Энциклопедия начинающего предпринимателя
ЧЕМ ЖЕ ОБУСЛОВЛЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЦЕЛЬ?
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть элемент структуры предпринимательской деятельности, который называется мотивами, или внутренними побуждениями к деятельности.
Особое место зарубежные психологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Макклеланда, мотив достижения успеха каждым отдельным человеком во многом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи появляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя — вера в свой успех, а также ответственность за принятие решений и их реализацию. Мотив, соединенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.
И. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Первый — потребность в господстве, власти, влиянии. Она материализуется в накоплении предпринимателями имущества. Второй — жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив — радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».
Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.
Телепрограмма «Тема» от 15 сентября 1992 г. канала «Останкино» привела следующие цифры: 25% занимаются предпринимательством от безысходности, а 55% — чтобы изменить свою жизнь. Эта мотивация есть своеобразный вызов действительности, о которой рассказал профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Давид Баркан в радиопередаче «Авторский канал» от 15 июня 1993 г., приводя следующую цифру: 65% населения России живет за гранью физиологических норм потребностей. Для контраста: в 1897 г. в России зарегистрировано 363 201 нищих, что составило меньше 1% от всего населения. На них в том же году было израсходовано 27 млн. руб.!
Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.
Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.
Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. Кза - даткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.
Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.
Утверждение, что предпринимателем надо родиться, подтверждает следующий факт: по обследованиям, проводимым в США и других странах, в 50-72% случаев у основателей фирм по крайней мере один из родителей имеет свободную профессию. Эти цифры значительно превышают показатели по другим видам деятельности. В Гарвардскую школу бизнеса, например, принимают людей, обладающих предпринимательским типом личности по специальному тесту Мейерса-Бриггса. В результате 83% выпускников этой школы остаются предпринимателями не менее 5 лет, что существенно отличает их от тех, кто не имеет никакой специальной подготовки. Для контраста — такой пример: из 5500 человек, изъявивших желание обучаться, но не прошедших тест после окончания школы бизнеса, лишь 28% были способны организовать собственное дело.
Исследования по изучению предпринимательских способностей проводились в Гарвардском Медицинском центре Рут Ричарда и Ден- нио Кинней. Было обнаружено, что только 1% людей одарены «исключительной творческой потенцией», связанной с выдающимися достижениями в области предпринимательской деятельности. Всего 10% обладают «высокой творческой потенцией». Еще 60% обследуемых обладают «некоторой творческой потенцией», связанной с непостоянными и даже случайными проявлениями предпринимательских способностей (типа изобретения нового рецепта пиццы в своем кафе). И только 30% людей вообще не склонны заниматься предпринимательской деятельностью. Если привести данные по России, по опросам социологов в Санкт-Петербурге, предпринимательством хотели бы заниматься (о способностях речь не идет) до 12% населения, а в тверской глубинке — менее 1%.
Дж. Долан и Е. Лидсей определяют предпринимательство как способность к творчеству, подчеркивая, что создание максимально развивающих творческую активность ситуаций — ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искусстве. Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что предпринимательские способности — это особого рода человеческий талант. Способность понимается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.
По утверждению Шумпетера, первым основным качеством предпринимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Основательная подготовка, специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Второе основное качество — сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды — традиций, правовых и моральных норм и т. п. Наконец, третьим качеством является развитое воображение, помогающее задумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.
Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, — творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учиться играть на пианино, создавать компании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы невозможно переоценить.
В настоящее время ни в одной стране мира не существует профессии «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить.
Есть еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями.
Первое — способность доводить дело до конца, второе — умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.
Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р. С. Ронстад, они приводят 14 наименова - ний особых предпринимательских умений и знаний. Вот некоторые из них:
• ясное понимание предпринимательства;
• отделение фактов от мифов;
• умение давать взвешенные оценки;
• умение находить нестандартные решения;
• умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;
• умение вырабатывать новые коммерческие идеи;
• умение оценивать перспективность новых идей;
• знания, необходимые для создания нового дела;
• умение оценить внешнюю ситуацию;
• умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;
• умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;
• умение получить причитающееся.
По мнению авторов, большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпринимателей.
Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявлению предпринимательских способностей, и тогда может появиться уникальная возможность выявлять склонных к предпринимательству с раннего детства.
Итак, прояснено еще одно понимание предпринимательства как способности, а также необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, переходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности, под которым понимаются обстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.
Чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые и сочные плоды экономического благосостояния.
Одним из таких условий является национальная культура. Существуют страны (например, США), в которых предприниматель пользуется уважением; внутри этих стран могут существовать особенно благоприятные для предпринимателя регионы (в США — дорога номер 128 под Бостоном, Силиконовая долина в Калифорнии и СевероКаролинский треугольник). Но есть страны, специфика культур которых не подразумевает положительного отношения к предпринимательству как виду деятельности. К ним можно отнести Россию. Как до революции, так и в настоящее время предпринимательство здесь одобряется только самими предпринимателями. Об отношении к бизнесу в настоящее время можно судить по данным НИИКСИ, по которым из восьми родов деятельности бизнес стоит на пятом месте. После него еще ниже оцениваются занятия наукой, политикой и религией! Лишь у бизнесменов предпринимательство по шкале ценностей вышло на 1-е место.
Р. Рейг раскрыл секрет почетности предпринимательства в Америке. Он пишет, что не существует противоречий между предпринимательской и гражданской культурой. Они могут успешно синтезироваться. Там, где этот синтез есть, предпринимательская активность облагораживается. Если государственные воззрения на методы решения экономических проблем совместимы с предпринимательскими интересами, это обеспечивает качественный и количественный подъем предпринимательства. В результате бизнесмен в США — это национальный герой и пример для подражания.
Предпринимательство в США всячески поощряются; для его развития принимаются различного рода эффективные меры. Например, программы по отбору и поддержке талантливых детей. По свидетельству экономиста П. Дракера, «аллокационный эффект» образования имеет предпринимательский характер. Это означает, что по мере повышения образования у человека растет способность к принятию самостоятельных решений.
По данным газеты Нью-Йорк Таймс, в Америке среди 100 тысяч видов игрушек все больший удельный вес занимают формирующие предпринимательский навык у детей. Например, «ранец бизнесмена» содержит 76 видов бизнеса! Бизнес-игры существуют для разных возрастных категорий от 8 до 18 лет. В США существуют специальные образовательные «Программы развития бизнеса», на которые тратится $100 млн. в год. Они включают обучение и консультирование начинающих бизнесменов, поддержку пятисот институтов малого бизнеса, частные и государственные университеты, поощряют проведение семинаров и конференций по проблемам предпринимательства, публикуют информационные материалы по бизнесу.
Другой метод создания режима благоприятствования предпринимательству — использование средств массовой коммуникации, с помощью которых создается социальная атмосфера, формирующая благоприятное для бизнесменов общественное мнение.
Одним из мощных катализаторов предпринимательства на Западе является «перекачка талантов». Известно, что все национальные меньшинства в США пополняются за счет иммигрантов, которые, по мнению Ф. Броделя, обнаруживают повышенную склонность к предпринимательству и имеют более высокие доходы по сравнению с англосаксонским населением.
Выше были рассмотрены методы создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности. Однако имеются и другие примеры — создания не просто неблагоприятных, но направленных на полное уничтожение предпринимательства условий в советский период. Однако сейчас имеются все основания считать, что предпринимательскую деятельность не удалось истребить, несмотря на физическое уничтожение ее носителей и идеологические запреты.
Одним из механизмов сохранения данного вида деятельности, по мнению В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского, является его превращение в частный случай поисковой активности. Авторами предложена оригинальная гипотеза, подтверждающая неискоренимость людей с ярко выраженным адаптационным синдромом к внешним неблагоприятным воздействиям. Эти люди, если у них есть задатки к предпринимательству (имеются данные, что около 11% населения рождается с такими задатками), удовлетворяют потребность в проявлении своих способностей путем поиска постоянных изменений и риска в схожей по некоторым определенным параметрам с предпринимательством деятельности.
Во времена запрета на занятия любым видом предпринимательства такие люди находили себя в комсомольской работе, функционировании в органах КПСС, номенклатуре, «теневой экономике», мелкой спекуляции и т. д.
Существует и другой подход, с помощью которого можно объяснить неискоренимость предпринимательства. Речь идет о теории «массовой деятельности», создатели которой — Г. П. Щедровицкий, В. Я. Дубровский, В. А. Лефевр — утверждают, что сама по себе она не является атрибутом, присущим людям. Наоборот, именно люди оказываются включенными в нее либо в качестве материала, либо в качестве элементов наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организациями и т. д.
Деятельность рассматривается как полиструктурная система с многочисленными и весьма разнообразными функциональными и материальными компонентами и связями между ними. Люди являются лишь одним из компонентов, «захваченных» в эту систему, и это заставляет их вести себя определенным образом.
К массовым относятся виды деятельности, жизненно необходимые для существования любого общества: преподавание, градостроение, медицина, юриспруденция и многие другие, включая предпринимательство.
Следовательно, если предпринимательская деятельность является массовой системой, то поисковая активность — фактором ее выживания, особенно ярко проявляющимся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А. Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если она является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать, чтобы достичь желаемых, общественно-полезных результатов.
По мнению А. И. Агеева, неизбежным атрибутом всяких структурных сдвигов, создания новых и роста существующих производств является новаторство. Он дает такую интерпретацию предпринимательской деятельности: предпринимательство — новаторская экономическая деятельность, где новаторство состоит в комбинировании производственных факторов или, другими словами, в создании, изменении или развитии организационных структур с целью открытия или роста производства тех или иных товаров или услуг.
Новаторство часто идет «рука об руку» с творчеством и изобретательством. Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструировать принципиально новую идею, а затем с помощью особых способностей разрубить стереотипы общественного мышления и претворить эту идею в жизнь. С. И. Кретов определяет предпринимательство как способ мышления инициативного человека, быстро мобилизующего имеющиеся ресурсы на организацию производства в какой-либо сверхприбыльной сфере или отрасли.
Итак, отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.
Предпринимательство рассматривается как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности. Предпринимательство — это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, которые позволяют нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.