Энциклопедия народной медицины
ПОЛОВИНКА МОЯ
Существует легенда, по которой когда-то Бог разделил человечество и каждого человека на две половины, мужскую и женскую, и рассеял их по Земле. С тех пор у каждого ходит где-то по свету его вторая половина, близко, далеко, ли, но она непременно существует и принадлежит только ему. Возьмешь чужое — вечно чужим и чуждым будет. А как, распознать свое, какое оно? Где? Искать его или ждать? Где искать и как? Сколько ждать? И где гарантия, что найдешь или дождешься? Гарантия успеха зависит от многих обстоятельств: от желания найти или дождаться, от готовности к встрече, от возможности и способности распознать свою половину. Желание зависит от веры в существование своей половины, которую надо обязательно искать, поскольку дорогу осилит только идущий. Можно и случайно встретиться, но так бывает гораздо реже. Искать совсем не означает перебирать бездумно, бездуховно. Если искать, пропуская потенциальных кандидатов через себя, размениваясь на мелкие интрижки, это убивает чувства, веру, душу и в конечном итоге приводит к душевной усталости, измельчанию и опустошению. «Привыкая обнимать нелюбимых, постепенно не любить привыкаем». Такие «усталые» и душевно убогие уже не способны на серьезные чувства, не способны разглядеть свое, даже если оно будет совсем рядом.
Искать надо, соблюдая определенные мо - рально-этические и духовные правила поведения цивилизованного человека, правила, выработанные многими поколениями людей: «насильно мил не будешь», «не обманывай», «не предавай», «не обещай того, что не исполнишь, и не делай того, что унижает чью - то честь», «уважай свое достоинство и достоинство других», «не унижай и не унижайся», «будь великодушен, внимателен и чуток душой», «уходя — уходи» и т. п. Встретить свою половину суждено только тому, кто готов к этой встрече, почувствует, разглядит свое, кто накопит к моменту встречи нужные качества характера, установит, что ему интересно в другом человеке и чем он этому человеку может быть ценен и близок. Встреча может произойти и сама собой, неожиданно, внезапно. Случается, свою половину человек встречает рано, случается — в зрелости, случается—поздно, случается — слишком поздно, а бывает, и не встречает никогда. Свою половину можно встретить на другом краю Земли, на работе, в соседнем подъезде, на улице, в городе, в деревне, в пути, на отдыхе. Ею или им оказывается одноклассница или одноклассник, человек из своего или другого круга, такого же или иного возраста, воспитания, образовательного уровня, своей или другой национальности. Внешность этого человека может отвечать нашим представлениям об идеале или совершенно противоречить им. Путеводной звездой в поиске служит любовь, определяющая правильность нашего выбора.
Что же такое любовь, о которой столько говорят на протяжении веков, любовь, которая одних окрыляет, других превращает в пепел, любовь, именем которой совершаются самые великие подвиги и самые гнусные преступления? Каждый человек понимает любовь по - своему, по-своему ее переживает, по-своему горит и по-своему гаснет.
Любовью нередко называют чувства радости, удовлетворения, увлечения кем-то или чем-то, это слово, к великому сожалению, затаскали, будто джинсы, называя им совершенно иные чувства и действия. Любовью стали называть и занятия сексом, который может быть частью любви, но не самой любовью. Он хоть и вызывает сильные чувства, но все же обыкновенный инстинкт, которым наделены живые существа. Только животные занимаются им для своего воспроизводства, человек же, кроме этого, от скуки и безделья, от желания удовольствий и радости, от недостатка понимания и любви. Секс нередко заменяет иным людям настоящую жизнь ее суррогатом. Те, кто считают секс главным смыслом жизни и высшим удовольствием человека, глубоко заблуждаются и заслуживают сожаления. Если бы это было так, то самыми счастливыми и уважаемыми людьми на Земле были бы простигутки. Секс — чисто постельная «любовь». А поскольку вечно в постели кувыркаться не будешь,— жизнь состоит и из других не менее важных моментов,— такая «любовь» недолговечна. По этому поводу существует русская пословица: «Заснул, есть с кем, проснуться не с кем».
Настоящая же любовь начинается с души, а не с тела, каким бы совершенным оно ни было. Если не развита душа, то всеми действиями человека распоряжается тело, требующее для себя пищи и толкающее иных людей на половые преступления и извращения. Любовь приходит, не спрашивая нашего согласия, и уходит, не прощаясь, ею невозможно управлять, а тем более — заниматься. Это не спорт, не работа и не занятие. Я понимаю любовь как высшее проявление всех человеческих чувств, делающее нас более восприимчивыми к окружающему миру, пробуждающее в нас ранее неведомые знания, ощущения и способности, это пьянящее чувство, исходящее из каждой клетки нашего тела и души. Любовь — это весна человеческой жизни, она делает слабого сильным, больного — здоровым, некрасивого — прекрасным, мир — идеальным. Любящие люди как бы растворяются друг в друге, исчезая один в другом. И это прекрасно, коща любовь обоюдна, когда она поддерживается теплом сердец, постоянным вниманием и уважением друг к другу.
К сожалению, нередко желаемое принимают за действительное, влюбляясь в придуманный образ, не видя, не чувствуя настоящих качеств любимого человека, не замечая его поступков.
Иноща любовь по разным причинам просто уходит от нас, и мы остаемся один на один со своей бедой, с любовью своей неразделенной, которая превращается в болезнь для любящего, болезнь тяжелую, изнурительную, требующую огромного напряжения физических и духовных сил. Еще более тяжкое испытание для человека наступает, когда в его любовь вползает измена. Неразделенная любовь и измена и схожи между собой и в то же время далеки друг от друга, как полюса Земли. Схожи они тем, что человек остается наедине со своей душевной болью. Он любил, рассчитывал на взаимность, строил планы на будущее, мечтал. И если в случае неразделенной любви разрыв отношений, в принципе, можно предчувствовать и ожидать заранее, то измена происходит внезапно, как взрыв бомбы. Рушатся планы, жизнь рушится, меркнет, покрывается пеплом и кровавой пеленой. Впереди не видно ничего, кроме душевных мук и одиночества. И совсем неважно для покинутого человека, что вокруг продолжается та же жизнь, рядом ходят люди, каждый со своими проблемами, кто-то из них любит и жалеет его — он ничего не видит и не слышит, в нем дьявольски быстро черной тучей растет его беда, заслонив для него прошлое, настоящее и будущее. Жизнь этому человеку больше не интересна и как будто совсем не нужна, она осталась с тем, кто покинул или предал его. В голове и в сердце бесконечная тоска и тысячи вопросов, на которые не находятся ответы. А если и находятся, то не те, какие могли бы залечить раненую душу. Бесконечно мелькающие в памяти воспоминания лишь добавляют соль на раны, делая боль еще невыносимее. Воля слабеет, гордость меркнет перед бедой, мысли становятся беспорядочными и поверхностными. Человек одновременно и любит и ненавидит, он готов одновременно и уничтожить оставившего его и целовать, проклинать и молить возвратиться обратно. Но прошлого не вернуть, никому этого еще не удавалось никогда! Очень выразительно сказал об этом Юрий Антонов: «И стоит шаг пройти, заносит время след, обратного пути у жизни просто нет».
Человек, живущий прошлым, подобен идущему спиной вперед, не разбирая дороги, он натыкается на людей, сбивает их, приобретая все новые и новые проблемы. Как же поступают попавшие в подобную ситуацию? Одни, не выдержав испытания, кончают жизнь самоубийством, так ничего и не решив; другие, не справившись с огромной нагрузкой на психику, убивают изменившего человека, тоже ничего путного этим не добившись; третьи, не желая или не имея сил пройти достойно это естественное, хотя и очень тяжкое испытание, трусливо прячутся за бутылкой с вином или опускаются, уходя в разврат и безумие; четвертые продолжают жить с этой рвущей болью дальше, спотыкаясь и падая идут правильным путем к выздоровлению, к свету. Не каждому удается излечиться от этой болезни. Одни, не находя другого выхода, остаются в прошлом, в своем всепожирающем горе, заболевая от этого душой; другие ожесточаются и полностью подчиняют свою жизнь жажде мести бывшему любимому и даже, иногда, людям, чем-либо похожим на него. Более сильные, остановившись и стряхнув с себя на миг гипнотическое влияние этого чувства, через боль и туман в душе пытаются нащупать свой дальнейший путь и все-таки идти вперед, приняв удар судьбы достойно и удержав себя от опрометчивых поступков. Труднее всего выходить из этой болезни людям с обостренным самолюбием или с сильно развитым чувством собственника, а также излишне впечатлительным людям, острее воспринимающим все последствия случившегося.
Авиценна предлагал целый ряд способов излечения от этой сердечной болезни: например, найти другую женщину, но не доводить с ней отношения до влюбленности и, тем более, настоящей любви. Он советовал близким покинутого влюбленного ненавязчиво рассказывать страдальцу о скверных чертах характера и плохих поступках объекта неразделенной любви. Часто люди и сами это понимают умом, но сердцем... Они должны найти себе дело по душе, отвлечься, порвать все связи и отношения с любимым, а если представится такая возможность, то даже уехать от него подальше, стараясь нигде и ни при каких обстоятельствах не встречаться с ним. «С глаз долой — из сердца вон».
Конечно, друзьями расстаться они, наверное, не смогут, но и врагами быть не должны. Если по каким-то причинам (общие дети, общее жилье, общая работа) их общение полностью исключить нельзя, следует сократить его до минимума, подчеркнуто превратив отношения пусть в неизбежное, но совершенно официальное сосуществование рядом с тем, от кого мы должны отречься сердцем и душой, убедив себя в невозможности и никчемности продолжения прежних отношений, которые уже не могут принести ничего, кроме боли, разочарований, унижения, а то и душевной болезни. В таком случае надо действовать по принципу «уходя — уходи». И не ходите, пожалуйста, к разным шарлатанам —колдунам, готовым за определенную плату «присушить» или «отсушить» любимого,—чувство любви не приходит и не уходит через насилие без вредных последствий для человека, затеявшего баловство с любовью. Лучший лекарь — это время и дело по душе.
В юности многие из нас слышали из уст старших, когда мы влюблялись в того, кого эти старшие и более опытные люди считали недостойными нас, или в того, с кем у нас, по их мнению, все равно ничего хорошего не могло выйти: «С годами ты его (ее) забудешь и станешь еще смеяться над своим выбором, вспоминая этот роман». А надо ли смеяться над чувствами, хорошо ли это? В самом чувстве любви сосредоточена огромная жизненная сила, человек, который способен любить и любит, всегда прав. Однако часто так случается, что он становится заложником своего чувства и любовь для него уже не столько радость, сколько наваждение, тяжелая болезнь. Человек перестает ощущать себя личностью, полностью растворяется в любимом, обожествляя его и принижая себя. Он не видит уже ни одной плохой черты в обожаемом человеке, наделив его никогда не существовавшими у того качествами. Он не только сам не видит плохих поступков и черт характера любимого человека, но и не позволяет другим говорить в его присутствии об отрицательных чертах предмета своей любви. И чем продолжительней эта болезнь, тем в большей степени человек утрачивает собственное Я. Люди, побежденные и раздавленные безответной любовью, превращаются в совершенно опустошенных, часто озлобленных на весь свет существ или страдают психическими заболеваниями. А тот, кто сможет остановиться, выбраться из всепожирающего пламени чувства не озлобившись, тот становится крепче, сильнее и чище. Не всем удается отыскать благородный выход из этой сложной ситуации, но с момента, когда такой выход все же найден, начинается выздоровление.
К сожалению, к счастью ли, безответная любовь — это естественное испытание,, через которое проходит почти каждый человек. И достойно пройдя этот путь, не озлобившись, он поднимется в своем развитии на более высокую ступень, станет мудрее и чище. Не озлобляйтесь, не унижайтесь и не комплексуйте. Вас бросили или отвергли не потому, что вы хуже, а потому, что вы нашли не свою половину. Не жалейте о случившемся и не мстите предавшим вас — они еще ответят за свое преступление перед любовью, оказавшись точно в такой же ситуации, но уже на вашем месте, в роли покинутого или преданного. Не предавайте любимых, не шутите с любовью — это святое. А если вас покинули или предали, не пытайтесь, назло, обзавестись другими спутниками или спутницами, не разоряйте ни своих, ни чужих гнезд — из них разлетятся по свету горе, боль и тоска.
На зле ничего не построить, оно разрушительно по своей природе. Философски отнеситесь к своей беде, соберите все силы, сожмите зубы и идите вперед, не замыкаясь в своем несчастье, подобное, к сожалению, еще может встретиться не раз. Если исправить дело не удается, бросьте его, иначе оно затянет вас на долгие годы, отняв все лучшее, что у вас было. Жизнь нарочно дается нам достаточно долгой, чтобы мы, проходя через естественные испытания, крепли духом и набирались опыта. Время хорошо лечит душевные раны, и если душа ваша не будет загублена злом и ненавистью, тоской и болью, жизнь засияет с новой силой, новыми гранями и выведет вас к новой, зрелой любви, новым знакомствам, радостям и проблемам. Старое останется прошлому. А раны души заживут, только не бередите их в желании вновь испытать пережитое, надеясь на сочувствие. Не травите свою душу, дайте ей отдохнуть, от сочувствия в этой ситуации толку мало. Тех, кто сбежал, уклонился от испытаний в этой жизни, в другой ждут гораздо большие испытания. Сохраните в чистоте свой дух и свою личность, очнитесь от боли, тоски и ненависти, и вас никогда уже не удастся заразить злом, нельзя будет ни сглазить, ни испортить, потому что свою порчу мы вскармливаем сами и в себе.
В силу семейных традиций, наследственности, воспитания у человека появляется тяга к домашнему очагу, желание быть рядом с родным человеком, помогать ему. Любовь к детям определяет отношение этого человека к семье. Дом, семья становятся основным смыслом его жизни, в этом он находит себя, свое предназначение. И нет в том ничего постыдного: люди, созданные для семьи, как правило, добрые, чуткие, верные и отзывчивые, стойкие и хорошие друзья. Естественно, более устойчивой будет семья, основанная на любви, но это не означает, что супругам больше не о чем заботиться, что все их проблемы позади, а впереди только радость и счастье. Известно множество случаев, когда распадаются семьи, основанные на любви, и причин тому немало. Семью создают, как правило, совершенно разные люди, каждый из которых несет отпечаток своего рода, семьи, присущего им разного жизненного и морального уклада, разного отношения к тем или иным вопросам и жизненным ситуациям. Поэтому точки зрения супругов, их интересы нередко вступают в противоречия, особенно в первые годы совместной жизни. Супругам на первых порах необходимо всеми силами беречь любовь, не дать ей уйти, раствориться в буднях. Они просто вынуждены терпеть какие-то особенности характера и поведения друг друга, если в этом появится необходимость, а не выискивать один у другого отрицательные качества, не делить главенство в семье. По моим убеждению и наблюдениям, не бывает равенства ни в семье, ни в дружбе, ни в обществе, да и быть не может — люди мы разные. Равноправие бывает, а равенство — никогда. Не может девушка стать юношей, а женщина мужчиной, как бы они к этому ни стремились и что бы они для этого ни делали. Самое большее, чего сможет добиться девушка или женщина в своем стремлении к равенству,— стать мужеподобной женщиной.
Научиться курить, пить водку и ругаться матом — вешь несложная, гораздо сложнее и достойнее всю жизнь сохранять женственность, доброту и нежность, оставаться настоящей женщиной. Мужские пороки и вредные привычки в женщине (а женщины, стремящиеся к равенству, под давлением комплекса неполноценности, как правило, перенимают худшие мужские черты и поступки) отвращают от нее нормальных мужчин, я уж не говорю о пагубном влиянии такого обезьянничанья на здоровье и психику самой женщины, на ее облик в глазах детей. То же касается и мужчин, перенимающих (вольно или невольно) женские черты характера или женские привычки,— они так и не станут женщинами, но и мужчинами быть не смогут. Космическим Законом было все предусмотрено и рассчитано перед тем, как человечество разделилось на мужскую и женскую половины: женщина наделена женскими качествами и женскими обязанностями, мужчина — мужскими. А это уж наша вина и беда, что мы все смешиваем в одну кучу, пытаясь изобрести и создать негою новую реальность, не предусмотренную Природой и противную ей.
Ведущим в семье обычно становится человек более опытный, сильный, умный, предприимчивый и энергичный или тот, кто меньше любит быть ведомым. Но это совсем не означает, что один супруг лучше, а другой хуже. Просто ведомый обычно человек более спокойный, покладистый и мягкий, а если к, тому же он нормально воспринимает свое положение, то еще и мудрый. Как правило, ведущим в семье становится мужчина — так установлено Богом. Плох тот мужчина, которого ведет женщина, в семье не должно быть двух жен или двух мужей. Если в течение длительного времени мужчина является ведомым в семье, то генетическая потребность ощущать себя защитником и опорой заставляет его в других местах, подальше от дома, либо стараться вмешаться в экстремальную ситуацию, требующую мужественного поведения, либо встречаться с другой женщиной, желающей видеть в нем мужчину и не пытающейся подмять его под себя. Кто-то высказал очень интересную мысль по этому поводу: «Если перед женщиной постоянно стоять на коленях, она привыкнет смотреть на мужчину сверху вниз». Женщина-ведущий — это, как правило, суровый, энергичный и даже грубоватый человек. С годами «правления» она невольно приобретает многие мужские черты характера и при более продолжительном знакомстве уже становится неинтересной как женщина, хотя может быть очень интересной как друг или товарищ. И естественно, видя около себя слабого мужчину, такая женщина, весьма вероятно, будет искать сильного на стороне. Так бывает, конечно, не всегда, но все же чаще, чем наоборот. Хотя искать на стороне лучшее, чем имеешь,—дело безнадежное: чужие мужья и чужие жены особенно издалека могут казаться лучше своих. Уделом женщин, стремящихся к равенству с мужчинами, нередко является одиночество.
В нашем несовершенном мире быть абсолютно положительным невозможно, идеален только Бог. И если таким образом искать идеал, и свое потеряешь, и чужого не примешь. Нередко люди, прожившие вместе продолжительное время, удивляются, почему их избранник или избранница так изменились по сравнению с тем, какими они были в начале совместной жизни. То ли поглупели, то ли, наоборот, поумнели, стали какими-то непонятными? Дело в том, что человек на протяжении своей жизни постоянно меняется, изменяется уровень его физического, умственного и духовного развития. На месте никто не стоит—либо движется вперед, либо откатывается назад. В каждом из нас периодически происходит переоценка жизненных ценностей, мы оцениваем себя, своих близких, знакомых по тем критериям, которые формируются у нас под влиянием жизненного опыта. Отсюда и разочарования или удивление по поводу своих новых выводов.
К тому же нередко случается так, что, выбирая единственного или единственную, мы принимаем желаемое за действительное, на нас по-разному действуют возможные жизненные обстоятельства, в результате которых сильные становятся сильнее, богатые духовно — еще богаче и ярче, слабые — чаще всего серыми и невзрачными, порочные, как правило, остаются прежними.
В жизни, особенно в юности, мы часто путаем желаемое с действительным, плохое с хорошим, добро со злом, ложь с правдой, упрямство с настойчивостью, а иногда и с гордостью, пошлость с остроумием, нахальство со смелостью, ограниченность со скромностью, высокомерие с самолюбием, каприз с принципом, трусость с осторожностью и предусмотрительностью.
Путаем, доверяясь внешнему сходству этих понятий, не понимая или не желая понимать их внутренней сущности, а когда, наконец, приходит понимание, за спиной уже исковерканная судьба, своя и чужая, израсходованные попусту силы души. И самое страшное, не слышим правды, охотно принимая за нее сладкую ложь, не задевающую самолюбия, не принижающую внешне, успокаивающую ум, чувства и совесть, притупляющую их.
Ложь не разрушительна сама по себе, разрушительны ее последствия: безверие, разочарование, позор, одиночество. Одних столкновение с ложью опустошает, лишает уверенности в себе и в людях,— человек опускается. Другие, что бывает реже, пройдя через моральные и душевные муки, становятся сильнее, светлее и чище. Сам же лживый человек может жить внешне благополучно и даже довольно долго, но в душе его всегда присутствует беспокойство, которое он пытается заглушить очередной ложью, вином или распутством, словно стремясь убедить самого себя в правильности избранного пути. Ни для кого не секрет, что далеко не все плохие люди плохо живут, но и они, в конце концов, подчиняясь космическому Закону справедливости, платят в полной мере за все, что принесли с собой или пронесли за собой по Земле.
На протяжении многих веков у всех народов Земли ложь традиционно считалась пороком, рожденным из худших мыслей и побуждений, которые только могут таиться в отдаленных, темных уголках души. Ложь — признак слабости, лености и ущербности, она вырастает на человеческих недостатках, как поганка на трухлявом пеньке. Ложью человек прикрывает свое неумение или нежелание жить по законам справедливости, неумение справляться со своими чувствами, языком и инстинктами. Ею человек защищается от неумения думать в соответствии с создавшейся обстановкой, сопротивляться дурному, наносному.
Бытуют еще и такие понятия, как маленькая ложь или ложь во имя добра. Даже маленькая ложь, например, в любви или в семье, может привести к большой беде. Ложь многократная увеличивается, как снежный ком, который в конце концов разрушает и своего создателя, того, кто живет ложью. Ложь является антиподом правды, ее изнанкой. Правда с ложью так часто и на первый взгляд незаметно переходят одна в другую, что порой становится невозможно отличить одну от другой.
Способность говорить правду вопреки всему свойственна преимущественно сильным личностям. Она проявляется в моменты сильного и смелого взлета человеческой личности или в течение всей жизни человека. Правды не бывает много или мало, она либо есть, либо ее нет К сожалению, в нашем несовершен - йом мире невозможно быть абсолютно правдивым. Человек, говорящий только правду, обречен на одиночество, а то и на гибель. Представьте себе на работе, в обществе, дома каждый будет, не скрываясь, говорить о том, что он думает о других людях или о происходящих событиях. Но не говорить правды вообще, не жить ею значит обречь душу свою на дополнительные испытания.
Грань между добром и злом, как видим, нередко бывает очень прозрачной и малозаметной, и неудивительно, что, не имея достаточного жизненного опыта или плохо владея собой, люди переходят эту грань, поддавшись ложным представлениям и страстям, поверив обманчивым словам, а не фактам и разуму. Чтобы этого не случилось, мы обязаны с детства учить ребенка отличать хорошее от плохого, добро от зла, воспитывать в нем порядочного и смелого человека, способного критически относиться к своим словам и поступкам.
Естественно, всеми этими качествами, в первую очередь, должны обладать учитель, отец и мать. Б. Паскаль по этому поводу говорил: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни». К великому сожалению, родителями становятся не только люди зрелые, готовые к созданию семьи и относящиеся к этому вопросу серьезно, но и люди, по тем или иным причинам еще не готовые создать и полноценно содержать семью, воспитывать детей, и даже те, кого нельзя и близко подпускать не только к детям, но и друг к другу. Молодые редко прислушиваются к своему разуму, совести или к советам более мудрых, авторитетных и опытных людей, противятся этим советам, желая удовлетворить свой каприз или показать свой характер, считая себя достаточно взрослыми для принятия самостоятельных решений. А когда захлестнет человека половодье чувств, он уже не видит, не слышит, не понимает ничего происходящего вокруг и, конечно, никакие мудрые советы не достигают его разума, — перед влюбленным стоит, закрывая все небо, объект его любви.
Никто нам не сможет указать точный срок вступления в брак, время воссоединения с другой своей половиной. Только ли от возраста зависит выбор этого момента или еще от каких-либо факторов? Наверно, главную роль играет огонь душ человеческих — любовь, а уже потом — разум. Но разум и чувства должны идти рядом, согласуясь друг с другом. Люди, решившие соединиться в браке, должны совершенно отчетливо сознавать, что рассчитывать в будущей жизни они должны только на свои силы и возможности, а не на возможности других. Совсем нетрудно зарегистрировать брак, чуть сложнее произвести на свет новую жизнь, гораздо сложнее создать настоящую семью, а из ребенка сделать человека. Дитя человеческое — это не игрушка, не растение и не животное, оно требует к себе особого подхода и особого внимания, не каждому под силу вырастить и воспитать Человека, — это тяжкий труд и огромная ответственность перед ним, перед собой, перед обществом и перед будущим — каким он вырастет, кем станет? Это зависит от того, какими будем мы сами как родители и как люди. Если мы сами не состоялись, не созрели как личности, не нашли своего места в жизни, если не успели, не смогли или не захотели очистить свою душу от всего ненужного, наносного, что мы сможем дать своему ребенку, чему научить, каким примером быть для него? К жизни нельзя относиться легкомысленно, она строго наказывает за это.
Даже полноценная зрелая личность должна пройти в своем развитии определенные этапы для того, чтобы получить моральное право влиять на чужую судьбу, даже если это судьба вашего ребенка или супруга. Ребенок должен жить в нормальных человеческих условиях: в духовно богатой среде, согреваемый любовью, контролируемый строгостью и справедливостью, правильно и полноценно питаться и отдыхать, целенаправленно учиться и работать, получать правильное воспитание и иметь полноценных родителей.
Можно, конечно, совершенствоваться и расти вместе с ребенком, но такую возможность так же следует учитывать еще до вступления в брак. И совсем нелишне будет внимательно присмотреться к тому, с кем собираетесь связать свою жизнь и свою судьбу, кому доверите судьбу своих детей: кто он, каковы его привычки, пристрастия, наклонности или недостатки физического, морального и духовного плана, из какого он рода, семьи, на каких традициях вырос. И в состоянии ли он прокормить и содержать будущую семью, не сломается ли после медового месяца. И только поняв, что вы сможете мириться и спокойно жить с тем, что вас ждет в будущем, можно решаться на ответственный шаг.
Есл^і же кто-то наивно полагает, что он сам и его любовь смогут переделать человека, привить ему что-то принципиально новое, чего в нем никогда не было раньше, то глубоко заблуждается. К моменту вступления в брак воспитание человека, в принципе, уже закончено, дальше он может только незначительно корректировать какие-то черты. Не рассчитывайте на то, что, возможно, никогда не сбудется! В любом случае, вступив в брак, необходимо научиться терпению и умению прощать друг другу какие-то слабости или недостатки, не имеющие принципиального значения. А при появляющихся разногласиях в первую очередь помнить об имеющихся детях, не допускать мысли о развале семьи.
Особенно серьезно надо подумать об этом женщине, желающей оставить при себе сына. Сможет ли она вырастить его мужчиной? Сможет ли передать ему истоки, созревание и способы осуществления мужских поступков, мыслей, переживаний, чувства мужской гордости и мужского достоинства при ее эмоциональности, непонимании, а порой и неприятии многих мужских качеств, при ее стремлении к равенству с мужчиной? Для начала ей, как минимум, надо стать мужчиной, любым, но мужчиной.
Жизнь, окружающая нас действительность, человеческие поступки воспринимаются и оцениваются женщинами и мужчинами по-разному, по-разному трансформируются их мозгом и вызывают различные побуждения и чувства. Ребенок, словно губка, с рождения впитывает наши движения, слова, эмоции, наши сильные и слабые стороны, наш образ жизни. Сможет ли женщина быть мужчиной в течение каждой секунды, которую она бывает с сыном, имея от Бога женское начало? Возможно, прочтя книги Бенджамина Спока или Джека Лондона, она, теоретически, сможет обучать мальчика мужским качествам, но сможет ли достаточно точно передать и привить ему неуловимые движения мужской души, мужские стремления и наклонности, мужское отношение ко всему, что нас окружает, в том числе, и к женщине? Воспитываясь в женской среде, мальчик приобретает большее количество женских половых гормонов, чем ему положено от природы, в нем проявляются, а зачастую и крепнут женские качества. В своих поступках такие мальчики нередко похожи на девочек. Повзрослев, мальчик и сам замечает разницу между собой и другими сверстниками, воспитывающимися мужчинами. И он либо зымыкается в себе и обретает комплекс неполноценности с его последствиями, либо выбирает себе жизнь, не требующую постоянного проявления мужских качеств,— этакое поведение человека среднего пола. Либо у него формируется гипертрофированное, искаженное понятие о мужских качествах, как это часто бывает с женщинами, стремящимися к равенству с мужчинами. Справедливости ради замечу, что имеются примеры воспитания матерью сына, соответствующего всем критериям настоящего мужчины, и случаи, когда сын, имея отца, не становится похожим на мужчину. Это происходит не так часто и потому лишь, что отец не занимается воспитанием сына, не интересуется им как личностью, или сам не обладает качествами личности и мало похож на мужчину.
Родители должны быть и оставаться для своих детей с начала их жизни и до конца своей умными, строгими и справедливыми, вести себя естественно — не важничая перед ними и не раболепствуя, не дрожа над ними, как над хрустальными вазами. Обязательным условием отношений родителей с детьми должно быть соблюдение чувства меры во всем: излишняя любовь и опека воспитывает в ребенке эгоизм, трусость и безволие; излишняя строгость — жестокость, враждебность и неуверенность в себе; излишняя «дружественность» нередко перерастает в панибратство, исключающее возможность контроля за поведением ребенка, за его словами, поступками, отношением к людям. Бесконтрольный ребенок чаще вырастает в хама со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чем больше сил, времени и энергии мы отдадим воспитанию детей, тем легче нам будет жить, когда они вырастут. Воспитывая детей, мы растем и сами, поскольку стараемся в их глазах выглядеть лучше. Если этого не происходит, дети перестают верить нашим словам, становясь неконтролируемыми. Имея детей, мы предъявляем большие требования к себе, но одновременно должны иметь возможность предъявлять требования к детям. Требования, касающиеся выполнения ими наших поручений или возложенных на них обязанностей. Дети для родителей — это не только радость, но и огромная ответственность, поскольку дети нередко платят своей судьбой за поступки и жизнь своих родителей.
В одном разговоре я как-то услышал, что в жизни никто ничего никому не должен, ни родным, ни близким, никому; что человек должен жить только для себя и быть полностью свободным. Свободным для чего или от чего? От совести, чести, от окружающей жизни? Ведь если вдуматься, все эти качества, от которых кое-кто хочет избавиться, предполагают долг. А долг для человека почти то же самое, что и любовь, но только несколько иного свойства, так как в жизни эти чувства часто идут рядом, одно без другого невозможно. Как можно стать достойным человеком, не испытав любви и не зная долга? Любовь немыслима без долга и ответственности: считая, что он никому и ничего не должен, человек никого и ничего не может любить. Тот, кто полагает, что никому ничего не должен, зачастую склонен думать, что должны ему. А поскольку жизнь в значительной степени материальна, значит, существует заинтересованность в получении определенных благ для себя.
Долг каждого человека начинается с самого его появления на свет, с первого вздоха,— долг перед Господом Богом и перед родителями. Еще не осознанный долг перед родителями перерастает в любовь к ним. Отсутствие этого долга вернется к человеку либо таким же отношением родных людей к нему самому, либо муками его совести. В обществе жизнь каждого человека, хочет он того или нет, тесно связана с жизнью других людей. Только на необитаемом острове, вдали от материков, без людей, без животного и растительного мира, без воды можно быть свободным от обязательств. Да и то весьма относительно. Свобода предполагает возможность жить по-человечески, полностью распоряжаться собой, своими чувствами, мыслями и своей жизнью без постороннего вмешательства.
Жить по-человечески — значит иметь возможность полноценно питаться, развиваться духовно и физически, нормально отдыхать, выбирать образование, профессию и работу по своему вкусу, иметь время для полноценного воспитания детей, иметь возможность и время приносить пользу другим, получать от жизни радость. Но свобода каждого из нас ограничена обязательствами перед рядом живущими. Абсолютной же свободы нет и быть не может, поскольку абсолютная свобода одного человека неизбежно вступит в противоречие с абсолютной свободой другого со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому жизнь в обществе постоянно требует от каждого его члена жертвовать частью своей свободы для других.
Но если невозможна абсолютная свобода в поступках, то, может быть, она существует в области чувств? Если принять, что абсолютная свобода в этой сфере представляет собой ничем не ограниченное проявление чувств и желаний человека или группы людей без учета точки зрения присутствующих рядом других людей, которые могут иметь свои, другие чувства и взгляды на жизнь, мы вновь приходим к противоречию. Излишне резкие, показные проявления чувств одного человека могут раздражать другого, воспринимающего жизнь иначе, и не считаться с этим нельзя. Л. Н. Толстой говорил, что проявлять свои чувства на людях не нормально, так как жизнь не театр, где выставляются напоказ чувства каждого героя. Можно предположить, что абсолютно свободной может быть только мысль, но и ее человек должен контролировать, чтобы не допустить ее материализации в нежелательные чувства или поступки. Таким образом, ни в поступках, ни в мыслях, ни в чувствах человек не может быть абсолютно свободен, поскольку он всегда должен жертвовать чем-то, учитывая интересы других людей и общества в целом. Свободным же может быть только тот, кто не жертвует и не должен жертвовать ничем. А не жертвует ничем только тот, кто ничего и не имеет и не желает, т. е. мертвый.
Соединившись в браке с другим человеком, мы добровольно отказываемся от некоторых свобод и берем на себя определенные обязательства, без которых немыслима нормальная семейная жизнь. Задумав завести ребенка, супруги принимают на себя новые обязательства — возникает долг перед новой человеческой жизнью. При появлении в семье больных или престарелых у остальных членов семьи появляется долг перед ними, долг, отказавшись от которого, человек может превратиться в жестокое, бездушное и бездумное существо. Тот, кто хочет жить абсолютно свободным, без подчинения долгу, без каких-либо обязательств, обречен на животное состояние и одиночество. А поскольку свобода тесно связана с одиночеством, она оказывает существенное влияние на судьбу человека — чем больше он имеет свободы, тем более одиноким становится. В этой жизни все мы друг перед другом в долгу, и отрицать это безнравственно.
Для испытания своей жизненной силы ни к чему создавать искусственные трудности, у нас и естественных невпроворот, но постоянно сетовать на происходящее с нами тоже ни к чему — из всего можно извлечь урок: безответная (неразделенная) любовь бередит, пробуждает душу, делает ее более восприимчивой и тонкой, более чувствительной; предательство делает свою жертву более осмотрительной, унижения зачастую подводят человека к черте, за которой следует либо падение, либо трудный подъем к самоуважению, несмотря на возможные потери должностей, званий, материального благополучия и т. п. Унижение — очень высокая цена за благополучие или личное спокойствие.
Не стоит забывать, что на Землю мы пришли совершенно голыми, ничего не имея, вздохнув и закричав от боли, а уйдем в небо, выдохнув в последний раз из себя остатки земной жизни, ничего не взяв, кроме тех ценностей, которые накопились в нашей душе, уйдем без званий и должностей, какими и пришли — голыми.
Отступление человека от общепринятых правил общежития, легкомысленное отношение к миру и к себе, длительное воздействие на психику потерь, горя, тоски, отчаяния или страха вызывает деформацию души, которая рано или поздно проявится заболеванием тела. Поэтому и лечить все без исключения болезни надо начинать с души, разобравшись в себе, своих чувствах, поступках, в своей жизни. Не думайте о ней плохо, не кляните судьбу, все в мире преходяще. Наши беды и радости растворятся в стремительном беге Великого Времени, в котором и наша жизнь всего лишь миг, словно яркая звездочка в ночном августовском небе.