ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Законы управления системой ПЧ — АД, обеспечивающие снижение потерь энергии в переходных режимах
Большой практический интерес представляет задача минимизации потерь энергии в переходных процессах асинхронных электроприводов, для которых основными являются режимы пуска, торможения и реверса. Для такого типа электроприводов задача оптимального управления динамическими режимами должна решаться методами математической теории оптимального управления. К настоящему времени в теории частотного управления асинхронными двигателями сформировался строго обоснованный в рамках принятых допущений подход к решению задач оптимального управления динамическими режимами, в том числе и задачи управления по минимуму потерь энергии. Этот подход сочетает возможности учета основных существенных факторов поведения АД в динамических режимах и решения задач оптимального управления вариационными методами.
Основные положения этой теории и некоторые результаты проведенных исследований оптимальных по минимуму потерь энергии режимов управления следующие [62].
1. Теоретическое исследование вопросов оптимального по минимуму потерь энергии управления базируется на математическом описании АД как объекта управления, учитывающем электромагнитные переходные явления в роторных цепях и насыщение двигателя по главному магнитному пути.
2. При оценке качества, характеризующей энергетическую эффективность динамических процессов частотного управления, учитываются электрические потери энергии в обмотках статора и ротора в связи с решающим влиянием этих составляющих на энергетику и нагрев АД в пускотормозных режимах.
3. Задача оптимального управления по минимуму потерь энергии решается методом классического вариационного исчисления. Полученные решения и итоговые математические соотношения
позволяют рассчитать характеристики оптимальных процессов управления скоростью в режимах пуска и торможения АД, которые могут служить эталоном для сравнения эффективности более простых законов управления.
4. На характер оптимальных процессов наиболее сильно влияют электромагнитные переходные явления в роторной цепи. Влияние эффекта насыщения двигателя по главному магнитному пути проявляется только в изменении количественных характеристик. Законы управления АД, полученные без учета насыщения магнитной цепи и электромагнитных явлений, неприемлемы для практического использования, так как обеспечивают низкие энергетические показатели. Законы управления, полученные только с учетом влияния электромагнитных явлений, обеспечивают достаточно близкие к предельно достижимым энергетические показатели АД.
5. Для улучшения энергетических показателей асинхронных частот- но-регулируемых электроприводов в динамических режимах целесообразно применять рациональное предварительное подмагничива - ние АД. Концепция многоэтапного оптимального процесса управления, предполагающая формирование начального этапа подмагничи - вания, основного этапа отработки заданного изменения скорости и заключительного этапа выхода в режим установившегося движения, позволяет уменьшить потери энергии и нагрев при пусках АД.
6. В связи со сложностью осуществления законов оптимального управления по минимуму потерь энергии на практике рекомендуются законы управления с постоянством модуля вектора токов статора и скольжения вектора токов статора или вектора потокосцеплений ротора при оптимальных соотношениях между ними.
Полученные с учетом насыщения законы управления, оптимизирующие установившиеся режимы работы асинхронных двигателей, обеспечивают близкие к предельным энергетические показатели электромеханических переходных процессов.
Приведенные положения теории оптимального частотного управления АД по минимуму потерь энергии носят общий характер, хотя и базируются на учете электрических потерь энергии только в одном из элементов силовой части электропривода, а именно в асинхронном двигателе. Учет электромагнитных переходных явлений в преобразователях частоты с непосредственной связью, с автономными инверторами тока и напряжения при решении задачи оптимизации не может существенно изменить качественной картины оптимальных переходных процессов по минимуму потерь энергии, что подтверждено экспериментальными исследованиями реальных систем управления частотно-регулируемых электроприводов. Эти положения могут быть дополнены и уточнены количественными характеристиками.
Теоретическое исследование вопросов оптимального управления асинхронным электроприводом с учетом электромагнитных переходных явлений и потерь энергии в преобразователе частоты представляет большие трудности в связи с нелинейностью и высоким порядком дифференциальных уравнений, поэтому большое значение приобретают численные методы оптимизации.
Рассмотрим один из возможных подходов приближенного решения задачи оптимизации режимов частотно-регулируемого асинхронного электропривода, учитывающего совокупность электромагнитных явлений в двигателе и преобразователе частоты, а также насыщение электрической машины по главному магнитному пути. В качестве оценки эффективности функционирования асинхронного электропривода примем суммарные электрические потери энергии в силовой части.
Объектом исследования является асинхронный электропривод с векторной системой автоматического управления, схема математической модели которого приведена на рис. 3.57. Силовая часть электропривода имеет АД с короткозамкнутым ротором и ПЧ с автономным инвертором напряжения, получающим питание от неуправляемого выпрямителя. Силовая часть описывается уравнениями (2.27)...(2.30).
Система автоматического управления электропривода построена по принципу подчиненного регулирования. Она имеет замкнутые системы регулирования преобразованных токов статора, разомкнутые системы регулирования преобразованных потокосцеплений ротора и электромагнитного момента, а также замкнутую систему регулирования скорости ротора. На входе системы регулирования скорости ротора установлен задатчик интенсивности.
Математическая модель управляющей части описывается уравнениями регуляторов, синтез которых ведется в соответствии методикой систем подчиненного регулирования асинхронных электроприводов [64].
Регулятор преобразованных токов статора (РТ) представляет собой два последовательно включенных двухканальных автономных регулятора пропорционально-интегрального типа. Сигналы задания iu и iv для РТ поступают с выхода регулятора преобразованных потокосцеплений ротора (РП) через апериодические фильтры первого порядка. Выходные сигналы ии и и ^регулятора тока являются заданиями составляющих напряжения статора. Они подаются на входы управления преобразователя частоты. Математическая модель РТ с фильтрами по заданию имеет следующий вид:
27>/Т; + С = il
Єіи - hu ~ hu>
- iv ~hv
ЮЗИ*Ю»^* W]*/j*|/2* 4С*А^эп, э* Рис. 3.57. Схема математической модели асинхронного электропривода для решения задачи оптимизации динамических режимов: ЗИ — задатчик интенсивности; PC, РМ, РП, РТ — регуляторы соответственно скорости, момента, потокосцепления ротора, токов статора; ПЧ — преобразователь частоты; АД — асинхронный двигатель |
где Т — некомпенсированная постоянная времени по каналам и hv; крті, крТ2 и Tpji, ТРТ2 — коэффициенты усиления и постоянные времени последовательно включенных регуляторов тока.
Регулятор преобразованных потокосцеплений ротора выполняется в виде обращенной модели звена объекта регулирования, уравнения которой имеют следующий вид:
-Riilu = РУъ - Лад/*,;
-Rlilv = PV 2v +
¥0и — V2m ~ f-Q. oilu>
V0i> = ViL ~ LiJlv
VS =(¥£+¥o2,)1/2’ iou = V (vo)vo«;
•* .
hu ~ lOu ~ llui
hv ~ iov ~ iiv
Заданием для РП являются сигналы Щи = и = 0, формирование которых возлагается на систему регулирования электромагнитного момента. Такое задание ориентирует результирующий вектор потокосцеплений ротора по одной из осей декартовой системы координат и задает его модуль |/2 [64].
Регулятор электромагнитного момента (РМ) выполняется в виде обращенной модели звена момента асинхронного двигателя, уравнения которого для решения задачи преобразуются к следующему виду:
Т„рМ" + М" = М•; До)к = Й2ЛГ7ч4;
= ш+дшк; v;„ = v2s; vL = о,
где Ти — постоянная времени фильтра на входе РМ.
Вход М* регулятора момента подчинен регулятору скорости ротора (PC), а вход jt2g представляет собой задание модуля вектора потокосцепления ротора. При решении задачи оптимизации
режимов асинхронного электропривода этот сигнал можно рассматривать как независимое входное воздействие. Варьируя сигналом |/2£, можно найти оптимальный по энергетическому критерию режим работы электропривода.
Регулятор скорости ротора настраивается на модульный или симметричный оптимумы в зависимости от технологических требований. Например, при настройке PC на симметричный оптимум уравнения регулятора имеют следующий вид:
1 ТРСР |
Тфры** + со** = со*; е*ы = со** - со*;
Щи - (^РС +
где Гф — постоянная времени фильтра на входе PC; fcPC — коэффициент усиления; ТРС — постоянная времени регулятора.
Для удобства анализа конечные результаты моделирования в блоке вычисления показателей качества приводятся к безразмерным единицам. Обратим внимание еще на одну особенность математической модели системы электропривода. В ней предусмотрена операция «Стоп», которая по сигналам задания на скорость со^ и реальному сигналу скорости со выбирает время интегрирования мгновенных электрических потерь силовой части электропривода при расчете интегральной характеристики.
Таким образом, математическая модель (см. рис. 3.57) отражает все наиболее важные при решении задачи оптимизации явления в силовой части и главные особенности структурного построения векторной системы управления асинхронным электроприводом. В такой модели независимо от заданной величины \t2g на входе регулятора момента обеспечиваются типовые переходные процессы. Следовательно, синтез оптимального управления по энергетическому критерию ведется при заданной форме кривой скорости, что приближает такую постановку задачи к реальной ситуации, но вместе с тем вызывает необходимость проведения большого объема вычислений, вызванных учетом дополнительных факторов, присущих реальному электроприводу.
Для определения условий, обеспечивающих минимум потерь энергии за время переходного процесса, проведем численные эксперименты, заключающиеся в следующем. При фиксированных значениях параметра задатчика интенсивности ТЗИ и момента статической нагрузки Мс реактивного типа проведем серию пусков двигателя до конечной скорости со, соответствующей заданной со^, с разными значениями модуля цf2g. При этом будем фиксировать потери энергии АЖЭ за период переходного процесса. На рис. 3.58 приведены графики относительных электрических потерь энергии A W3, при пуске АД типа 4А132М6 при разных значениях со, (шаг 0,25).
Рис. 3.58. Графики относительных электрических потерь AlV3t АД типа 4А132М6 |
Параметр задатчика интенсивности Тзи - 1 с. Вал асинхронного двигателя нагружен реактивным моментом статического сопротивления Мр* = 1. Как видно на рис. 3.58, функция АЖ,, имеет экстремум.
Численный эксперимент показывает, что оптимальное потокосцепление |/2g, при котором потери энергии минимальны, практически не зависит от конечной скорости и момента инерции электропривода. При увеличении конечной скорости пуска экстремальная характеристика становится более острой. Оптимальное потокосцепление ротора на 5,4...9% превышает номинальное значение потокосцепления ротора. Эффект от оптимизации при всех значениях конечной скорости двигателя составляет 2...6 %.
При уменьшении параметра Тш оптимальное значение потокосцепления ротора увеличивается. Так, при установке Тш = 0,2 с оптимальное значение потокосцепления в относительных единицах равно 1,32, а эффект 5,4... 11%. Таким образом, при интенсивных переходных процессах пуска выигрыш от оптимизации режимов возрастает, что объясняется влиянием электромагнитных явлений в силовой части электропривода.
Практический интерес представляет оценка эффективности законов управления, полученных для насыщенного двигателя без учета электромагнитных явлений. К таким законам следует отнести прежде всего режим управления пуском при постоянстве модуля вектора потокосцепления ротора (у2 = const) и минимуме тока статора (/j = min), которые могут быть обеспечены в системе векторного управления асинхронным электроприводом. Оценку эффективности режимов управления пуском проведем в рамках опи
санной методики, что позволит сохранить единство подхода и условий численного эксперимента.
Рассмотрим сначала режим управления пуском при постоянстве потокосцепления ротора. Значение \f2g при этом выберем, равное значению потокосцепления в номинальном режиме АД, т. е. |f2g = Угном - На рис. 3.59 приведены характеристики переходных процессов асинхронного электропривода с векторной системой частотного управления. Параметр задатчика интенсивности Тт - = 0,2 с. Разгон двигателя осуществлялся с реактивным моментом нагрузки Мр* = 1 до скорости со* = 1. Суммарный момент инерции электропривода составлял 2/дв. Для сравнения на рис. 3.59 приведены осциллограммы пуска АД при постоянстве потокосцепления ротора, равном оптимальному значению. Пунктирными линиями показаны процессы при постоянстве потокосцепления ротора jf2g = |/2ном> а сплошными — при оптимальном потоко - сцеплении. Сравнение характеристик свидетельствует о том, что при одном и том же законе изменения угловой скорости АД в режиме пуска с оптимальным потокосцеплением ротора энергетические характеристики привода выше. В частности, электрические потери энергии при пуске с оптимальным потоком ротора составили 438,8 Дж, в то время как при пуске с номинальным потоком ротора потери составили 483 Дж. Эффект от оптимизации составил 10%.
Рис. 3.59. Характеристики переходных процессов асинхронного электропривода с векторной системой частотного управления |
Рис. 3.60. Характеристики переходных процессов при пуске АД типа 4А132М6 при номинальной нагрузке на валу |
При пуске двигателя в режиме минимума тока статора модуль вектора потокосцепления ротора задается в функции от электромагнитного момента двигателя. При малых значениях момента оптимальная по минимуму тока статора зависимость корректируется так, чтобы создать начальное подмагничивание машины. При численных расчетах она аппроксимируется полиноминальной функцией пятой степени. Искомые коэффициенты находятся методом наименьших квадратов.
На рис. 3.60 показаны характеристики переходных процессов при пуске АД типа 4А132М6 с номинальной нагрузкой на валу двигателя. Условия численного расчета такие же, как было приведено выше. Пунктирными линиями показаны процессы при минимуме тока с подмагничиванием двигателя перед пуском, а сплошными ЛИНИЯМИ — при ПОСТОЯННОМ ПОТОКОСЦЄПЛЄНИИ ротора \f2g = ¥2 ном • В обоих случаях законы изменения скорости и момента АД остаются неизменными и соответствуют типовым процессам управления в системах подчиненного регулирования, в то время как токи и напряжения статора, потокосцепления ротора АД и другие характеристики электропривода отличаются.
Обратим внимание на то, что ток статора /1Ф, ток /. и реактивная мощность Q*, а также электрические потери мощности ДРЭп. э* в силовой части электропривода при пуске в режиме минимума
тока статора меньше по сравнению с режимом пуска при постоянном потокосцеплении. Интерес представляют электрические потери энергии в силовой части электропривода в зависимости от интенсивности переходного процесса, задаваемого параметром Тш.
На рис. 3.61 показаны зависимости потерь энергии в режиме пуска при минимуме тока статора и постоянстве потокосцепления ротора от /п п. Как видно на рис. 3.61, по интегральной характеристике режим пуска при постоянстве потокосцепления ротора незначительно уступает режиму пуска при минимуме тока статора с предварительным подмагничиванием двигателя.
Эффект от применения режима пуска АД при минимуме тока статора возрастает с увеличением интенсивности процесса пуска, а также в электроприводах с большим суммарным моментом инерции. Этот вывод следует из анализа оценок эффективности режима пуска АД при минимуме тока статора с начальным подмагничиванием, приведенных на рис. 3.62.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что законы управления пуском при минимуме тока статора и постоянстве потокосцепления ротора обеспечивают в целом достаточно высокие показатели, незначительно уступающие показателям при оптимальном управлении потоком ротора с учетом электромагнитных явлений и насыщения. Именно эти сравнительно простые с точки зрения осуществления законы управления находят применение в современных системах автоматического управления асинхронными электроприводами с полупроводниковыми преобразователями частоты.
Рис. 3.62. Зависимости оценок эффективности в режиме пуска АД при минимуме тока статора с начальным подмагничиванием (Д Wt = A W, |j/r = = Угном/А^к = min): 1 — при J = 4/дв; 2 — при J = 2/дв |
Осуществление оптимальных по минимуму потерь энергии законов управления в принципе также возможно в системах элект-
Рис. 3.61. Зависимости потерь энергии в режиме пуска при минимуме тока статора (сплошные линии) и постоянстве потокосцепления ротора (пунктирные линии) от /п п: 1 — при J = 4/дв; 2 — при J = 2/дв |
ропривода с ориентацией по полю ротора и в системах электропривода с управляемым абсолютным скольжением. Однако нельзя не отметить сложность их внедрения, обусловленную тем, что изменение условий работы электропривода приводит к изменению параметров оптимального закона управления. Таким образом, степень целесообразности применения оптимальных законов управления динамическими режимами будет возрастать по мере разработки практически реализуемых алгоритмов оптимального или квазиоптимального управления.