Зарождение Российской цивилизации
Россия по праву является одной из ведущих цивилизаций мира. Уже в XIX в. она по территории уступала лишь Британской колониальной империи, а с крушением колониализма в середине XX в. стала крупнейшей по площади страной. И ныне, несмотря на распад СССР, она занимает одну восьмую с уши планеты. Огромное экономическое пространство заключает множество возможностей для развития национальной экономики. Однако на таком обширном экономическом поле, как показала практика хозяйственного строительства с 1917 г. по настоящее время, невозможно успешно проводить крупномасштабные социально-экономические эксперименты. Необходима научно обоснованная, стратегически направленная концепция развития с учетом специфики России, особенностей ее исторического и хозяйственного развития, менталитета народа, национальной идеи.
В начале 1990-х гг. численность населения страны уменьшилась вдвое, и сейчас она составляет около 150 млн человек[12].
Кроме территориальных и демографических факторов, огромные возможности экономического прогресса России определяются и внушительными запасами полезных ископаемых.
Особая роль России в мирохозяйственных связях издавна объяснялась ее географическим положением между Европой и Азией. Находившаяся с давних времен на периферии Европы и у ворот Азии, а затем расположившаяся на этих двух континентах, Россия не только развивала хозяйственные связи с двумя сторонами света, но и тратила колоссальные силы для защиты своих границ. Став на несколько веков связующим звеном между Востоком и Западом, Русь одновременно превратилась в форпост Европы, оберегая ее от пришельцев из Великой степи. Бесчисленные грабежи и разорения, причиняемые кочевниками, увод и полон тысяч и тысяч русичей тяжелым бременем ложились на страну, сдерживая ее хозяйственное развитие. Формально татаро-монгольское иго продолжалось до 1480 г., до знаменитого "стояния" московских и татаро-монгольских войск на реке Угре. В этом одна из важнейших особенностей хозяйственной жизни Древнерусского государства, Московской Руси и Русского централизованного государства.
Русичи ценой своих жизней спасли европейцев от орд Чингисхана и многочисленных Чингизидов. Было разрушено цветущее до того времени Древнерусское государство и два ее стольных града — Киев и Владимир-на-Клязьме. Сыны России во главе с молодым Петром I остановили победное шествие по Европе в начале XVIII в. талантливого полководца Карла XII. Через 100 лет такая участь постигла и выдающегося завоевателя Наполеона Бонапарта. "Прорубив" окно в Европу, мы, еще недавно бывшие "незваными гостями", защищали и Европу, и себя от европейских полководцев и их победоносных, до появления на российских просторах, армий. Трудно переоценить исторический вклад России в победу над "коричневой чумой" XX в. — фашистской Германией.
Итак, особенности хозяйственного развития России, ее историческая судьба определились во многом территорией и географическим положением, трудовыми и сырьевыми ресурсами.
Важным фактором является и менталитет народа, проявление исконных качеств национального характера: свободолюбия и патриотизма, добродушия, трудолюбия, иіиротьі взглядов, высокой духовности, чувства коллективизма и взаимопомощи, в том числе другим народам.
Еще П. Я. Чаадаев (XIX в.) в "Философических письмах" писал: "Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара".
Более полутора столетий в нашей стране не затухают споры между носителями славянской идеи и "западниками". Нам представляется, что истина находится посередине. Россия — самобытная цивилизация. И не нужно "двигать" ее к Востоку или Западу. В любом случае она всегда останется на своем месте, взяв на вооружение все лучшее в развитии восточных и западных стран и использовав накопленный многовековой социально-экономический опыт для движения вперед.
Дискуссия профессионалов о происхождении русского народа и русского государства ведется в нашей стране примерно 250 лет, со времени основания Российской Академии Наук (1725 г.) и Московского Университета (1755 г.). Сторонники широко известной гипотезы, с солидной историографией проблемы, ведут нашу родословную с тех времен, когда 2,5 тыс. лет назад впервые в источниках стран эпохи Древнего мира появляются сведения о предках славян — праславянах. Считается, что в середине I тыс. до н. э. этнос праславян отделился от балтов и со временем стал называться славянами[13].
Долгое время в литературе их подразделяли на вене дов (западных славян) и антов (восточных славян). В после дние годы все чаще пишут, что разделение славян на за падных и восточных является чисто условным, в источниках не находят сведений о племенных образованиях венедов. Но установленным считается факт проживания в VI в. н. э. в лесистой части Восточной Европы славян, которых называли антами (восточными). Антский союз племен в VI— VII вв. был значительным по ареалу расселения, но аморфным по структуре. По времени это был последний в мировой истории период "великого переселения" народов.
Перемещаясь в пространстве, Антский союз племен соприкасался с Булгарским союзом на Северном Кавказе, Хазарским и Тюркским каганатами. Но неизвестно, входили ли в это образование славянские племена, расселившиеся на территории будущей Руси. Нет четкого представления о векторе их передвижений вплоть до IX в.
В "Повести временных лет" (ПВЛ) перечисляются восточнославянские племена, осевшие в районе Днепра: поляне, древляне, дреговичи, полочане (Полотой назывался приток Двины), северяне (в районе Десны, Сейма, Сулы). Около озера Ильменское располагались славяне (словены) ильменские. Далее называются кривичи, жившие в верховьях Волги, Двины и Днепра и основавшие город Смоленск. Северяне тоже находились близко. В районе Буга проживали бужане, которые, по свидетельству ПВЛ, позднее стали называться волынянами (видимо, после закладки городка Волынь). Тут же указывается, что "уличи" и "тиверцы" сидели по Днестру и возле Дуная, греки их называли "Великая Скифь". Позднейшими исследователями не было подтверждено наличие племен тиверцев и уличей в ареале расселения восточных славян, поэтому, видимо, их не стоит включать в перечисление людских общностей, образовавших в IX—XI вв. древнерусскую народность. Безусловным является включение в их число: полян, северян, радимичей, вятичей, кривичей, древлян, дреговичей, волынян, словен ильменских. Известно, что "дреговичи" переводит - ся как "болотные люди", племя это явилось основой для формирования позднее белорусской народности. Бесспорно, что Киев — будущая столица Древнерусского государства —• возник в местах расселения племени полян, ставших затем основой для зарождения украинской народности. С учетом сведений ПВЛ и по мнению многих исследователей, особенно прошлых времен, сценарий исторического действия был таким: осели перечисленные племена на реке Днепр, где уже был город Киев, и призвали варягов (норманнов) управлять ими. Появились из Скандинавии представители племени "русь", подчинили местные союзы племен и создали государство. В общем, ничего унизительного для русичей в этом акте не было — норманны в те времена прошли "с мечом" по всей Европе, приглашение дружинников тоже практиковалось во многих местах с целью охраны территорий. Но настораживает такой факт: Норвегия и Швеция оформились как самостоятельные государства позже во времени, чем Древнерусское, и опыта становления государственности у пришельцев не было.
Более убедительной представляется вторая версия, которая рассматривается в многочисленных публикациях последних лет. Внимательнейшим образом изучаются места расселения славян на севере европейской части России, в районе Приладожья и частично Карелии. По мнению русских и скандинавских исследователей (археологов, лингвистов, специалистов по топонимике)[14], тс юго-востоку от Ладожского озера, в низовьях Волхова, бассейнах Ильменского и Чудского озер в VIII в. н. э. возникло протогосударство Северная Русь с центром в Старой Ладоге. Племена ильменских словен, псковских и смоленских кривичей, приладожс - кой чуди и мери перед этим объединились в Северный Союз племен или Северную конфедерацию племен (оба названия условны).
Таким образом, закладывалась основа для образования в будущем многонационального Русского государства. Если восточные славяне относились к индоевропейской языковой группе народов, то местные племена Приладожья, в районе Волхова, в верховьях Волги, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Из них позднее сформировались народности: марийцы, мордва, коми-пермяки, удмурты, карелы. Нет сведений о вхождении тюркских племенных образований в Древнерусское государство, но отдельные их представители там проживали. Сюда также переместились небольшие группы скандинавов-норманнов (предположительно племя "Русь") и варягов (купцов). Намерения их были скорее мирными, чем враждебными. Торговали, оседали на просторах Русского Севера, ассимилировались, затем в IX в. вместе с русичами двинулись в более теплые места — в Верхнее Поволжье, оттуда — к Киеву, где и произошло образование Древнерусского государства. Подобные передвижения подтверждаются учеными. Такова, кратко, схема появления протогосударства Северная Русь в VIII в. и Древнерусского государства в IX в. Норвежский археолог А. Сталъсберг на материалах VIII— IX вв. доказывает, что эти группы населения — славянские племена, ассимилировавшие финно-угорские племена, а также пришельцы из Скандинавии — находились в отношениях стабильности и порядка. Раскопки некоторых могильников в районе Старой Ладоги и Карелии свидетельствуют, что захоронения в отдельных местах проходили по обычаям скандинавских племен. А в топонимике названий различных местностей, рек и озер, в обиходной речи современных жителей явственно проступают черты славянской культуры.
До сих пор неразгаданным является происхождение термина "Русь". В скандинавских источниках пока не найдены о нем упоминания. Поэтому увязка этого термина с одноименным названием племени из недр Скандинавии условна. В исландских викингских сагах: "Сага о Хальвдане Эйстейнссоне" и "Сага об Эгиле Асмундарсоне" встречается ойконим Russia (Руссия), обозначающий, по-видимому, Северную Русь. В этих сагах Русь также называют Гардари - кой (Yardariki) — страной городов. Так позднее стали называть Киевскую Русь[15]. Средневековые исландские авторы считали Risaland страной великанов.
В Старой Ладоге и в целом в Приладожье археологи зафиксировали присутствие скандинавов с середины VIII до середины IX в. И это не только специфические для этих народов захоронения, одинаковые для этого времени с могильниками в Скандинавии. Найдены кузнечные инструменты, датируемые 760 гг., различные изделия из бронзы. Продвижения вглубь Приладожья проходило по рекам Вуоксы, Сясь, Оять, Свирь, Олонка, где скандинавы вступали в контакт с местным населением. Маршруты их передвижения свидетельствуют о цели скандинавов — освоить единственно тогда возможные дороги — водные. Морские суда норманнов (условно — будущих норвежцев), исландских викингов, а также варягов (гостей — купцов с берегов Варяжского моря) не были приспособлены для передвижения по порожистым рекам данного района. Местное население (ильменские словены, кривичи, чудь, весь и т. д.) содействовало перемещению товаров и имущества на суда с меньшей осадкой. Часть пришельцев оседала в этих местах, возможно, для обслуживания последующих караванов. Археологи, анализируя найденные во время раскопок предметы, подтверждают мирные, торговые намерения скандинавов, но, может быть, проявлялось и стремление колонизировать те места. Образование Северного Союза племен (союз союзов), которое мы условно называем про - тогосударством Северная Русь, предотвратило колонизацию в политическом смысле. Термин этот можно употреблять как синоним хозяйственного освоения северо-западных земель будущего Русского государства.
Таким образом, начальный процесс формирования древнерусской народности, становление государственности, хозяйственного и культурного развития Северной Руси проходили при определенном участии скандинавов, ассимилировавшихся в большинстве с местным населением или уехавших и обратно в родные места. Большинство исландских викингских саг было написано в XII—XIV вв., и в них встречались упоминания городов Древней Руси: Kaenugaror (Киев); Moramar (Муром); Pallterskjuborg (Полоцк); Rabostofa (Ростов); Sursdal (Суздаль); Smalizka (Смоленск). Это доказывает, что и через несколько столетий после первого появления скандинавов на берегах Ладоги скандинавы участвовали в торговле с Русью, в ее хозяйственной жизни. Границей между Европой и Азией тогда считался Дон — "Tanais". Понятие "Уральские горы" как подлинная граница между двумя великими континентами войдет в мировую науку с освоением русскими людьми района Урала лишь в XVI—XVIII вв.
Ученые свидетельствуют, что в середине IX в. значительная масса людей из района Старой Ладоги мигрировала в верховья Волги. Доказательством являются находки археологов в районе нынешнего Ярославля. Подтверждается версия об интересе торговых людей из Скандинавии к экономическому освоению не только Русского Севера, но всей Восточно-Европейской равнины. Исходя из современных данных, переселенцев из Приладожья не устроил Волжский торговый путь. Объяснить это можно следующим образом: Волга слишком далеко протекает от Варяжского (Балтийского) моря, чтобы ее широко можно было использовать в торговых целях; река в те времена находилась в ареале расселения народов Великой степи, которые отличались воинственностью; население Северной Руси было наслышано о богатствах города Киева на Днепре; привлекал мигрантов и теплый, мягкий климат Приднепровья; главное — мигрантов интересовал прямой выход из Днепра в Русское (Черное) море, который приводил в богатую Византию.
Часть населения осталась в верховьях Волги, это содействовало образованию в тех местах народностей финно - угорской языковой группы. Возможно, здесь тоже были созданы торговые фактории. Но основная масса проследовала в район Киева. В скором времени они ассимилировались с проживавшими там полянами, древлянами и др.
Таким образом, основой для создания Древнерусского государства явились восточнославянские племена. К середине IX в. они занимали огромную территорию от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге и от Дона, Оки и верхнего течения Волги на востоке до Днестра на западе.
Ближайшим и агрессивным соседом Киева и окрестных племен был Хазарский каганат. Есть сведения, что именно хазары ликвидировали еще в VIII в. княжение у полян во главе с легендарным Кием. В IX в. пришло время начинать все сначала. По свидетельству различных источников, в первой половине IX в. киевский князь принял титул кагана (царя). Но хазарский каганат стремился контролировать не только район Волги, но и укрепления в Киеве, и даже на севере — в Старой Ладоге. Образовавшиеся на базе восточнославянских племен княжества обратились к скандинавам с просьбой помочь им в борьбе с хазарами. В Киев пришли норманнские дружины.
Итак, в середине IX в. существовало два протогосу - дарства на базе в основном восточнославянских племен, условно назовем их Северная Русь и Южная (Киевская) Русь.
Столицей Северной Руси, или Северного Союза Союзов (племен), иногда называют Новгород. Полулегендарный Рюрик — основатель династии — правил в 860-х гг., по преданию, в Новгороде, умер в 879 г. (ПВЛ). Перед смертью поручил своего малолетнего сына Игоря родственнику Олегу.
Об этих и последующих князьях имеются сведения достаточно убедительные. Олег с Игорем предприняли поход на юг, по дороге побывав в земле кривичей, в Смоленске. По свидетельству ПВЛ, Олег в Киеве обманным путем избавился от правящих там Аскольда и Дира и стал с 882 года княжить, объявив Киев "матерью городов русских". Исходя их этих и более современных источников, можно заключить, что официально у конунгов (королей) скандинавских никто не просил князя для Руси. Рюрик, попав с дружиной в молодой город Новгород, и был провозглашен своими дружинниками князем. Далее события развивались по известному сценарию. Да и у каких конунгов русичи могли "запросить" себе князя, если в Швеции свейские (свей — шведы) и гётские (готские) земли были объединены в единое государство лишь в конце X — начале XI в. Тогда там началось и насаждение христианства. Известно из византийских хроник, что еще в 860-х гг. Кирилл и Мефодий с миссией славянских просветителей отправились из Византии в Крым, по всей видимости, побывали в Киеве, оставив на память русичам "кириллицу" — азбуку из 24 букв.
Объединение Северной и Южной Руси привело в начале 880-х гг. к образованию государства, условно называемого Древнерусским.
К середине IX в. проявилась объективная необходимость, сложились условия для создания Древнерусского государства: хозяйственная жизнь восточнославянских племен прогрессировала, используя достижения земледельческого неолита.
Для хозяйственного освоения просторов Русской (Восточно-Европейской) равнины нужны были сплоченные усилия больших людских масс в рамках единого государства со штатом администраторов. Население нуждалось в защите от внешних врагов путем создания объединенной дружины —> ополчения —> армии. В связи с недостаточным обеспечением населения продуктами и товарами в условиях 100%-го натурального хозяйства, необходимо было использовать Днепр, его притоки и расположенные выше системы озер в целях торговли с народами, проживавшими на северо-западе Европы, а через Русское (Черное) море — с Византией и странами Востока, для этого требовались усилия сплоченных групп людей. Назревала необходимость расширения культурного кругозора, стремление к грамотности, проявился интерес к монорелигии по примеру других стран. Нельзя было и дальше не замечать преимуществ цивилизации, наступавшей с Запада, со стороны молодых европейских государств, оформивших государственность еще в VI н. э., и с Востока, со стороны экономически и культурно высокоразвитой Византии и ряда других стран. И, наконец, формирование древнерусской народности могло произойти лишь в рамках единого государства.
Анализ многочисленных факторов приводит к мысли: с завершением в VIII в. последней волны Великого переселения народов восточные славяне "обречены" были на обретение государственности или должны были исчезнуть с политической карты Восточной Европы, растворившись в этносе более предприимчивых, способных к выживанию народов.
За время формирования Древнерусского государства наиболее целесообразно взять 879—882 гг. н. э., т. е. предполагаемое время смерти Рюрика в Новгороде и захвата Киева его родственником Олегом с сыном Рюрика Игорем и "со дружиною".
* * *
Русь как цивилизация окончательно оформилась через 100 лет — с принятием в 988 г. христианства из Византии и появлением в конце X—XI вв. первых сводов законов "Русской правды".
Таким образом, цивилизация Русь — Россия насчитывает более чем тысячелетнюю историю развития. Формирование ее завершилось в конце X — начале XI в. н. э. с переходом от языческих верований к православию и легитимному обоснованию власти Великого князя в "Русской правде".
Каким образом в рамках различных форм государственности (см. рис. 8.1) проходило на Руси становление аграрного, затем индустриального общества, как проявлялись при этом черты рыночной экономики, рассмотрим в последующих разделах.
Рис. 8.1. Цивилизация России: этнокультурная и политическая организация |