Энциклопедия начинающего предпринимателя
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году в 6 регионах России (Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Курске, Новосибирске, Екатеринбурге) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили: «Льготное налогообложение». Эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных).
При опросе 999 предприятий в пяти регионах РФ (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Великий Новгород, Томск), проведенном ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Фонда Евразия, среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема «высоких налогов» (49,1% опрошенных).
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства. Принято два особых режима:
• упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
• система налогообложения вмененного дохода.
Применение общепринятой и упрощенной систем налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного числа видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.
Большинство субъектов малого предпринимательства облагается налогами по общепринятой системе, то есть они уплачивают действующие налоги всех видов (с некоторыми льготами, различающимися по регионам). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 млн. человек. По упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП) и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).
Однако введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует более чем в 80 субъектах Российской Федерации.
Применяемый в соответствии с Законом РФ №148-ФЗ от 31.07.1998 единый налог на вмененный доход является обязательным, и самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.
Иными словами, система налогообложения посредством вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Эта система обернулась для представителей малого предпринимательства чрезмерным налоговым бременем, непосильной по сложности и объему отчетностью и создала ряд серьезных препятствий к ведению предпринимательской деятельности. Постоянно вносимые изменения в порядок налогообложения малого бизнеса сопровождаются пренебрежительным отношением власти не только к жизненным интересам предпринимателей, но и к существующим нормам законодательства о порядке принятия соответствующих решений.
Введение Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ значительно сузило льготы малого предпринимательства. В сочетании с увеличением объема налоговой отчетности сужение возможностей финансовой поддержки МП со стороны государства и сокращение льгот в очередной раз ставят добросовестные малые предприятия на грань разорения.
Наконец, непродуманное и поспешное введение единого социального налога вызвало, по существу, двойное налогообложение малых предприятий, уплачивающих налог на вмененный доход. Усиление иррационального налогового пресса привело к еще большему уходу малого бизнеса в «теневую экономику». Введение этого налога можно рассматривать как яркий пример безответственного отношения ряда органов власти к своим обязанностям в проведении провозглашенной политики поддержки малого предпринимательства, несогласованности их действий. Непродуманная налоговая политика, по существу, укрепляет криминальные структуры, активно курирующие «теневую экономику».