ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Оптимизация режимов системы ПЧ—АД
Целью задачи оптимизации режимов частотно-регулируемого асинхронного электропривода является достижение экстремума функции качества (критерия оптимальности). Для электроприводов одним из важных критериев качества по энергетическим соображениям и надежности являются потери мощности. Требования оптимальности по потерям можно рассматривать по отношению к двигателю, преобразователю частоты и в целом к электроприводу.
Выявление оптимального режима управления по минимуму потерь двигателя имеет значение в следующих случаях:
• при обеспечении минимума потерь для ограничения нагрева двигателя и расширения области допустимых по нагреву моментов нагрузки;
• для анализа эффективности законов частотного управления по критерию потерь при использовании в качестве эталона закона управления по минимуму потерь в двигателе.
Целью в этих случаях является обеспечение надежной работы двигателя, так как даже незначительное повторяющееся превышение температуры обмотки статора сверх допустимой приводит к ускоренному старению изоляции и сокращению срока службы АД.
С позиции обеспечения экономичной и надежной работы ПЧ целесообразна постановка задачи оптимизации его режимов по критерию потерь мощности преобразователя.
Оптимизация режимов электропривода по минимуму потерь в системе ПЧ—АД имеет практический смысл при рассмотрении электропривода как потребителя электроэнергии. При этом важно знать в каком соотношении к условию минимума потерь в системе ПЧ—АД находятся потери в асинхронном двигателе и преобразователе частоты.
Рассмотрим одну из возможных постановок задачи оптимизации частотно-регулируемого электропривода по потерям мощности в АД, для которого режим работы с постоянным или медленно изменяющимся моментом нагрузки является основным [65].
Предположим, что технологический процесс требует регулирования скорости и характеризуется изменением момента статического сопротивления рабочего органа производственного механизма. В общем случае задача оптимального управления решается для множества точек, соответствующих предписанной условиями технологической задачи области изменения момента Ми скорости со асинхронного двигателя.
Будем считать технологическую задачу заданной, если известны нагрузочная диаграмма и тахограмма двигателя, т. е.
(3.51)
/ы=(Ры, Т,аы), (3.52)
где F, Т я Q — соответственно график, область определения и область значений функции /
В формулах (3.51) и (3.52) область определения T={t: t0< t<tK}, где t0 и ік — время, характеризующее соответственно начало и конец цикла.
Области значений функций следующие:
QM ={M:fM (/) = М, Mmin <М < М
max } 5
^о) = {со. (t) — СО, COmjn < СО ^ С0тах },
где Mmin, comin и Мтах, сотах — соответственно нижние и верхние границы множеств QM и Q. m.
Графики функций имеют вид:
Рм ~ є Т х£2дj : fM (ґ) = М};
Fa = {(Л со) є Т х : /ш (t) = со}.
Введем в рассмотрение вектор состояния X = (М, со), X є £2Х = = QMx QM и вектор управления U = (мь со,), U є = £2М[ х £2Ml. Здесь QUl и £2Ш| — области допустимых значений управляющих воздействий по амплитуде (и,) и частоте (со,) выходного напряжения преобразователя частоты. Изменением U обеспечивается цель управления (заданное состояние вектора X є £2Х)> необходимым условием достижения которой является
(3.53)
где F(Qи) — соответствие между множествами возможных состояний векторов X и U.
Условие (3.53) выполняется подбором мощности двигателя и преобразователя частоты.
Если Qx с F(Qи) [66], то для любых фиксированных X є Qx существует непустое множество допустимых управлений с числом состояний U, превышающих единицу. Аналогичный вывод справедлив для каждой внутренней точки области Qx= F(QV).
Наличие свободы выбора управляющего воздействия в частотно-регулируемом электроприводе позволяет решать технологические задачи при наилучшем значении критерия качества управлении. Если критерием оптимальности считать полные потери АД, то оптимальное управление UonT должно удовлетворять решению следующей задачи математического программирования:
АРЮ (X, U) -> nun;
S:f (X, U) = 0. (3.54)
Отметим основные особенности задачи, сформулированной в
(3.54):
ограничение /(X, U) = 0, представляющее по сути механическую характеристику АД в неявном виде, при заданных значениях момента М и угловой скорости со накладывает дополнительную связь на свободу выбора переменных щ и со^
управление U = (и1}coi) имеет две компоненты, т. е. является векторной величиной.
Решение задачи (3.54) затруднено тем, что управляющее воздействие U представляет собой вектор. Однако наличие ограничения типа равенства позволяет снизить размерность оптимизируемой функции качества и этим свести задачу оптимизации с векторным управляющим воздействием U к задаче оптимизации со скалярным управлением. При заданных условиями технологической задачи значениях М и со в качестве скалярного управляющего воздействия принимается компонента со і вектора U.
При решении задачи синтеза оптимального управления вместо сох пользуются абсолютным скольжением двигателя (3, так как при заданном значении скорости со величина (3 однозначно определяет coj.
Исходя из сказанного, задачу оптимизации по минимуму потерь можно сформулировать в следующем виде:
АРав(Х, (3) -> min,
Рейр
где — допустимая область варьируемой переменной.
Принадлежность (3 к области допустимых управлений Qp связана прежде всего с ограниченными возможностями преобразователя частоты по мощности. В зависимости от того, лежит решение задачи на границе области Qp или нет, различают безусловную и условную задачи оптимизации.
Далее будем рассматривать задачу оптимизации на безусловный экстремум:
ДРдв(М, Р)->шіп=»|3опт; :{(3|0<|3<+°°}. (3.55)
рєйр J
При выборе метода решения задачи оптимизации полезно знать аналитические свойства экстремальных характеристик, т. е. пове
дение функции полных потерь АД в каждой фиксированной точке предписанной области функционирования электропривода при изменении абсолютного скольжения. Одним из способов получения информации о свойствах функции качества является метод простого перебора, или метод сканирования. Задача сводится к расчету значений функции потерь при заданной условиями технологического процесса величине вектора X и изменении абсолютного скольжения с равномерным шагом.
Заметим, что расчет экстремальных характеристик на цифровой модели с учетом насыщения не требует обращения к итерационной процедуре вычисления магнитного состояния двигателя. При учете насыщения магнитное состояние двигателя определяется по заданным значениям М* и Р:
1/2 |
■М. |
Vo* = |
МР)Р„о, ^Оном Р io* = *o*(Vo*)l |
Vo* *0* |
Оном |
На рис. 3.24 представлены экстремальные характеристики АД типа 4А132М6 для двигательного режима при скорости со» = соном»
Рис. 3.24. Экстремальные характеристики АД типа 4А132М6 для относительного значения со, = 1 и разных относительных значениях момента М» без учета насыщения (а) и с учетом насыщения по главному магнитному пути (б)
и разных фиксированных значениях момента в интервале 0,25 > > М* > 1,5. Эти характеристики позволяют выявить следующие свойства функции качества Д. РдВ, важные при обосновании метода поиска экстремума:
унимодальность, т. е. наличие одного экстремума (минимума);
непрерывность и дифференцируемость;
выпуклость.
Остановимся на методах решения задачи оптимизации по минимуму потерь АД. Так как функция качества ДРдв(Х, р) непрерывна и выпукла и имеет непрерывную первую производную, то для отыскания экстремума этой функции можно воспользоваться известным в математическом анализе условием
^ДІ>д„(Л/,(о, Р) = 0. (3.56)
Пренебрегая эффектами насыщения магнитной цепи и вытеснения тока ротора, из условия (3.56) находится сравнительно простое аналитическое решение задачи (3.55), которое показывает, что оптимальное скольжение не зависит от момента нагрузки и определяется только параметрами и скоростью АД (см. рис. 3.24, а).
Однако решение задачи оптимального управления, полученное без учета насыщения машины, может быть использовано в ограниченной области изменения М и со. При изменении М и со в широких диапазонах магнитная цепь АД насыщается. В этом случае учет насыщения АД по главному магнитному пути имеет принципиальное значение при решении задач экстремального управления [63, 64]. Качественное и количественное расхождения экстремальных характеристик, приведенных на рис. 3.24, говорят о необходимости учета насыщения при изменении момента в широких пределах.
При учете насыщения магнитной цепи решение задачи оптимизации по минимуму потерь АД значительно усложняется. Тем не менее при определенных условиях и допущениях возможно аналитическое решение этой задачи. Например, для двигателя с нелинейной характеристикой вида |/0 = /(/0) закон управления по минимуму полных потерь АД в диапазоне изменения момента -(2...3) < М, < +(2...3) с приемлемой точностью описывается параметрической системой, которая в принятой частично относительной системе единиц имеет следующий вид [67]:
' '
где /0, — варьируемая величина.
dVo* (*о*) d/o* |
Vo* О
Вспомогательная функция имеет вид F = —
^0*
а индуктивное сопротивление, зависящее от насыщения двигателя по главному магнитному пути,
r r Vo* (^о*)
^о — -^Оном : •
Iq*
Задаваясь последовательно с шагом Д/0* промежуточной переменной /0„ с помощью выражений (3.57) и (3.58) можно найти закон оптимального управления в виде (30пт = (30ПХ(Л/* = Мопт*, со»), обеспечивающий минимум суммарных потерь в двигателе. При подстановке в выражение (3.26) оптимальных значений токов статора и ротора, а также главного потокосцепления получим
Д^дв. опт* = (Лс ^д)*1опт* kpijom*
+[АГ + кв (со, + Pom - ) J (СО* + Ропт ) Vo опт* ^мех^* • (3.59)
Токи статора, ротора и главное потокосцепление в (3.59) рассчитываются по формулам (3.7), (3.10) и (3.11) при подстановке в них значений М* = Мопт* и р = ропт:
V2onr* РномРопт^опт*,
(3.60) |
^ 1 ОПТ*= ^1ном е,(Р опт ) V2опт* j VoonT* — ^0ном*^0 (Ропт ) V2onT* >
^2опт* — ^2ном^2 (Ропт ) V2onT*‘
Функции в формуле (3.60) можно записать в виде:
Є, (Ропт) = х? + R? (1 + л-0-%„)2 Р5„т;
Є 2 (Ропт ) = ^2 Ропт?
50 (Ропт ) = 1 + -^22^22аРопт-
Отметим, что формулы (3.57) и (3.58) приемлемы при любом характере кривой намагничивания, так как расчет входящих в них
зависимостей /г(і0*) и Л^(/0«) ведется непосредственно по ее координатам.
Аналитические методы сравнительно просты, но применимы лишь для ограниченного диапазона изменения момента нагрузки двигателя. При параметрической форме представления закона оптимального управления усложняется решение задачи сравнительной оценки эффективности законов частотного управления, когда по условиям технологического процесса заданы момент и скорость двигателя. В этих случаях целесообразно пользоваться численными алгоритмами поиска экстремума функции потерь. Рассмотрим один из возможных численных методов.
При фиксированных значениях М и со задача (3.55) сводится к однопараметрическому поиску экстремума, при котором можно использовать методом градиента как один из наиболее эффективных методов, отличающийся быстротой сходимости итерационного процесса и применяемый для непрерывно дифференцируемых выпуклых унимодальных функций. Рассмотрим вычислительную схему поиска экстремума функции ДРдв,(Л/*,со*,Р) методом касательных.
Исходные данные
1. Параметры модели Rb R2, L{a, Lla.
2. Коэффициенты уравнения суммарных потерь кс, кр, кг, кв, к к
Л'Д5 ^мех*
3. Параметры поиска экстремума методом касательных: коэффициент шага X = const, база метода g, погрешность є.
4. Условия задачи — заданные значения момента М3* и со3*.
Схема итерации
1. Расчет магнитного состояния АД и констант номинального
реЖИМа. ¥0ном*э *0ном*5 -^ИЗномэ Рном> ^Ономэ Є|ном, Е2ном*
2. Установка условий задачи М* = М3*, со* = со3, и начального приближения р = рном.
3. Расчет магнитного состояния |/0»(М„, P+g), /0*(Л/», P+g), Х0(М*, P+g) для приращения скольжения p+g.
4. Расчет полных потерь АД ДРдв*(М*, со*, p+g) для приращения скольжения p+g.
5. Расчет координат магнитного состояния АД j/0*(M*, P~g), /0*(M„P-g), Z0(M„P~g) для приращения скольжения p-g.
6. Расчет полных потерь АД АРДВ,(М*, со„ P-g) для приращения скольжения P-g.
7. Расчет производной
d AD АРДВ* (Л/*,со*,Р +g)-Д-Рдв* (М*,со*,Р - g)
яв* ~
dP 2g
' d
< є. Если дан |
А Рдв, dp дв |
8. Проверка условия поиска экстремума:
ное условие не выполняется, то рассчитывается рабочий шаг
Д(3 = А. ДРдв* , новое приближение (3= р-Др и следует переход к
dp
п. 1. При выполнении условия поиск заканчивается.
9. Вычисляются координаты магнитного состояния АД j/0*(Af„ Р), i0,(M*,p+g), X0(Mt, р) и потери ДРдВ*(М.,со„ Р) при оптимальном скольжении.
В качестве примера на рис. 3.25 приведены характеристики АД типа 4А132М6 при оптимальном управлении по минимуму АРав для разных относительных значений угловой скорости со*. Характеристики соответствуют фиксированным значениям скорости со*. При постоянных значениях скорости со* > 0,1 зависимость абсолютного скольжения от момента является нелинейной (см. рис. 3.25, а), причем с увеличением скорости нелинейный участок зависимости охватывает все более широкий диапазон изменений момента. Зависимость абсолютного скольжения от скорости наиболее сильно проявляется в зоне малых значений момента нагрузки, т. е. при
Рис. 3.25. Характеристики АД типа 4А132М6 при оптимальном управлении по минимуму ДРдв для разных относительных значений угловой скорости со»: а — абсолютное скольжение; б — главное потокосцепление; в — суммарные потери; г — коэффициент полезного действия |
М* < 0,5. В этой же области скольжение менее всего зависит от изменения момента.
В нелинейной области характеристики намагничивания наибольшее влияние оказывает момент нагрузки и в меньшей степени скорость двигателя. Так, при М* = 0,5 и изменении скорости от со* = 0 до со* = 1 абсолютное скольжение возрастает в 1,46, при Л/* = 1 в 1,36 и при М* = 2,2 в 1,02 раза. При изменении нагрузки в диапазоне от М* = 1 до Л/* = 2,2 абсолютное скольжение возрастает при скорости со* = 1 в 2,34 раза, а при со* = 0 в 5,15 раза. Величина оптимального абсолютного скольжения в точке (Мном«, ^ном*) меньше номинального значения на 29%.
В точке М* = 0 закон оптимального управления (30ПТ(Л/*, со*) при всех значениях скорости имеет конечный разрыв с односторонними пределами. При больших значениях М* графики функции РоптІМ*> “*) имеют практически линейный характер.
Чем больше значение момента и ниже скорость двигателя, тем более критично изменяются потери в функции от абсолютного скольжения. Изменение момента значительно сильнее влияет на величину абсолютного скольжения, соответствующего минимуму потерь, чем при высоких значениях момента. Таким образом, анализ графиков ропт(М*, со,) говорит о недопустимости пренебрежения зависимостью оптимального абсолютного скольжения от момента двигателя.
Характеристики магнитного потока при управлении по минимуму потерь двигателя (см. рис. 3.25, б) показывают, что при оптимальном управлении магнитный поток изменяется в широких пределах и зависит как от момента, так и от скорости, т. е. |/0оПт* = = Уоопт*(М*, со*). На магнитный поток в большей мере оказывает влияние момент нагрузки. Для двигателя 4А132М6 при со* = 1 и изменении момента от М* = 0,1 до М* = 3 поток двигателя увеличивается в 3,3 раза, а при со* = 0 в 2,2 раза. Изменение скорости вращения двигателя в диапазоне от со* = 0 до со* = 1 незначительно влияет на величину потока. С увеличением момента влияние скорости на поток уменьшается. Для обеспечения режима минимальных потерь требуется форсирование магнитного потока относительно его номинального значения, что достигается за счет увеличения напряжения обмотки статора.
Характеристики потерь АРДВ 0ПТ*(М„ со*) и коэффициента полезного действия Лдв. опт^*, со*) при оптимальном управлении представлены соответственно на рис. 3.25, в и рис. 3.25, г.
97 |
Напряжение статора в режиме минимальных потерь АД рассчитывается по выражению (3.6) при подстановке в него ропт. На рис. 3.26 показаны характеристики напряжения статора АД при оптимальном управлении по минимуму АРдв. Эти характеристики показывают, что для обеспечения оптимального режима к обмотке статора должно быть приложено более высокое напряжение. На-
4 Брасланский
пример, В точке (Мном, (Оном*) значение и1опт* превышает значение напряжения в номинальном режиме на 15%.
^Іопт» |
Рис. 3.26. Напряжение статора АД при оптимальном управлении по минимуму ДРди |
Режим минимальных потерь при Х0 = Х0ном = const иллюстрируется характеристиками АД, представленными на рис. 3.27. Эти характеристики показывают, что для АД с линейной характеристикой намагничивания (без учета насыщения) оптимальное скольжение не зависит от момента двигателя и определяется угловой скоростью и параметрами АД. При фиксированной скорости суммарные потери двигателя изменяются пропорционально электромагнитному моменту, а КПД постоянен. Магнитный поток существенно возрастает при увеличении момента. Таким образом, пренебрежение насыщением АД по главному маг-
дв* |
1 ] co* = 0,5n "І |
Г - - - J 00*= 1 -^0 |
АР, |
0,5 |
1,5 М. |
1,5 М, |
Рис. 3.27. Характеристики асинхронного двигателя при оптимальном управлении по минимуму АРдв при Лионом = const: а — абсолютное скольжение; б — главное потокосцепление; в — суммарные потери; г — коэффициент полезного действия
АР, |
дв*> |
Рис. 3.28. Зависимости оценок эффективности законов частотного управления
нитному пути искажает картину оптимального режима как в качественном, так и в количественном отношении по сравнению с оптимальным режимом работы насыщенного АД.
Практический интерес представляет сравнение оптимального управления по минимуму суммарных потерь с законом пропорционального управления и режимами управления при |/у = const
O' = 0, 1, 2).
Введем меру эффективности законов управления по потерям АД, определяемую по формуле
(3.61) |
Л^ДВ = |
А^дв.(Р)-АЛв. (Р опт ) АЛ.. (Ропт) ’
где ДРдВ*((3опт) — минимальное значение суммарных потерь при заданных Л/* и со*.
Следовательно,
А-^дв* (Ропт ) — Д-^дв* (А/*, (О*, Р).
По степени приближения АРДВ к нулю формула (3.61) позволяет оценить эффективность различных законов частотного управления в сравнении с оптимальным управлением по минимуму суммарных потерь АД.
Если области изменения момента нагрузки и скорости достаточно широки, то графики функции Р(Л/*,со,), обеспечивающие режимы их/щ = const И |fj = const, имеют общие точки с графиком оптимальной функции ропх(Л/», со*) (рис. 3.28). В общих точках соответствующие оценки эффективности равны нулю, а при скольжениях, отличающихся от оптимальных значений,_ превышают минимальное значение, т. е. &Рав = 0 при Р = ропт; АРав > 0 при р ф ропт.
Следовательно, функции АРдв(М*,со*) при и{/со, = const, у, = = const, J/0 = const И l|/2 = const имеют явно выраженный минимум. При Р -» ропт оценка АРдв —> 0.
На рис. 3.29 приведены графики зависимости оценок эффективности АД типа 4А132М6 от угловой скорости для разных законов частотного управления: 1 - ии/coj* = «1ном*/со1ном*; 2 - ц/j* = у^ом*;
З - |/0* = Vohom*; 4 - |/2* = )/2ном*- На рис. 3.29 видно, что при изменении М* и со, оценки эффективности изменяются в широких пределах. Значения АРДВ(М*, со») сильно возрастают с уменьшением М, и со,, а также при Л/*, превышающих значение момента в номинальном режиме АД.
Вместе с тем для каждого закона частотного управления существуют области изменения Л/* и со*, в которых полные потери АД равны минимально возможным или незначительно отличаются от них. Однако эти области ограничены сравнительно небольшим диапазоном изменения момента и скорости, что свидетельствует о рациональности применения закона оптимального управления по минимуму полных потерь АД. Например, расчеты режимов «!*/«!* = «1ном*/«1ном*; Vl* = VlНОМ*.показывают, что при допуске в 10% на превышение потерь (АРдв <0,1) допустимый диапазон
Рис. 3.29. Зависимость оценок эффективности АД типа 4А132М6 при угловой скорости со, = соном, (а) и со, = 0,1 (б) |
изменения момента для со, = 0,1 составляет 0,25 < М* < 0,66 при законе управления щ*/со,* = Иіном*/шіном* и '0,25 < А/, < 0,74 при законе Уі* = vj/]H0M*. Для скорости со, = соном, момент двигателя не должен превышать М„ = Мном*.
Режимы управления при постоянстве главного потокосцепления и полного потокосцепления ротора имеют более широкий диапазон изменения момента, удовлетворяющий допуску на превышение потерь ДРдв <0,1: при со* = 0,1 он составляет 0,35 < Л/* < 1,12, а для скорости со* = соном* момент ограничен условием 0,45 < Л/* < 1,45.
Аналогично формуле (3.61) вводится оценка эффективности закона частотного управления по коэффициенту полезного действия fjflB(M*,co*), характер изменения которого отражает поведение функций ДРдв(Л/*,со*).
Сравнение различных законов частотного управления АД показывает преимущество закона оптимального управления и целесообразность его осуществления в системах автоматического управления электроприводами в тех случаях, когда угловая скорость и момент двигателя изменяются в широких пределах.
Оптимизация режимов работы системы ПЧ—АД по минимуму суммарных потерь ДРЭП. При постановке этой задачи представляет интерес исследование влияния режимов двигателя на характеристики преобразователя частоты и в первую очередь на мощность потерь ДРПч •
Результаты исследований статических характеристик АД показывают, что асинхронный двигатель как объект управления обладает экстремальными характеристиками по ряду частных критериев качества. В том числе имеют экстремумы ток статора /, и активная мощность Рх двигателя, от которых зависят электрические потери преобразователя частоты. Для решения задачи оптимизации режимов системы ПЧ—АД по минимуму потерь преобразуем выражения (3.7) и (3.14), для чего в них вместо потокосцепления ротора
|/ij, подставим ц/2* = - М*. В результате получим следующие за
висимости тока статора и активной мощности от М*, со* и Р:
1/2 |
£i(p)pt Єіном I |
ij* (Л/*, р) = |
(3.62) |
м* |
Р |
Єь |
e2h |
Ph, (М*, со*, р) = |
M*. (3.63) |
,S0(P.) ,,,82(Р.) |
+к |
С0і* + kB |
COf |
82 °0hom |
'Оном |
Рис. 3.30. Графики, иллюстрирующие экстремальный характер функций /„(Л/,,13) и ЛДЛ/.^Р): 1 - М,= 1,25; 2- М.= l;3— М. = 0,75; 4- М.= 0,5; 5- Л/.= 0,25 |
На рис. 3.30 приведены графики, иллюстрирующие экстремальный характер функций /„(М,,^) и ЛДМ*, со*, (3), рассчитанные для скорости со* = 1 и разных фиксированных значений момента (0,25 < М* < 1,25, шаг по моменту АЛ/* = 0,25). Заметим, что экстремумы активной мощности по варьируемой переменной р совпадают с экстремумом функции полных потерь, так как при заданных значениях скорости и момента изменение активной мощности при варьировании скольжением связано только с изменением потерь в двигателе.
Экстремальный характер функций /]*(М*, р) и P^(Mt, to*, Р) предопределяет наличие экстремума функции электрических потерь ДПЧ с автономным инвертором напряжения при питании его от неуправляемого выпрямителя. Запишем составляющие электрических потерь преобразователя в относительных единицах с учетом формул (2.53), (2.58) и (2.59), взяв в качестве базисной величину потерь при номинальном режиме работы двигателя. Тогда относительные потери в выпрямителе и инверторе преобразователя частоты определятся из следующих выражений:
А^и. п* ~ (^в1 ^в2^1* ) Р* (^р. вх ^р. ф ) (3.64)
А^а. и* — (^кл1 ^кл2^1*)А* ^р. вых*1* (^клЗном^І* ^кл4ном*1* )-^1*? (3.65)
А Р
а постоянные коэффициенты имеют вид: квХ = —^ =
А-^дв. ном
_ Д-^р. ЮС. Jr _ А-/р. вх. НОМ. _ А/^).ф. ноМ. tr _ ^Рр. вых. ном. jr _
- —р, 5 Р-ВХ - “ГБ ’ ^Р-Ф “ "Тр ’ Р-®ых - ——Z, Ккл./ -
^-Гдв. ном ^^дв. ном ^*дв. ном дв. ном
ZaJt —
= —кл ' ном , где і = 1,4 характеризует удельный вес составляющих
Д^ДВ. НОМ
электрических потерь по отношению к суммарным потерям двигателя при номинальном режиме работы.
Как следует из формул (3.64) и (3.65), потери в выпрямителе зависят от тока статора, а потери в автономном инверторе — от тока статора и активной мощности двигателя. Наличие экстремумов тока статора /t* и активной мощности Ри обусловливает экстремальный характер отдельных составляющих электрических потерь выпрямителя Д/>ИЛ1„ инвертора ДРаи* и суммарных электрических потерь преобразователя Д/пч - ® частности, режим минимальных потерь АД обеспечивает минимум электрических потерь в источнике питания АИН.
На рис. 3.31 приведены графики, иллюстрирующие экстремальный характер функции ДРпч*(Л/*,со*,р*). Экстремальные характеристики электрических потерь ДПЧ с автономным инвертором напряжения рассчитаны по формулам (3.64) и (3.65) для скорости со* = 1 и разных фиксированных значений момента (0,25 < М» < 1,25, шаг по моменту ДМ* = 0,25). В общем случае значения скольжения, доставляющие минимумы электрическим потерям ДРПч*> активной мощности Р]* (потерям двигателя Д-Рдв*) и току статора /,. не совпадают. Однако отметим, что режим минимальных потерь ДРПч* достаточно близок как к оптимальному режиму по минимуму потерь двигателя ДРдв*, так и к режиму минимального тока статора /і*. К аналогичному выводу приходим, анализируя характер поведения коэффициента полезного действия Т1эп.
Строгое решение задачи оптимизации режимов системы «преобразователь частоты — асинхронный двигатель» без учета огра-
Рис. 3.31. Графики, иллюстрирующие экстремальный характер функции ЛРпч*(^*> Р») |
ничений на управление может быть получено в следующей ее постановке:
(-Л/, О), Р) > ^ Ропт?
Рейр
0р:{р|0<р<+оо}.
Оптимальное скольжение, обеспечивающее минимум функции потерь АРэп(М, со, Р), определяется численными методами. Рассмотренный выше алгоритм поиска минимума функции качества ДРдв(М, со, (3), базирующийся на методе касательных, сравнительно просто обобщается на случай минимизации функции потерь системы ПЧ—АД.
На рис. 3.32, показаны характеристики закона оптимального управления и КПД системы ПЧ—АД в режиме ДРЭП* -» min. Приведенные на рис. 3.32, а графики оптимального по минимуму А. РЭП*(М*, со*, Р) управления ропт = ропт(М„ со*) рассчитаны для ряда фиксированных значений угловой скорости (0 < со, < 1, шаг по скорости Дсо* = 0,25). Сравнивая их с графиками оптимального по минимуму суммарных потерь АД управления, находим качественное их совпадение. Зависимости КПД системы ПЧ—АД от Л/* и со, (см. рис. 3.32, б) показывают эффективность режима оптимального по минимуму АРЭП*(М„ со*, Р) управления с энергетической точки зрения.
Таким образом, проведенный анализ возможностей оптимального по ряду показателей управления частотно-регулируемым асинхронным двигателем и приведенные общие количественные оценки, характеризующие разные законы оптимального управления, позволяют обоснованно выбирать и внедрять необходимый закон управления в зависимости от параметров и режимов работы АД.
а б Рис. 3.32. Характеристики закона оптимального управления (а) и КПД (б) системы ПЧ—АД в режиме АРЭп* —> min |
Мощность потерь двигателя типа 4А132М6 при разных законах управления
|
В подтверждение вывода в табл. 3.2 приведены потери для двигателя типа 4А132М6, имеющего Рном = 7,5 кВт, при разных законах оптимального управления для нескольких значений скорости двигателя.
Количественная оценка АР№ при оптимальных режимах управления показывает практическое их совпадение. Так, превышение ДРдв минимально возможных потерь в двигателе в режиме управления по минимуму тока статора при 0,2 < Л/* < 1,2 и 0,25 < М* < 1,25 составляет 8 %.