ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Системы ТПН—АД
Системы ТПН—АД, обеспечивая плавный пуск асинхронных двигателей (системы Soft-Start), могут применяться и для снижения энергопотребления при работе недогруженного двигателя в зоне номинальной скорости. В этом случае за счет увеличения угла открытия вентилей, входящих в ТПН, снижается первая гармоника напряжения и асинхронный двигатель при заданном моменте статической нагрузки, питаясь прерывистым током, работает на регулировочной характеристике при скорости несколько меньшей, чем на естественной характеристике.
Такой режим приводит к уменьшению суммарных потерь в АД и потребляемой активной мощности [11].
0 |
Расчет баланса мощности электропривода проводится на основе анализа мгновенных значений токов и напряжений статора, полученных из решения уравнений полной модели системы ТПН—АД, а также предполагается, что симметричный двигатель питается от сети бесконечной мощности и падение напряжения на тиристорах не учитывается. Расчет активной мощности, потребляемой электроприводом Р, которая при указанных допущениях равна активной мощности двигателя Рх, производится по формуле
(3.68)
где Т — период напряжения статора, Т = 2л:; щ — мгновенное значение фазного напряжения статора; ix — мгновенное значение фазного тока статора.
Определим полную мощность, потребляемую двигателем S и электроприводом в целом S, по следующим формулам:
(3.70)
где ис — мгновенное значение фазного напряжения сети; С/j — действующее значение фазного напряжения статора; /, — дей
ствующее значение фазного тока статора; UH0U — номинальное значение фазного напряжения сети.
Теперь можно рассчитать реактивную мощность, потребляемую двигателем Qx и системой электропривода Q:
Q = IS2 - Р1.
Обратим внимание, что мощность, вычисленная по формулам
(3.71) , содержит как собственно реактивную мощность по всем гармоникам спектра, так и мощность искажения, величина которой, как правило, мала, и в оценочных расчетах ею можно пренебречь.
Расчет составляющих мощности необходимо проводить в общепринятой для асинхронных двигателей системе относительных единиц.
На рис. 3.33 приведены графики характеристик реактивной и активной мощностей, рассчитанные для разных двигателей. При расчете скорость двигателя принималась неизменной и равной номинальной. Реактивная мощность, потребляемая системой электропривода, как видно на рис. 3.33, существенно больше реактивной мощности двигателя.
Р/^ном |
Рис. 3.33. Характеристики активной и реактивной мощностей в системе ТПН—АД для двигателей типов 4А80В4 (a), MTKF012-6 (б), 4A200L6 (в) и 4А315М6 (г) |
Угол открытия тиристоров, ° Рис. 3.34. Зависимость угла смещения от угла открытия тиристоров для двигателя типа 4A200L6 |
Для выяснения причин, приводящих к увеличению реактивной мощности системы электропривода относительно мощности, потребляемой двигателем, необходимо произвести расчет мощностей по первым гармоникам напряжений и токов, а методом гармонического анализа напряжения статора рассчитать зависимости угла смещения первой гармоники напряжения на статоре относительно напряжения сети в функции угла открытия тиристоров при разных скоростях. На рис. 3.34 показана зависимость угла смещения от угла открытия тиристоров для двигателя типа 4A200L6.
Как следует из графиков на рис. 3.34, наибольшие смещения 1-й гармоники имеют место в области номинального скольжения (со = соном). Изменение смещения 1-й гармоники в зависимости от скорости объясняется эффектом изменения угла нагрузки двигателя и соответствующим смещением зоны нечувствительности преобразователя, в которой угол открытия тиристоров меньше угла нагрузки двигателя. Так как при номинальной скорости двигатель имеет угол нагрузки, близкий к минимальному, и, следовательно, преобразователь в этой области обладает минимальной зоной нечувствительности, то и смещение 1-й гармоники при регулировании угла открытия тиристоров наступает раньше. Из-за того, что смещение 1-й гармоники напряжения определяется углом нагрузки двигателя, полный угол системы будет равен сумме углов нагрузки двигателя и смещения 1-й гармоники напряжения статора.
При известных углах нагрузки системы расчет реактивной мощности можно провести по следующим формулам:
Q = 3#ц/ц sincpn;
Q - 3£АНОм^п sincpb U)
где Uu — действующее значение 1-й гармоники фазного напряжения статора; /п — действующее значение 1-й гармоники фаз - ного тока статора; фп — фазовый сдвиг 1-й гармоники тока статора по отношению к 1-й гармонике напряжения статора; ф, — фазовый сдвиг 1-й гармоники тока статора по отношению к напряжению сети.
Как отмечается в [35], значения Q и Qb рассчитанные по формулам (3.71) и (3.72), в основном совпадают. Различия наблюдаются при низких скоростях и малых напряжениях из-за того, что при этом наиболее высок процент высших гармоник по сравнению с 1-й и поэтому в большей степени проявляется влияние коэффициента искажения.
Как отмечалось, угол смещения 1-й гармоники, а следовательно, и реактивная мощность системы ТПН—АД определяются скоростью двигателя через угол нагрузки, что объясняет различие характеристик как для разных скоростей, так и для разных типов двигателей. Действительно, АД серии 4А имеют минимальный угол нагрузки в области номинальной скорости. При этом с ростом мощности созф двигателя улучшается и, как следствие, возрастает возможный диапазон изменения угла смещения 1-й гармоники и реактивной мощности. Машины типа MTKF, обладая меньшим cosp по сравнению с двигателями серии 4А при номинальной скорости, имеют и меньший диапазон смещения 1-й гармоники. Кроме того, минимум угла нагрузки для двигателей типа MTKF всегда находится в зоне скоростей меньше номинальной.
Таким образом, потребление реактивной мощности преобразователем с двигателем типа MTKF в рабочей зоне меньше по сравнению с системой на основе двигателей серии 4А.
Для подтверждения результатов расчета были сняты экспериментальные зависимости реактивной мощности АД и системы ТПН— АД в функции напряжения для типов 4А80В4 и MTKF012-6. Скорость системы поддерживалась неизменной. Экспериментальные характеристики активной и реактивной мощностей для двигателей типов 4А80В4 и MTKF012-6 приведены на рис. 3.35.
Сопоставление экспериментальных данных с расчетными подтверждает общий характер зависимости реактивной мощности системы от фазового сдвига 1-й гармоники и указывает на необходимость учета данного эффекта при оценке энергетических показателей системы ТПН—АД.
Полученные результаты подтверждают, что тиристорный преобразователь напряжения является потребителем реактивной мощности. При этом доля реактивной мощности, приходящаяся на ТПН, достаточно ощутима. Более того, при некоторых напряжениях, меньших номинального, и неизменной скорости реактивная мощность системы ТПН—АД может превосходить реактивную мощность при полном напряжении. Основной причиной данного явления следует признать эффект смещения 1-й гармоники при регулировании напряжения статора. Так как гармонический состав напряже
ния определяется как углом открытия тиристоров, так и скоростью двигателя (через влияние противоЭДС), систему ТПН—АД при анализе потребляемой реактивной мощности следует рассматривать совместно с учетом конкретных параметров двигателя.
а |
Р/ Рцоч I I I GiAPhom Г Г Г” б Рис. 3.35. Экспериментальные характеристики активной и реактивной мощностей в системе ТПН—АД разных двигателей: а — типа 4А80В4 при ш = 0,95шном; б — типа MTKF012-6 при ш = 1,1 wH0M |
Эффект смещения 1-й гармоники безусловно ухудшает свойства системы ТПН—АД. Тем не менее это явление не исключает использования ТПН как средства энергосбережения. Действительно, эффект от энергосберегающего режима наиболее ощутим при работе двигателя на холостом ходу. При этом (см. рис. 3.33) существенно снижается потребление как активной, так и реактивной энергии по сравнению с номинальным режимом. Однако необходимо исследование условий оптимизации энергопотребления системы ТПН—АД с учетом баланса реактивной мощности.
В каталогах фирм, выпускающих системы Soft-Start, не приводятся сведения о влиянии ТПН на питающую сеть и мероприятиях, направленных на ограничение этого влияния. В условиях повыше
ния требований по электромагнитной совместимости преобразовательных устройств с сетью необходим строгий анализ экономической эффективности применения энергосберегающих систем ТПН—АД с учетом затрат на фильтрокомпенсирующие устройства, обеспечивающие допустимые параметры качества потребляемой электроэнергии.