Энциклопедия начинающего предпринимателя
ЛИЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Эффективное использование лизинга как важного ресурсного источника для малого бизнеса опирается на базовые законодательные и нормативные акты, такие как ГК РФ, Закон РФ «О лизинге», валютное законодательство, таможенное законодательство, налоговое законодательство, законодательство об исполнительном производстве и др.
В настоящее время правовым основанием, по которому лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга, может являться только договор купли-продажи, что исключает возможность самостоятельного изготовления или инвестирования денежных средств в предмет лизинга, заключение договора подряда, мены и т. д. В связи с этим актуальной является необходимость в рамках ГК РФ расширить правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга.
Действующее валютное законодательство предусматривает более чем либеральный порядок осуществления валютных операций в рамках лизинговых правоотношений. Но, поскольку указанный порядок предусмотрен только инструкциями ЦБ РФ, существует потребность в его «перенесении» в текст Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Важно использовать предстоящее рассмотрение проекта новой редакции Таможенного кодекса РФ (ТК) и предложить:
• включить в проект ТК вопрос о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей лизинговыми компаниями, импортирующими предмет договора лизинга;
• урегулировать вопрос определения таможенной стоимости имущества, ввозимого на территорию Российской Федерации на основании договора лизинга (при этом следует учесть, что Таможенный кодекс РФ относит решение этого вопроса к компетенции налогового законодательства);
• решить проблему вывоза имущества с территории Российской Федерации в случае нарушения лизингополучателем принятых на себя обязательств;
• отразить в новой редакции ТК ситуацию, при которой в случае, когда лизингодателем выступает российская лизинговая компания, режим временного вывоза имущества предусматривает специальные условия для арендных (лизинговых) правоотношений.
Остается нерешенной проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя, в связи с чем целесообразно внести ряд изменений в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ «О лизинге»:
• включить «исполнительную надпись» в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия. Дополнительным основанием для этого является изъятие предмета лизинга у лизингополучателя. Причем необходимым условием здесь является снижение размера нотариальной пошлины, взимаемой при нотариальном удостоверении лизинговой сделки. В настоящее время размер пошлины составляет 1,5%;
• ввести в арбитражную практику процедуру выдачи «судебного приказа» по требованиям лизингодателя об изъятии лизингового имущества у лизингополучателя. Аналогичная процедура предусмотрена гражданско-процессуальным кодексом. Используя процедуру судебного приказа, лизингодатель имеет возможность сократить сроки рассмотрения спорного вопроса в суде и сократить расходы на уплату госпошлины;
• использовать механизм изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя «судебным приставом» (исполнителем) на основании заявления лизингодателя. Внедрение этого механизма возможно при внесении соответствующих изменений в законодательство об исполнительном производстве и Закон РФ «О лизинге», предусматривающие перечень документов, прилагаемых лизинговой компанией к заявлению об изъятии имущества, ответственность лизингодателя за неправомерное изъятие предмета лизинга и пр.
Представляется целесообразным главу 25 Налогового кодекса РФ дополнить разъяснением:
• вопроса отнесения на затраты процентов, уплаченных по кредитным договорам, до ввода имущества в эксплуатацию (включаются ли эти проценты в стоимость предмета лизинга или относятся к внереализационным затратам);
• определения первоначальной стоимости предмета лизинга (в частности, включаются ли в первоначальную стоимость затраты, связанные с вводом имущества в эксплуатацию).
Не менее важно отработать механизмы своевременного возврата НДС из бюджета. Возврат НДС из бюджета производится в течение многих месяцев, значительно снижая оборачиваемость капитала лизинговых компаний.