Энциклопедия начинающего предпринимателя
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ
В процессе управления людьми, их деятельностью и взаимодействием, вниманием и интересом, ресурсами и возможностями, формированием установок и стереотипов следует отдавать себе отчет в том, что существуют стратегические законы управления общением.
Первый закон управленческого общения гласит: «Понять — это еще не значит принять». Если кто-то понял вас, вник в вашу аргументацию, уяснил вашу цель, это вовсе не означает, что он согласен принять все к безусловному исполнению или реализовать задуманное. Таким образом, зачастую проблема состоит в отсутствии согласования позиций.
Второй закон управленческого общения заключается в том, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того, к кому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатию, привязанность, дружбу, доверие), и наоборот, труднее принимают (а нередко и отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию, вражду). Для реализации своего «стратегического замысла», нужно прежде стать для партнера таким собеседником, который вызывает больше положительных эмоций, чем отрицательных.
Следующие практические рекомендации состоят в том, чтобы показать партнеру, что содержание коммуникативного сообщения не только не противоречит его принципам, но и способно удовлетворить некоторые его потребности. «Стратегия сообщения» никогда не даст положительного результата, если такой интерес не будет найден. Важными условиями успеха будут отыскание личного интереса и увязка его со «стратегическим замыслом». Однако просто отыскать интерес — это еще не все. Его нужно уметь показать партнеру с лучшей стороны.
Таким образом, цель «деловой стратегии» состоит в том, чтобы добиться долговременных деловых преимуществ в обсуждении спорного положения путем выработки обобщенной модели действий. «Функциональная стратегия» необходима для распределения ресурсов при достижении основной цели между всеми субъектами взаимодействия. В ходе делового общения нужно разрабатывать сценарий, т. е. уметь предвидеть возможный ход событий.