Семинары
У семинаров, по сравнению с чтением книг, есть определенные преимущества: мы одновременно слышим, видим, ощущаем и переживаем. Чем больше задействованы наши органы чувств, тем легче нам учиться. Кроме того, мы можем пообщаться с докладчиком. Даже на больших семинарах мне часто удавалось лично познакомиться с ведущим и завязать с ним контакт.
Семинары также предоставляют хорошую возможность полностью отключиться от повседневных дел и посмотреть на себя со стороны. Это учит нас мыслить нестандартно, представлять себе старые ситуации в необычных, новых ракурсах. Иногда это помогает нам больше полагаться на нашу интуицию.
Преимущество атмосферы напряженной учебы и в том, что мы встречаем других участников семинаров с похожим настроем. Из этих знакомств могут развиться ценные связи.
Хорошие семинары дороги, и это удерживает многих от их посещения. Когда-то, когда у меня еще почти не было денег, я принял решение посещать по меньшей мере четыре семинара в год. Я не мог позволить себе делать это чаще, но я знал, что тем более не могу позволить себе не повышать свою квалификацию. Ведь цена, которую мы платим за повышение профессионального уровня, — ничто по сравнению с той ценой, которую приходится платить за невежество. Между прочим, даже высокая стоимость семинаров не удерживала меня. Я посещал семинары стоимостью и по 30 000 марок. И каждый раз я в течение следующих двух месяцев зарабатывал дополнительно более чем двойную стоимость семинара.
То, что нам, европейцам, представляется невероятным, в США считается абсолютно необходимым. Американские фирмы предоставляют своим сотрудникам в среднем 40 свободных от работы дней в году для того, чтобы они могли посещать семинары. 40 дней, когда сотрудники фирмы не работают, — и фирма за это платит! И это окупается. В Японии эта норма еще выше.
У рынка семинаров в США годовой оборот более 700 миллиардов марок (вдвое больше, чем у рынка персональных компьютеров)! Мы, европейцы, должны быть начеку, чтобы не оказаться исключенными из этого процесса.