ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
ПУСК ТУРБИН С ПРОТИВОДАВЛЕНИЕМ И ТУРБИН С РЕГУЛИРУЕМЫМИ ОТБОРАМИ ПАРА
Пуск противодавленческой турбины менее сложен, чем пуск конденсационной турбины тех же параметров. Это объясняется отсутствием конденсационной установки, циркуляционной системы, подогревателей низкого давления (вакуумных) и ряда вспомогательных механизмов. Кроме того, и сама турбина по своей конструкции более проста, поскольку выполняется, за редким исключением, одноцилиндровой
С небольшим числом ступеней.
Сравнительно небольшие осевые размеры турбины упрощают прогрев корпуса, уменьшают величину относительного удлинения ротора при прогреве. Ротор турбины, как правило, жесткий, что исключает прохождение критических оборотов при развороте турбоагрегата.
Наряду с этим имеются моменты, осложняющие пуск турбоагрегата. Рассмотрим прежде всего пуск турбины на магистраль, находящуюся под давлением. Если в конденсационной машине при прогреве корпус турбины находится под разрежением и пар, поступающий для прогрева, может быть сдроссе - лирован до любого давления, то в турбине с противодавлением для обеспечения даже самого минимального пропуска пара через турбину необходимо иметь в корпусе турбоагрегата давление, превышающее давление на выходе из турбины. Быстрое повышение давления может привести к недопустимым скоростям прогрева, особенно в период конденсации пара, и возникновению значительных температурных напряжений.
Имеется возможность также прогревать турбину с выпуском пара в атмосферу. В этом случае давление пара в корпусе турбины будет несколько превышать атмосферное давление. Недостатком этого способа является безвозвратная потеря конденсата.
Современные турбины с противодавлением имеют валоповоротное устройство, и это позволяет производить прогрев турбины с выхлопа. Использование пара низкого давления в начале прогрева является технически более целесообразным и экономически более выгодным, чем применение для этой цели острого пара. Для осуществления пуска по этому способу прогревается выхлопной паропровод, включается валоповоротное устройство, открываются дренажи корпуса и пароперепускных труб, после чего обводным вентилем задвижек на паропроводе противодавления в корпус турбины подается пар с таким расчетом, чтобы в первое время избыточное давление в цилиндре не превышало 0,0981—0,196 МПа (1— 2 кгс/см2). В таком режиме турбина прогревается некоторое время, после чего давление в цилиндре плавно повышается до величины, на 0,196—0,294 МПа (2—3 кгс/см2) меньшей, чем давление в выхлопном паропроводе.
Режим подъема давления и характер выдержек по времени на различных этапах прогрева определяется инструкцией по пуску.
После прогрева турбины с выхлопа открытием пусковой задвижки или байпаса ГПЗ производится толчок ротора паром. При этом задвижки на выхлопе турбины должны быть открыты полностью. Дальнейший прогрев и синхронизация турбоагрегата никаких затруднений не вызывают.
Турбины с противодавлением, не имеющие валоповоротного устройства, прогреваться с выхлопа не могут, так как в данном случае не будет обеспечиваться вращение ротора. Такие турбины пускаются первоначально на выхлоп в атмосферу через принудительно открытый атмосферный клапан или специальный паропровод. После синхронизации и включения генератора в сеть турбину переключают с атмосферы на магистраль, потребляющую пар.
Некоторыми особенностями обладает пуск турбины при отсутствии пара в линии противодавления. Такие режимы бывают довольно редко, но исключить их полностью нельзя. При пуске турбины на пустую магистраль возникает опасность перегрузки последней ступени. Если при прогреве и наборе оборотов такая опасность исключается вследствие малого расхода пара, то после включения турбогенератора в сеть с этим моментом следует считаться. Современные турбины имеют специальную защиту последней ступени от перегрузки, действующую на отключение турбины. В турбинах, не имеющих такой защиты, необходимо следить по манометрам за перепадом на последнюю ступень, не допуская увеличения его выше расчетного значения. Именно этим и будет определяться расход пара через турбину. По мере увеличения давления в линии противодавления должна увеличиваться и нагрузка турбоагрегата.
Турбины с противодавлением имеют два импульсных органа, действующих на регулирующие клапаны: регулятор скорости и регулятор давления. Поскольку турбина работает по тепловому графику, регулятор скорости используется только для синхронизации и как предельный регулятор, защищающий турбину от чрезмерного превышения числа оборотов. Вследствие этого все пусковые операции производятся при выключенном регуляторе давления. Регулятор давления включается в работу только после включения турбины в сеть. Для того чтобы регулятор скорости не препятствовал работе турбины по тепловому графику, его синхронизатор устанавливается в положение, соответствующее полной нагрузке турбины.
Турбины с отбором пара пускаются как чисто конденсационные турбины с выключенными регуляторами давления. При этом регулирующие клапаны и поворотные диафрагмы, регулирующие расход пара в части среднего и низкого давления, открыты полностью.
При нагрузке, обеспечивающей вентиляционный пропуск пара в конденсатор, можно включать регулируемые отборы. Для этого вводят в работу регуляторы давления и устанавливают давление в отборах соответственно давлению в подключаемых магистралях. После проверки работы предохранительных и обратных клапанов на паропроводах отборов открываются задвижки, соединяющие турбину с магистралями отборного пара.
В дальнейшем электрическая нагрузка и давление в отборах регулируются автоматически регулятором скорости п регулятором давления.