; использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков и т. п.
Законодательные органы власти субъектов Федерации имеют право: определять в рамках законодательства Российской Федерации бюджетные права административных образований на своей территории; распределять доходы между территориальным и местными бюджетами; закреплять за местными бюджетами источники собственных доходов в полном объеме или частично; ежегодно регулировать объемы средств местных бюджетов путем передачи им отчислений от собственных доходов (в том числе от налогов); по решению органов власти субъектов Федерации передавать местным бюджетам суммы дотаций, трансфертов, субвенций.
В компетенцию органов власти субъектов Федерации также входит: образование в пределах объемов доходов резервных и целевых бюджетных фондов, оборотной кассовой наличности; использование доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета, и бюджетных средств в различные целевые программы, ценные бумаги, ссуды и т. д.; принятие решений и формирование целевых внебюджетных фондов (источниками их могут быть штрафы, пени, административные платежи, взносы и т. п.).
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют контроль за ходом исполнения бюджетов нижестоящими исполнительными органами власти исходя из требований законодательства Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Федерации имею право на компенсацию потерь в доходах своего бюджета за счет средств федерального бюджета.
Бюджетные права и компетенция органов местного самоуправления состоят в том, что на их основе создается финансовая база для решения социально-экономических задач и обеспечивается возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и в ряде законодательных актов на уровнях Российской Федерации в целом и субъектов Федерации.
Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию вышестоящими органами управления. В доходах и расходах раздельно предусматриваются суммы финансирования программ местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий и полномочий субъектов Федерации.
Вышестоящие органы управления в соответствии с нормами законодательства должны обеспечивать (местным) муниципальным образованиям объем доходов, достаточный для финансирования минимально необходимых расходов путем закрепления за ними доходных источников. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов Федерации ha основе минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. В случае невозможности решения этих задач на местном уровне вышестоящие бюджеты передают им часть своих доходных источников без учета переходящих остатков. Такие дополнительные средства предусматриваются ежегодно в федеральном бюджете и бюджете субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления имеют право: образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; устанавливать местные налоги и сборы в рамках Налогового кодекса и льготы по их исчислению и уплате; выпускать муниципальные займы, лотереи; получать и выдавать кредиты; создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.
Место каждого из субъектов бюджетной системы влияет на конкретный перечень принадлежащих им бюджетных прав. Исходя из принципа равноправия всех административно-территориальных образований, они имеют право на самостоятельный бюджет, утверждаемый органом местного самоуправления, и на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Районные органы местного самоуправления обладают более широким кругом бюджетных прав, поскольку они вступают в отношения и с вышестоящими, и с нижестоящими бюджетами.