ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ «ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ — АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ»
2.4.1. Назначение, состав и виды ППЧ — АД
Частотный способ регулирования скорости асинхронных двигателей является самым экономичным в сравнении с другими известными способами. Возможность регулирования скорости АД изменением частоты следует из выражения скорости идеального холостого хода:
(2.25)
где УІ — частота напряжения обмотки статора; рп — число пар полюсов двигателя.
(2.26) |
Меняя частоту fx напряжения обмотки статора, можно получать разные скорости идеального холостого хода. При этом, как видно из выражения (2.24), зависимость скорости со0 от fx линейная. Механические характеристики АД при частотном способе регулирования скорости могут существенно отличаться от естественной характеристики [17, 53]. При постоянной амплитуде напряжения, подводимого к обмотке статора, с уменьшением /, пусковой и критический моменты двигателя увеличиваются, а жесткость механических характеристик повышается. Однако при неизменном напряжении источника питания C/J с уменьшением частоты fx резко увеличиваются ток намагничивания и ток статора. Магнитная система двигателя насыщается. В результате существенно увеличиваются электрические и магнитные потери. Для повышения технико-экономических показателей двигателя при изменении частоты необходимо регулировать амплитуду напряжения Ux как функцию от частоты fx и момента нагрузки М. Зависимость Ux от частоты fx и момента нагрузки М выражает закон частотного управления:
Ux = Щ (/ь М).
В полной мере законы частотного управления вида (2.26) реализуются в замкнутых системах автоматического управления электроприводами. В разомкнутых системах управления напряжение Ux обычно регулируется в функции от частоты fx:
Ux = Ux(fx).
Таким образом, для осуществления частотного способа регулирования скорости АД необходимо иметь преобразователь частоты (ПЧ)
с возможностью раздельного изменения амплитуды и частоты выходного напряжения.
Преобразователи частоты, предназначенные для частотно-регулируемых асинхронных электроприводов, подразделяются по типу связи с питающей сетью на непосредственные преобразователи частоты и двухзвенные преобразователи частоты (ДПЧ) с промежуточным звеном постоянного или переменного тока.
В современных частотно-регулируемых асинхронных электроприводах широко применяются ДПЧ с промежуточным звеном постоянного тока. Основными элементами таких преобразователей являются выпрямитель, фильтр промежуточного звена постоянного тока и автономный инвертор.
По типу инвертора, который представляет собой коммутатор на полупроводниковых силовых ключах, ДПЧ подразделяются на два класса: с автономным инвертором напряжения (АИН) и с автономным инвертором тока (АИТ).
При определенных алгоритмах переключения силовых ключей и свойствах источника питания инвертора ДПЧ с АИН обеспечивают заданную форму выходного напряжения, а ДПЧ с АИТ — заданную форму выходного тока независимо от параметров нагрузки с возможностью раздельного регулирования амплитуды и частоты основной гармоники выходного напряжения или тока инвертора.
Широкое применение в регулируемых асинхронных электроприводах находит такой вид ДПЧ, как преобразователи частоты с автономными инверторами напряжения. Большинство выпускаемых преобразователей частоты с АИН, предназначенных для регулирования скорости вращения трехфазных АД, имеют схему силовых цепей, приведенную на рис. 2.7.
Преобразователь частоты содержит неуправляемый выпрямитель, фильтр в звене постоянного тока и АИН, выполненный на полностью управляемых полупроводниковых ключах. Автономный инвертор работает в режиме широтно-импульсной модуляции (ШИМ) выходного напряжения. В случае необходимости в схему силовых цепей кроме главного выключателя, линейных предохранителей, главного контактора включаются фильтр электромагнитной совместимости, входной коммутирующий реактор, синусоидальный фильтр и выходной реактор.
Преобразователь частоты с АИН (см. рис. 2.7) не позволяет обеспечивать двухсторонний обмен энергией между сетью и двигателем, так как в нем используется неуправляемый выпрямитель. При генераторном торможении отдаваемая двигателем энергия рассеивается в элементах инвертора и резисторе тормозного устройства, который подключается к шинам постоянного тока через управляемый полупроводниковый ключ.
В тех случаях, когда для осуществления режимов электропривода выгоден обмен энергией между сетью и двигателем, двухзвенные
Рис. 2.7. Схема силовых цепей частотнорегулируемого асинхронного электропривода:
~ Сеть |
— главный выключатель; FU — линейные предохранители; КМ — главный контактор; ZF1 — входной фильтр; LR1 — входной реактор; UD — выпрямитель; СВ —фильтр звена постоянного тока; UW — устройство торможения; UZ— автономный инвертор напряжения; LR2 — выходной реактор; ZF2— выходной фильтр; М— асинхронный двигатель
преобразователи частоты с АИН содержат вместо неуправляемого выпрямителя активный выпрямитель напряжения. Выпрямитель и инвертор в таких преобразователях выполняются по идентичным схемам, которые работают в режиме ШИМ [22, 63].
С помощью активного выпрямителя напряжения обеспечивается не только рекуперативное торможение асинхронного двигателя, но и работа преобразователя частоты с заданным значением коэффициента мощности, например равным единице.
Активные выпрямители применяются также в ДПЧ с автономными инверторами тока. При этом получаются результаты, аналогичные тем, что при применении ДПЧ с АИН.
В ближайшей перспективе в регулируемом асинхронном электроприводе могут найти применение ПЧ с непосредственной связью на полностью управляемых полупроводниковых приборах. При специальных алгоритмах управления ключами ПЧ с непосредственной связью обеспечивают двухсторонний обмен энергии между сетью и двигателем при однократном ее преобразовании и коэффициенте мощности, равном единице.
Применение двухзвенных ПЧ с активными выпрямителями и ПЧ с непосредственной связью на управляемых полупроводниковых приборах позволяет решать на качественно более высоком уровне задачу энергосбережения в системе автоматизированного электропривода при выполнении им основной своей функции, заключающейся в управлении движением рабочих органов технологических машин и агрегатов.