Такси (Taxi, Иран, 2015) Режиссёр: Джафар Панахи
Вопреки или благодаря?
Джафар Панахи разъезжает на такси, подвозя совершенно разных людей и оказываясь в совершенно разных ситуациях.
Панахи запрещено снимать кино. Но "Такси" - это уже третий его полнометражный фильм, снятый во время запрета на профессию. И сначала эта картина интересна именно условиями своего создания, нежели содержанием. Режиссёр максимально ограничивает свои возможности: используются только три камеры-видеорегистратора (?) + съёмка на iPhone, действие всего фильма происходит только в салоне такси киев. Но известно всем, что свобода - в ограничении. Это доказал и Джафар Панахи, который смог снять полноценное, интересное и такое разное кино в таких "некинематографичных" условиях. Этот фильм - настоящий вызов, протест.
Режиссёр умудряется за каких-то час двадцать рассказать несколько совершенно разнородных (детектив, драма, комедия и т.д.) историй, показать яркую полифонию образов. Стилизуя картину под документальную/объективную съёмку, характеризуя истории как события спонтанные, неожиданные, а отсюда эффект правдоподобия, выходящий за рамки киноэкрана, режиссёру удаётся ёмко, честно, разносторонне, объективно рассказать и показать жизнь современного Ирана: рассуждения о смертной казни, моральной ответственности перед ближним, место женщины в современном иранском обществе, вопросы религии и так далее. (Хотя "невидимая рука" режиссёра всё же нависает над сюжетом, чувствуется некая намеренность, прописанность материала.)
При этом фильм обязательно затрагивает тему кино, являющуюся в Иране поистине чем-то важным, большим, связанным с самим понятием "свобода". Этот забавный, в чём-то наивный, но такой интересный разговор режиссёра со своей племянницей раскрывает многое в понимании понятия "кино" самих иранцев и правительства Ирана. Кино есть не иллюзия жизни, кино - сама жизнь. Наверное, именно к такому выходу подталкивает нас Джафар Панахи, (отсылая к знаменитому афоризму Жана-Люка Годара).
"Такси" - картина, снятая или вопреки, или благодаря запрету, нарушающая все правила и догмы, о которых говорит племянница режиссёра; картина такая разная, такая необычная, такая настоящая. И правда, этот фильм - "подлинное любовное письмо кинематографу".
P.S.
Опыт "подпольной" съёмки (притом также в ограничиваясь салоном автомобиля) был проделан Аббасом Киаростами в его фильме "Десять". Но там режиссёр в основном сфокусировался на теме женщины в Иране.