Энциклопедия начинающего предпринимателя
Особенности национальной торговли
Российские потребители сильно отличаются от покупателей западных. Например, если во многих зарубежных странах принято делать крупные закупки сразу на неделю, то россиянин посещает продовольственный магазин в среднем пять раз в неделю.
Основная же особенность российского рынка торговли — его крайняя ненасыщенность. Пока потеря покупателя у нас еще не бьет до такой степени по карману торговца, как это происходит на Западе, где при огромной концентрации магазинов становится все труднее удержать клиента. Между тем, при потере всего лишь одного покупателя магазин может понести серьезные убытки. Наглядно оценить, каким может быть ущерб, позволяет недавнее исследование потребительского рынка Германии. Немецкий покупатель на протяжении своей жизни оставляет в универмаге 63 тыс. марок. Если его обидеть чем-нибудь, то он не появится в магазине 10 лет. Но и у нас ситуация меняется с каждым днем. Скоро у нас будет как на Западе, где 90% маркетинговых усилий направлено на борьбу за покупателя.
По мнению западных специалистов, у нас фактически нет конкуренции, отсутствует ориентация на покупателя, а маркетологи осваивают лишь экстенсивные методы привлечения покупателей. То есть берут не качеством обслуживания и как можно более длительным удержанием клиента, а распространением информации среди большого числа потенциальных покупателей. Все силы направлены на то, чтобы покупатель во что бы то ни стало доехал до магазина, даже если тот находится на другом конце Москвы.
Отличия в розничной торговле столицы и регионов тоже весьма заметны, хотя разрыв здесь не столь велик. Причем наиболее развитые региональные сети энергично догоняют московских коллег и уж вовсе не планируют продаваться им, как это предсказывалось некоторыми экспертами пару лет назад. Скорее, они объединятся, отстаивая свои интересы. Особенно показателен в этом отношении Екатеринбург.
В 2002 году по объему розничной торговли в расчете на одного жителя Свердловская область вышла на первое место в России, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Оборот розничной торговли самого Екатеринбурга составил в 2002 году 67,5 млрд. руб., что на 35% больше, чем в 2001 году.
Екатеринбург уникален сравнительно низкой долей в товарообороте вещевых и продуктовых рынков. По этому показателю Москва и Санкт-Петербург, разработавшие программы замены рынков более цивилизованными формами торговли, все еще выступают в роли догоняющих. Если, например, для москвичей еще недавно основным местом покупки продуктов были мелкооптовые рынки, то в Екатеринбурге это уже давно супермаркеты и универсамы. Оборот продовольственной торговли, проходящей через рынки, составляет в Екатеринбурге менее 20%. По данным компании Business Analytica, если в 2002 году в Москве на тысячу жителей приходилось около трех торговых точек на рынках, то в Екатеринбурге этот показатель был около единицы. Крупнейшие продуктовые сети города не уступают по размерам многим московским сетям.