Электрогидравлический эффект и его применение в промышленности
Электрогидравлические транспортные устройства
Для сообщения судам и другим плавающим средствам реактивного движения при помощи электрогидравлического эффекта предложен принципиально новый электрогидравлический движитель [32, 33].. Под днищем судна помещают электрогидравли - ческую установку. За счет электрогидравлических ударов, создающих расширяющиеся и захлопывающиеся кавитационные полости, перемещаются значительные объемы жидкости, которые, будучи определенным образом направлены, вызывают движение судна. Установка имеет одну или несколько пар разрядников, помещенных в водопроточной трубе движителя. Для обеспечения движения судна внутри этой трубы установлены решетки, снабженные клапанами. Для упрощения конструкции движителя и использования сил, возникающих при захлопывании кавитационных полостей, разрядники электрогидравлической установки целесообразно помещать на плоском или вогнутом днище конусообразного обтекателя-отражателя, обращенного острием в сторону движения и придающего результирующим этих сил направление по ходу судна (рис. 4.40, а, б).
Положительный электрод разрядника пропущен сквозь стенку трубы или отражателя в изоляторе, и острие его помещено в обтекаемой стойке, прикрепленной к стенкам трубы. Отрицательный электрод соединен с корпусом трубы, острие его укреплено в плоской обтекаемой стойке. Искровой промежуток разрядника может быть расположен и перпендикулярно к направлению судна.
Рис. 4.40. Электрогидравлические движители для плавающих средств! А — с отражателем; б — с клапанами; 1 — водопроточная труба;..2 — кумулятивный отражатель; 3 — стойка; 4 — поло-' жнтельный электрод; 5 — отрицательный электрод; 6 — клапаны; 7 — отверстия | Клапанной решетки у |
В электрогидравлической установке движителя один из электродов может быть выполнен полым с тем, чтобы в момент захлопывания кавитационной полости в нее через полый электрод импульсно подавать газ или жидкость под давлением, близким к давлению на стенках полости. Этим предотвращается захлопывание кавитационной полости, следовательно, устраняется обратное движение жидкости в водопроточной трубе движителя и повышается КПД движителя.
Для перемещения различных транспортных средств с помощью электрогидравлического эффекта может быть использован способ уменьшения трения в трущихся парах или «вибросмазки» [57]. Сущность способа заключается в том, что одному из тел трущейся пары или слою жидкости или газа, находящемуся между трущимися поверхностями, сообщают импульсные колебания, перпендикулярные к направлению движения. Колебания могут быть сообщены любым импульсным источником с возможно более крутым фронтом и малой длительностью импульса, но прежде всего электрогидравлическим.
Рис. 4.41. Электрогидравлическое вибротранспортное устройство: / — трубопроводы; 2 — полость поршня; 3 — поршень; 4 — ребра жесткости; 5 — полость устройства; 6 — отверстия в днище; 7 — днище"; 8 — слой вибросмазки; 9 — площадка кожуха; 10— гофрированная эластичная мембрана; 11 —эластичный козырек |
При сообщении «верхнему» телу импульса колебаний, например, от электрогидравлического вибратора, оно поднимается над плоскостью «нижнего» тела и в зазоре между телами возникает вакуум. В зазор под небольшим давлением подается смазывающая среда (газ или жидкость). Опускаясь, «верхнее» тело уплотнит слой смазывающей среды, но уже не придет в непосредственное соприкосновение с «нижним» телом. Тем самым будет устранено взаимное трение между телами.
Таким образом, движение тел будет осуществляться без непосредственного трения их между собой, с незначительным трением их о жидкость или газ, но с затратой небольшой дополнительной энергии на вибрирование и подачу среды. В результате затраты энергии на взаимное перемещение тел значительно сократятся.
Предложенный способ «вибросмазки» может найти широкое применение в самых различных областях техники, прежде всего на транспорте, решая те же задачи, что и известные средства на воздушной подушке. Один из вариантов вибротранспортного устройства для передвижения по поверхности воды или земли приведен на рис-. 4.41. Несущий элемент устройства — днище — покрыт сеткой отверстий, наклонных к центру днища для сохранения слоя вибросмазки. Для этого же служат и эластичные козырьки, «бахромой» окружающие днище. Увеличению жесткости днища способствуют ребра жесткости, связывающие днище с одним из полых поршней электрогидравлического вибратора — источника импульсов. Жидкость или газ может подаваться самостоятельно или по трубопроводам в полость, образованную днищем, кожухом и боковой гофрированной эластичной мембраной. Транспортное устройство перемещается по поверхности воды или земли на слое вибросмазки. Двигатели, помещения, груз и пассажиры размещаются на'площадке кожуха устройства.