Энциклопедия начинающего предпринимателя
ВИКТОР НАЙШУЛЛЕР
В индустрии офисных товаров нет, пожалуй, более легендарной личности, более того, его всерьез величают «пионером отечественной кооперации», чем председатель совета директоров компании ОМС Виктор Найшуллер. В 88-м году он создал в СССР один из первых кооперативов под названием «Балчуг», выросший затем в многопрофильный холдинг из более 40 базовых предприятий, включая 4 банка и первую в стране сеть магазинов офисных товаров «Офис-клаб».
В 96-м году Виктор уже числился среди двадцати самых богатых людей России — и лишился практически всего, оказавшись за решеткой. «Думал ли я, простой еврейский мальчик, что о моем банкротстве будут писать на первых полосах центральных газет», — шутит он.
Сам предприниматель уверен, что его дело от начала до конца было сфабриковано кировскими милиционерами. «Деньги украли другие люди, — утверждает он. — Следствию они известны, но крайним почему-то решили сделать меня. Я вообще не подписывал ни одного финансового документа по этому кредиту. В Кирове милиционеры мне постоянно предлагали вернуть 4,5 млн. долларов в обмен на прекращение уголовного дела. Я отказался, потому что ничего не крал, да у меня их и не было».
Денег, действительно, не было, тем более что бизнес Найшуллера предельно сократился. Когда два года назад он вышел на свободу, в компании, штат офиса которой составлял порядка 200 человек, осталось только 30. Остались лишь немногие люди, поддержавшие дело. Особенно признателен Виктор своему бывшему заму, ныне гендиректору компании Татьяне Попович, которая вела переговоры с банками, успокаивала клиентов, противостояла проискам конкурентов (которые, разделяя личное и общественное, одной рукой сдавали деньги в фонд поддержки собрата по цеху, а другой — рассылали подрывные письма его клиентуре). «То же самое сейчас происходит с Юкосом, — говорит Виктор, — месторождения у него готовы оторвать все, но лично Ходорковскому помогать готовы». Так что одной из первых серьезных проблем, с которыми ему пришлось столкнуться, была нехватка квалифицированного персонала. Правда, были беды и пострашнее.
«За время моего вынужденного отсутствия на этом рынке произошли глобальные изменения. Когда-то мы были на нем первыми — и вот, вернувшись, обнаружили здесь настоящую толчею, — рассказывает он. — В 1991 году я сделал первые специализированные компании, торговавшие копировальной техникой и офисной мебелью, в 1993 открыли первый офисный магазин, в 1996 подготовили комплексное предложение по обслуживанию и в 1997 первыми предложили корпоративный сервис. И что же? Когда в 2001 году я вышел из тюрьмы, подобную комплексную услугу на этом рынке продвигали уже 400 компаний!»
Начинать пришлось практически с нуля. Два года назад, в октябре 2001, когда компания Найшуллера возобновила работу, у нее оставалось только три клиента. «Это были самые лояльные, дружественные нам фирмы, которые все это время, пока я был на нарах, терпели отсутствие денег, задержки товара, плохой сервис, — вспоминает Виктор. — И весь первый год мы прожили практически без денег. Мы просто не понимали, что делать, ведь ситуация на рынке кардинально изменилась. В 2001 году, когда я вновь приступил к делу, нам пришлось продавать свои товары даже без каталога, поскольку средств на его выпуск не было. Можете себе представить, что это означает — предлагать товары для офисов «вслепую», вышибать клиента без наглядной картинки в глянцевом буклете? Тем не менее, нам это удалось, и в 2002 году мы постепенно обросли клиентской базой. Теперь у нас около 200 клиентов, причем все — серьезные крупные фирмы. В их числе — «Альфа-банк», «Аптека 36,6», «Арбат-престиж», ВГТРК, «Внешторгбанк», «Волготанкер», «Вымпелком», «Икеа», ИД «Коммерсантъ», «М-Видео», «Менатеп СПБ», «Мосэнерго», «Мострансгаз», Росбанк, Почта России, Сибинтек и многие другие. И уже в 2003 году мы нарастили объем в 2,5 раза, выйдя за год в лидеры этого рынка. В наступившем году мы уже собираемся брэндоваться — пора!»
Действительно, сегодня компания ОМС — один из крупнейших российских поставщиков товаров для офиса и лидер в области технологий материально-технического обеспечения офисной деятельности. Она оказывает широкий спектр услуг предприятиям: от поставки товаров и консалтинга по вопросам оптимизации системы снабжения до аутсорсинга для компаний национального масштаба. При этом ОМС «закрывает» потребности компании по всем офисным товарам, предлагая 13 товарных групп и 7000 наименований. «Мы снова лидируем на рынке, снова стали большими — а это означает, жди непрошеных гостей, — мрачно улыбается Виктор. — Так живут все крупные компании — проверки за проверками. Будь всегда готов к сюрпризам».
Сейчас компания преуспевает, однако на первых порах все выглядело довольно мрачно. Офис переехал в одно из немногих оставшихся помещений. По первоначальным расчетам Найшуллера, фирма должна была выйти на окупаемость уже через три месяца. Однако на то, чтобы достичь рентабельности, потребовался год. «Год я жил практически без средств. Мог позволить себе только снимать нормальную квартиру, ну и небольшие расходы на жизнь, — вспоминает он эти времена. — С некоторыми старыми приятелями общаться было просто морально тяжело, зная, что не можешь себе позволить практически ничего».
Зато на собственном опыте он вывел основные правила успешного старта любого бизнеса. На первый взгляд, они довольно просты. Сложнее другое — выполнить их. Итак, по мнению Виктора, для того, чтобы начать дело, необходимо четко понимать, что ты хочешь и что из этого ты можешь сделать сам, своими силами. Потом следует совместить одно с другим и затем найти недостающие ресурсы. «Самое трудное — идея, их мало, все на рынке думают об одном и том же, и вовремя найти необычный ракурс — большая удача. Так получилось у нас с аутсорсингом, — говорит он. — Второй по значимости пункт — деньги. Они позволяют привлекать правильных специалистов. Но проблема заключается в том, что средства можно получить только под сильную идею и под очень сильную собственную веру в эту идею. Даже нашей компании, несмотря на то, что я достаточно долго вращаюсь в деловых кругах, пришлось весь первый год барахтаться самостоятельно, без средств, пока не нашелся инвестор. Первые деньги были вложены моим бывшим коллегой Соломоном Какиашвили, который сам стал заметной фигурой в бизнесе». Зачастую привлекать надо не только материальные ресурсы — деньги и кадры, но и самое главное, невещественное, но определяющее успех всего предприятия, — идею.
Через год с начала старта Найшуллеру стала ясна причина пробуксовки. За время его отсутствия ситуация на рынке стала совершенно иной: все изменилось, игра стала жестче, вход дороже, маржа меньше. И ресурсы для раскрутки нужны были, естественно, гораздо большие, чем те, которые планировал вложить Соломон. «Но мне удалось найти достаточно сильных партнеров, которые заинтересовались нашей работой и были готовы внести необходимые средства», — рассказывает Виктор.
Первым делом ОМС серьезно изменила свою стратегию и тактику на рынке. Так, была закрыта вся розничная сеть — восемь магазинов «Офис-клаб». Оказалось, что работать с розницей уже не так интересно и прибыльно, нужно искать более перспективные направления, которые могут стать хорошим паровозом для подъема в гору. Ситуация действительно кардинально изменилась, ведь всего пять лет назад, в феврале 1999 года, в интервью журналу «Итоги» Виктор Найшуллер рассказывал о расширении сети своих магазинов. В частности, он говорил, что «сеть для розничной фирмы означает возможность выжить, такая форма торговли позволяет держать нормальные цены, а значит, привлекать дополнительное число клиентов». Утверждение это справедливо и по сей день, но в розницу Виктор больше не играет.
Пришлось придумывать что-то новое. «Для того чтобы вновь занять достойное место на рынке, мы внедрили очередное новшество, ранее в России не предлагавшееся, — аутсорсинг, — рассказывает он. — Мы предложили клиентам как максимум — полностью заменить их снабженческие структуры своими услугами, как минимум — подготовить анализ имеющихся потребностей фирмы и помочь отстроить систему снабжения». Предложение его компании — это 147 пунктов, причем по всем подготовлены внутренние и внешние документы. Одним из таких пунктов является, к примеру, подробная разработка нормы «новое рабочее место» по категориям «сотрудник», «начальник отдела», «руководитель» с возможностью промежуточных градаций. Причем, в зависимости от возможностей и потребностей каждого клиента, рабочие места могут быть укомплектованы в полном объеме — но на разную сумму. Можно купить стул российского производства, а можно — импортный. Ручки тоже бывают разные. Все зависит от того, какая планка установлена руководством фирмы-заказчика.
Доллар в день на человека, или 30 долларов в месяц, — таковы западные стандарты офисного потребления. Самый большой бюджет российского офиса, по словам Виктора Найшуллера, — 14-15 долларов в месяц на человека. Как правило, российский стандарт офисного потребления начинается от трех долларов. Потребности у каждого свои. Кто-то заказывает только бумагу и ручки, а кто-то закупает кофеварки, СВЧ-печи и письменные приборы из натурального дерева. Многое зависит от характера и личных предпочтений руководителя. «Например, я долго не мог понять, почему один из наших клиентов, крупная розничная сеть, не покупает канцтовары, — рассказывает Виктор, пока случайно не узнал, что проблема носит личный характер: у гендиректора в детстве мама все время приносила ручки, резинки, карандаши с работы». В среднем крупная фирма тратит на офисное потребление от двух до десяти процентов своего бюджета. Такие расхождения объясняются просто: огромный и весьма абстрактный в большинстве компаний раздел «Административно-производственные расходы» может включать в себя как содержание автопарка, так и питьевую воду, туалетные принадлежности и представительские продукты.
«Наши услуги сейчас особенно востребованы, так как все хотят прозрачности и не желают тратить на это время, — подчеркивает Найшуллер. — Проще обратиться к специалистам». По словам бизнесмена, сейчас на рынке полно компаний, которые активно осваивают эту же нишу. «Мы давно не единственные, но я считаю, что мы работаем лучше всех. Как сказал один из наших клиентов, «вектор у вас правильный», — смеется он. — А вообще, здесь пока что — непаханое поле работы. И пора уже идти в регионы».
Каково это — упасть с вершины пирамиды благосостояния на тюремные нары, а потом вновь начать все сначала? Подобным опытом могут похвастаться немногие. Падало — немало, а вот чтобы назад, в большой бизнес, к большим деньгам. «Знаешь, я не могу припомнить никого из коллег по несчастью, достаточно крупных бизнесменов, оказавшихся в «ласковых» объятьях власти, которые смогли бы снова подняться и возродить свой бизнес. А вот обратных примеров, к сожалению, предостаточно». Виктор считает, что его второй успешный старт в гораздо более жестких условиях объясняется в немалой степени тем, что, в отличие от большинства коллег-бизнесменов, он не копил и не откладывал на черный день. «Когда за мной пришли, я потерял практически все, — говорит он. — Если бы я был умнее и держал где-нибудь запасец в чулке, вряд ли бы снова сунулся в бизнес. Вышел бы, имел бы деньги, играл бы в гольф без напряга. А поскольку на свободе я оказался с одними долгами, нужно было что-то делать — не биться же головой о стенку! С другой стороны, даже имея средства к безбедному существованию, я вряд ли смог бы сидеть без работы. Неинтересно. Радость чего-то добиться — ни с чем несравнимое удовольствие! В декабре мы подвели итоги — и ушли в новый год с таким кайфом!»
«То, чем я сейчас занимаюсь — это нормальный средний бизнес, — считает Найшуллер. — Через несколько лет я сделаю в нем те деньги, которые мне интересны. Но сейчас, когда все получилось, я оглядываюсь назад с некоторым ужасом и думаю — если снова вернуться к тому моменту, как я освободился, неужели же я снова на это решился бы? Мне кажется, вряд ли я повторил бы этот путь. Слишком тяжело».