Олег Боярин: Украина стала площадкой для ввоза металлолома на колесах из Европы
Глава Федерации автопрома Украины и инициатор создания Закарпатского автомобильного кластера Олег Боярин дал развернутое интервью изданию «Авто Центр», рассказав о ситуации на авторынке Украины. Известный бизнесмен также поделился своим видением восстановления автопромышленности.
За 2019 год в Украине на один новый проданный автомобиль приходиться продажа от четырех до пяти подержанных машин. В таких экономических условиях отечественным предприятиям крайне сложно поддерживать объемы продаж и производство в целом. По состоянию на февраль 2020 года в стране лишь один завод занимается выпуском легковых автомобилей, а производство упало на 17% в сравнении с 2018 годом. Благодаря госзаказам еще как-то держатся производители автобусов, однако и тут рынок обвалился в среднем на 29%.
Как можно говорить о ведении цивилизованного автомобильного бизнеса в стране, где контрабандные схемы получают законодательные послабления, а импорт старых автомобилей находится в лучших условиях по сравнению с рынком новых автомобилей?, — рассказывает Олег Боярин.
Поддержка властями политики импорта старых автомобилей выглядит довольно странно в условиях рыночной экономики. По сути, в Украину сбывают ненужный старый металлолом, и это активно поддерживается государством. Для сравнения, средний возраст легковых автомобилей в стране примерно 22.2 года, а в странах ЕС — 11.1 лет. В то время, как Европа вводит запреты и новые экостандарты, Украина не хочет инвестировать в разработку технологий электрификации.
Украина возглавляет мировой антирейтинг по показателю смертности от загрязнения воздуха на 100 тыс человек — такую статистику приводит Всемирная организация здравоохранения. И это неудивительно, учитывая огромное количество выбросов от старого автотранспорта, — подчеркивает бизнесмен.
Сейчас мир активно разрабатывает и переходит на другие виды автомобильного транспорта — электромобили, самоуправляемые машины. В отрасли все больше делается ставка на компьютеризацию и искусственный интеллект. По прогнозам аналитиков, через каких-то 10 лет примерно половину в структуре автомобиля будут занимать IT-системы. Такие мировые тенденции открывают новые возможности и для Украины, однако нужна сильная государственная позиция и поддержка в этом вопросе.
Формат зарождения новых технологий и решений дает потенциал и возможности, если мы сумеем вовремя перестроиться и занять свою нишу в этой части, — считает Олег Бояринов.
По мнению бизнесмена, недостаточно просто принимать законы — необходимо, чтобы они еще и работали. Ключевым фактором успеха автомобильной промышленности в Украине предприниматель называет эффективные изменения в регуляторной и таможенной среде. Так, прекрасно себя показала созданная бизнес-сообществом автомобильная кластерная инициатива в Закарпатье: инвестиции, привлеченные в развитие автомобильной сферы, составляют более 51% инвестиций всего региона.
Бизнес и общество работают и обслуживают власть. Эту парадигму нужно изменить. Власть должна обслуживать интересы бизнеса и общества, — комментирует Олег Боярин. — Такое возможно только в одном случае: если мы консолидируемся. Если поймем, что никто, кроме нас самих, эту ситуацию не исправит. И что никто не построит нашу страну за нас.
Полное интервью Олег Боярина можно найти по ссылке на сайте autocentre.ua.