ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Электроприводы лифтов
В последнее время наметилась устойчивая тенденция к применению частотно-регулируемых электроприводов в лифтах как в нашей стране, так и за рубежом [30]. Это обстоятельство объясняется следующим. Использование регулируемых приводов в лифте позволяет значительно повысить показатели комфортности работы лифта из-за эффективного ограничения ускорений и рывков. При этом пассажиры практически не ощущают движения. В свою очередь, обеспечиваемые частотно-регулируемым приводом плавные переходные процессы приводят к значительному снижению динамических нагрузок в элементах кинематической цепи привода, что позволяет повысить надежность и долговечность работы механического оборудования лифта, исключает необходимость частой замены редуктора, канатоведущего шкива, тормозных колодок, электродвигателя и элементов подвески противовеса при эксплуатации лифта.
Причиной, определившей широкое применение регулируемого привода в лифтах, является снижение энергопотребления на
40.. .60 % [61], которое достигается в основном значительным снижением момента инерции лебедки главного привода за счет удаления маховика с ведущего вала.
Применение ППЧ позволяет использовать в лифтах односкоростные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором общего назначения. Маховый момент ротора таких двигателей на порядок меньше аналогичных лифтовых двухскоростных двигателей, а стоимость их в 3 — 4 раза ниже по сравнению с двухскоростными.
Таким образом, экономический эффект от внедрения частотно-регулируемого электропривода в лифтах складывается из экономии электроэнергии и снижения эксплуатационных затрат.
Для оценки возможной экономии электроэнергии в электроприводах лифтов было выполнено моделирование процессов в двухскоростном электроприводе лифта и в частотно-регулируемом. При моделировании использованы известные модели асинхронного электропривода [63]. Рассмотрим следующие величины, которые необходимы для оценки энергетических характеристик электроприводов по результатам моделирования.
1. Механическая мощность на валу двигателя Рмех = Моо, где М, to — соответственно момент и угловая скорость двигателя.
2. Полная активная мощность, потребляемая из сети, Рх = = 3/2(и1и/1и + где /1н, /ь, м1ы, ии — соответственно проек
ции векторов тока и напряжения статора во вращающейся системе координат.
Баланс мощностей без учета потерь в стали имеет вид Рх = Рмех + + ЛЛм + А^2м-
3. Суммарные потери в меди АРМ = АР1м + АР2м = Р- Рмех.
225 |
4. Потери в статорных цепях ДР1м = R(i2sx + i2sy).
8 Брасланский
5. Потери в роторных цепях ДР2м = ДРи - АР
1м- |
Ти
6. Активная энергия, потребляемая из сети Wx = Pdt, где
Гц — время цикла.
та
7. Энергия потерь A1VM = J - PMex)d/.
о
8. Цикловый КПД, т. е. отношение механической энергии к энер-
J
’ * м
гии, потребляемой из сети за цикл работы, т]ц = ,г мех - —
W
Ти
О
В качестве примера на рис. 5.12 показаны характеристики переходных процессов в электроприводе пассажирского лифта грузоподъемностью 400 кг и скоростью перемещения 0,71 м/с с лебедкой типа JI471.00.000, полученные при моделировании. На рис. 5.12, а
Рис. 5.12. Переходные процессы в электроприводе лифта при подъеме на один этаж с двухскоростным нерегулируемым (а) и частотно-регулируемым (б) электроприводами |
Характеристики лифта с разными системами электропривода
|
видно, что переходные процессы в двухскоростном нерегулируемом электроприводе сопровождаются значительными динамическими усилиями. Так, процесс пуска характеризуется ударным моментом, составляющим 5,8 номинального на низкополюсной обмотке. Переход на пониженную скорость также характеризуется ударным моментом, составляющим 2,6 от номинального момента двигателя на высокополюсной обмотке. Такие значения ударных моментов приводят к ускоренному разрушению кинематической передачи, и в этом случае требуется периодическая замена и ремонт оборудования. В табл. 5.6 приведены технические данные лиф-
Таблица 5.7 Расчетные характеристики лифта при 120 включениях в час
|
□ Нерегулируемый та с разными системами элект-
Рис. 5.13. Диаграммы, характеризующие потребление энергии электроприводом лифта |
электропривод ропривода, которые использова-
1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0 |
13 Частотно-регулируемый дись при моделировании, электропривод Результаты энергетических рас
четов для лифта при 120 включениях в час, продолжительности включения (ПВ), равного 60%, из которых включения на пониженной скорости составляют 10%, а включения на рабочей скорости — 50%, приведены в табл. 5.7, а на рис. 5.13 показаны диаграммы, характеризующие потребление энергии электроприводом лифта.
Из анализа данных табл. 5.7 следует, что за один час работы лифта с частотно-регулируемым электроприводом тратится на 0,757 кВт-ч, или на 40%, меньше энергии, чем с традиционным двухскоростным. Считая среднее машинное время работы лифта 6,8 ч в 1 сут, можно найти экономию электроэнергии за сутки, которая составит 5,1 кВт -ч. За год будет сэкономлено 1879 кВт - ч.
Экономический эффект от внедрения частотно-регулируемого электропривода лифта складывается из экономии электроэнергии и снижения эксплуатационных затрат (для лебедки типа JI471.00.000 составляет 3 024 руб. за год). Расчеты показывают, что срок окупаемости в зависимости от грузоподъемности и интенсивности работы лифта составляет от трех до восьми лет. Меньший срок окупаемости соответствует большей грузоподъемности и интенсивности работы лифта. Для рассмотренного лифта расчетный срок окупаемости равен 6,4 года.