Правильные вопросы
Мы говорили уже о том, что качество наших вопросов определяет качество нашей жизни. Почему это так? Мы находимся постоянно во внутреннем диалоге с самим собой. Наш мозг постоянно задает вопросы, на которые мы сами и отвечаем.
Если мы спрашиваем себя: "Справлюсь ли я с этим?", — то не исключаем возможности неудачи. Только из-за такой постановки вопроса остается, по меньшей мере, сомнение в своих силах. Лучшим был бы вопрос: "Как я с этим справлюсь?" Этот вопрос исключает неудачу. Вы с этим справитесь. Можно считать, что уже только благодаря правильной постановке вопроса Вы с этим справились. Это "как" позволяет искать возможности, которые лежат вне Вашей области контроля.
Мы должны спрашивать в первую очередь не "почему", но "как". "Как" заставляет искать решений, "почему" — извинений за бездействие. Мы находим то, что ищем. Кто ищет и находит извинения, тому не нужно расширять сферу своего контроля; он же не виноват. Вместе с тем он теряет власть над ситуацией. Кто задает вопрос "как", того ответ выводит за пределы его области контроля; в вопросе "как" заключен и вопрос "почему". Однако вопрос "почему" не включает в себя вопроса "как" и не позволяет искать и находить решение.
Так же важен и вопрос: "Что я могу?" Представьте, что я бы сосредоточился в Калифорнии на том, чего я не могу и не знаю. И я нашел бы очень много доводов за то, чтобы быстренько снова уехать домой, 16-летний юноша в чужой стране очень многого не может. Но концентрация на этом не приносит денег. Я обязан был сделать упор на то, что я мог.
Правильная постановка вопроса, следовательно, такова: "Что я могу, что я знаю, какие возможности у меня есть?" Я знал, например, немецкий язык. Следовательно, я стал давать уроки немецкого. Однако мой английский был так плох, что я и пяти минут не смог бы вести урок, если бы хоть что-то приходилось объяснять по-английски. Поэтому я вел занятия по-немецки.
Сначала это было очень тяжело, но зато мои ученики довольно быстро продвигались вперед. Сегодня я знаю, что это и в самом деле лучший метод обучения иностранному языку.
Если мы спрашиваем себя, кто виноват, мы ищем оправдания. Если мы говорим: "Не я виноват", — мы уничтожаем возможность позитивных изменений. Кроме того, вопрос о виновности
Теперь еще раз обдумайте Ваши убеждения. Какие из них будут поддерживать Вас на пути к Вашей цели, а какие — препятствовать? Прежде всего, подумайте вот о чем: Вы постоянно ищете доказательства, которые поддерживают Вашу веру. Вы видите, на чем Вы концентрируетесь под влиянием Вашей веры. Поэтому Ваш мир будет именно таким, каким Вы его представляете. Определите, какие из Ваших догматов веры станут помехой, потому что они заставят Вас концентрироваться на ошибках.
Пожалуйста, определите те убеждения, которые Вы хотели бы изменить:
1.__________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________
3 ._________________________________________________________________________________
4 ._________________________________________________________________________________
Вспомните о нашем примере со столом. Вера состоит из мнения (столешницы) и жизненного
Опыта (ножек стола), который поддерживает наше мнение.
Для того, чтобы изменить свои догматы веры, Вы должны сначала отломать ножки стола. Откажитесь от всех доказательств, приводимых Вам опытом, и рассмотрите свое мнение изолированно от него. Обдумайте, имеет ли это мнение для Вас смысл. Если нет, поставьте его под вопрос.
Рассмотрим положение "Деньги портят характер". Здесь возникают вопросы, которые внушают серьезные сомнения в правильности этого, плохо помогающего Вам мнения. Вот что ответил на эти вопросы один из участников семинара, который когда-то верил в этот тезис:
1. Почему ошибочно это мнение при определенных обстоятельствах?
Я знаю нескольких весьма состоятельных людей, очень цельных и с сильным характером. Я знаю, с другой стороны, бедных людей, которые являются негодяями. Характер, очевидно, не определяется количеством денег. Уже в Библии сказано, что богатство — хорошо. Все герои Ветхого Завета тоже были богаты.
2. Был ли человек, внушивший мне это мнение, состоятельным?
Нет! И я ни с кем, кто придерживается такого мнения, не хотел бы поменяться местами. Я не хочу заниматься их работой, жить в их квартире, ездить на их машине, общаться с их друзьями. Я не хотел бы оказаться в их шкуре, и я не хотел бы, чтобы у меня были их догматы веры. Это милые люди, но я не хочу быть таким, как они.
1. Вы узнали, что Вы думаете о деньгах. Всегда, если что-нибудь в Вашей жизни обстоит не так, как Вы желаете, Вы должны выяснить, какие убеждения за этим скрываются.
2. Вы проверили, помогают ли эти убеждения достижению Ваших целей. Для этого Вы осознали свои цели.
3. Вы временно изолировали догмат веры — мнение — от опыта и доказательств. Это позволяет Вам рассмотреть свое мнение беспристрастно.
4. Вы критически "взвесили" Ваше мнение. Вследствие этого появились серьезные сомнения в прежнем догмате веры.
Вы готовы теперь заменить Ваше старое мнение новым. Затем Вы можете сделать это новое мнение догматом веры, собрав для этого необходимый опыт и доказательства.