Финансы, деньги, кредит и банки
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета Российской Федерации, региональных бюджетов субъектов Российский Федерации (национально-государственных образований - республиканские бюджеты, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга), местных бюджетов (административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты, районные бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов и бюджеты государственных внебюджетных фондов).
Кроме того, в соответствии с' законодательством часть бюджетов приобрели статус бюджетов муниципальных образований[1], которые также являются местными бюджетами и входят в состав бюджетной системы.
В бюджетной практике и законодательстве используется и такой вид бюджета, как консолидированный бюджет (рис. 9), который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Рис. 9. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации 50 |
Однако следует отметить, что он не имеет юридического статуса, но используется в процессе анализа, сводного планирования, отчетности как информационная база.
Бюджетный кодекс Российской Федерации включает в структуру бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, которые имеют свою структуру, систему формирования и использования денежных фондов и средств.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и
Принципы ее построения. -----------------
Бюджетная система Российской Федерации основывается в соответствии с Бюджетным кодексом на следующих принципах:
• Принцип единства, который означает использование единой правовой базы, форм бюджетной документации, принципов построения бюджетного процесса, одинаковых санкций за нарушение бюджетного законодательства и единый порядок формирования доходов и финансирования расходов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов.
■ Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в разграничении и закреплении прав по концентрации соответствующих видов доходов в бюджетах и прав в осуществлении расходов.
• Принцип самостоятельности бюджетов подтверждает:
- право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- закрепления регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным, налоговым и другим законодательством;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления определять структуру и объемы источников финансирования дефицитов разных уровней бюджетной системы;
- невозможность изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законодательства о бюджете, сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии при расходовании бюджетных средств;
- отсутствие возможности компенсации за счет бюджетных средств других уровней бюджетной системы потерь и излишних расходов, возникших в ходе исполнения законодательства о бюджете, за исключением случаев изменения законодательства.
■ Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предусматривает, что все доходы и расходы бюджетов должны быть отражены в обязательном порядке и в полном объеме, а дополнительные доходы или расходы - обоснованы.
• Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов, предусмотренных бюджетом, должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита, а основным положением при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета должно быть положение о минимизации объемов дефицита бюджета.
■ Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов при: использовании наименьшего объема средств и достижении наилучшего результата с использованием определенного конкретного объема бюджетных средств.
■ Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов предусматривает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов или в случае централизации бюджетных средств в вышестоящих или других бюджетах.
• Принцип гласности изначально предполагает соблюдение следующих требований:
- освещение в открытой печати хода предварительного обсуждения проектов бюджета;
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- достаточную полноту представления информации о ходе исполнения бюджета и доступность других сведений по решению законодательных (исполнительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- освещение в открытой печати хода исполнения бюджета;
- обязательная открытость информации процедур рассмотрения и утверждения решений по проектам бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;
- прозрачность бюджета, то есть беспрепятственный доступ к достоверной, полной и актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях для оценки текущего и перспективного финансового положения государства, эффективности финансовой политики, обеспечения контроля и анализа.
• Принцип достоверности бюджета означает объективность показателей и надежность расчетов показателей объемов доходов и расходов, их структуры и прогноза социально-экономического развития.
* Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей с обозначением целевого назначения или направления их на финансирование конкретных целей.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение бюджетной системы Российской Федерации.
2. Назовите и дайте характеристику основных звеньев бюджетной системы.
3. В чем заключается содержание консолидированного бюджета?
4. Каковы составные части консолидированного бюджета?
5. Дайте определение бюджетного устройства.
6. Охарактеризуйте основные законодательно закрепленные принципы организации бюджетного устройства.