Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации (IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)
Человечество ведет свою родословную из глубины веков Древнего мира. Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути, итогом было формирование у народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. Такую форму правления обычно называют древневосточной деспотией ("деспотия" — от древне - греч. despoteia, что означает "неограниченная власть").
Начнем изучение фундамента мировой цивилизации, заложенного в эпоху Древнего мира, с характеристики первых основных ее очагов: Месопотамии (Двуречье или Междуречье); Египта, Индии и Китая.
Самым первым во времени (начало IV тыс. до н. э.) очагом цивилизации считается Месопотамия (Ближний Восток). Именно здесь еще в VIII—VI тыс. до н. э. возникает прото- государство Древний Шумер, плавно перерастающее (IV тыс. до н. э.) в государство. Считается, что шумеры первыми изобрели клинопись, на основе которой в определенной степени пошло развитие письменности. Археологи в XIX в. обнаружили и расшифровали 100 тыс. глиняных таблиц, на которых клинописью были отражены многие сведения об их хозяйственной жизни, быте и культуре. Это еще не своды законов, но их можно отнести к числу первейших регламентов хозяйственной и общественной жизни.
Месопотамию, Египет, Индию и Китай ученые относят к так называемым речным цивилизациям. Успех в земледелии в этих странах во многом зависел от гидрорежима великих рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Ян-Цзы. Во время разливов реки оставляли на полях массу ила, что позволяло снимать несколько урожаев в год. И главным условием производства сельскохозяйственных культур и самого существования людей было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов, чтобы вовремя обводнялась плодородная почва приречных низменностей.
Отсутствие механизации предопределило огромное значение коллективного труда людей, которые могли справиться с весьма трудоемким ирригационным строительством. Ирригационная экономика явила собой ранний пример командно-распределительной системы. Для поддержания в нормальном состоянии гидромелиоративной сети вдоль великих рек необходимо было в каждой стране иметь большой штат надсмотрщиков, учетчиков и управляющих, находящихся на государственной службе. Это определяло и роль государства в хозяйственных отношениях. Возвышалось значение государственной (царско-храмовой, или уже царской) формы собственности.
Бухгалтерский учет и использование в хозяйстве ста - тистико-экономической отчетности ведут свою родословную со времен Древнего Шумера. Там в рамках государственного хозяйства проводились обмеры обрабатываемых полей; был составлен впервые в истории Земельный кадастр, в котором содержался не только перечень полей, но указывалось качество обрабатываемых земель; оценивалась рабочая сила с указанием ее полной и неполной занятости; исчислялся в человеко-днях объем выполняемых работ; проводился ежегодный и ежемесячный учет материальных ценностей, хранящихся на государственных складах.
В Месопотамии люди занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом, используя разнообразные полезные ископаемые. Все в больших количествах появлялся избыток продуктов и ремесленных изделий, что создавало основу для торговли. На протяжении многих веков она носила меновой характер.
Благодаря развитию земледелия и скотоводства, ремесла и торговли закладывались основы для генезиса товарно - денежных отношений, без которых позднее не могли развиваться рыночные отношения.
В период Древнего Шумера (IV—III тыс. до н. э.) социальная дифференциация внутри общин привела к подразделению ее земель на две части. Продавалась и покупалась та ее часть, которая хотя и находилась в собственности территориальных общин, но была передана внутри них в индивидуальное владение большим семьям. Появилась частная собственность на землю. Другая часть составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: земля собственно храмовая; земля, которая раздавалась храмовому персоналу без права наследования за выполнение определенных обязанностей в храмовом хозяйстве; земля, сдаваемая в аренду с уплатой за это доли урожая, — зарождение арендных отношений, прообраза фермерских, т. е. рыночных отношений в сельском хозяйстве. Существовало в Древнем Шумере и царское землевладение.
Жреческая администрация, занимаясь во многом и хозяйственными делами, приобретала черты бюрократического аппарата и постепенно вместе с царской семьей образовала основной субъект системы "власть—собственность"[4]. Свободные общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту — налог. Они участвовали в общественных работах на строительстве храмов, дворцов, дорог, плотин, каналов и дамб, получая питание и орудия труда из храмовых амбаров и складов. Так на практике создавалась ирригационная система как основа земледелия, возникали коммуникации для общения и торговли, строились поселки городского типа, закладывались основы для будущей урбанизации.
С объединением в начале второй половины III тыс. до н. э. Шумера и Аккада появилось крупное централизованное государство.
Государственная система функционировала не только за счет ренты — налога с общинников и дани с покоренных соседних народов, но и разнообразных повинностей населения (строительство различных объектов).
Параллельно с усилением государственного сектора в экономике проходил процесс приватизации, т. е. образование частной собственности: за счет выделения из общины; участия в войнах и захвата земель; покупки и приобретения земли и иных видов недвижимости. Основными производителями оставались мелкие земледельцы, а рабств о носгиіо патриархальный характер, рабов использовали больше в домашнем хозяйстве. Иными словами, в Месопотамии рабство существовало в виде социально-экономического уклада.
К концу III тыс. до н. э. в Шумеро-Аккадском царстве наблюдается активизация товарно-денежных отношений, проводится унификация мер и весов. При расчете с арендаторами и в торговых операциях возникла необходимость в использовании определенной весовой меры серебра. В Древней Месопотамии в качестве всеобщего эквивалента стоимости вначале был скот, позднее, в лесистой местности Европы — шкурки ценных пород лесных зверьков, затем наступает эра использования слитков серебра или золота — государство со временем стало ставить клеймо на этих слитках, наконец, появляется весовая мера серебра (сикль), а в середине I тыс. до н. э. — деньги.
Сикль превратился в единицу денежного измерения. В рыночные отношения все больше втягивались ремесленники и члены крестьянских общин. Основным продолжает оставаться натуральное хозяйство, но признаки его товарности проявляются в усилении слоя ростовщиков, проводящих кредитные операции. Встречалась зависимость и в виде долгового рабства, что свидетельствовало о разорении общинников, усилении процессов социальной дифференциации внутри общин. Многие работники в царском хозяйстве трудились отныне за паек, без права на земельный надел.
Централизованная администрация Шумеро-Аккадского, а позднее Старовавилонского царств, стремясь не допустить разорения государства, объективно вынуждена была развивать право в виде различных законов и установлений, касавшихся цены наемного труда, размера ростовщического процента, условий содержания в хозяйстве раба. Главной целью правовых норм было поддержание социальной стабильности в обществе, что отныне и вплоть до Нового времени станет главной прерогативой деятельности правителей стран Восточной цивилизации.
В истории Древнего мира к самым интересным относится Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи.
С точки зарождения рыночной экономики, большой интерес представляет восьмой раздел законов, в котором содержатся "Правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях". Безусловно, интересен и раздел 2 (ст. 6—25)[5] "Правило охраны собственности царя, храмов, общин"; раздел 3 (ст. 26—41) "Об охране имуществ, полученных от царя за службу", раздел 4 (ст. 42—71) и раздел 5 (ст. 78—126) "Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних". Раздел 6 (ст. 127—195) можно считать посвященным полностью семейному праву, а 7-й раздел (ст. 196—214) — уголовному праву. Раздел 1 (ст. 1—5) заключал общие правила об отправлении правосудия.
Вавилония времен Хаммурапи предстает первым развитым государством в Западной Азии (территория современного Ирака). Клановые и родственные связи здесь заменялись административно-территориальными. Все занятые в системе администрации и управления назывались царскими людьми: воины, ремесленники, дворцовые слуги. Им противостояло остальное население в виде земледельцев - общинников. Администрация внедряла практику раздачи 30— 40% пашни из состава царско-храмовых земель в виде должностных наделов царским людям первой категории. Практика эта отдаленно напоминает зародившуюся много веков спустя систему феодализма в Европе с заметным отличием: к царским людям первой категории относились и специалисты из сферы управления и обслуживания. Эти люди должны были служить системе "власть — собственность". Одновременно они имели право дробить свои наделы и отдавать отдельными участками в аренду царским людям второй категории. К ним относились иноплеменники или потомки разорившихся общинников. Они выступали не только в роли арендаторов, но и получали наделы из царско-храмовых земель, строго без права их продажи.
Аренда земли, как правило, была краткосрочной, на один—два года. Арендаторы платили треть, иногда половину урожая за землю. Сад сдавался в аренду за 2/3 урожая. Распространенным был также наем помещения, домашних животных, судов. Данные примеры свидетельствуют: денег и денежной системы в Вавилонии еще не было, а товарно - денежные отношения активно развивались! Использовались в торговых операциях и сделки с недвижимостью, эквиваленты денег и сикль как первая весовая мера серебра.
О развитии товарно-денежных отношений, тенденциях зарождения рыночного хозяйства свидетельствуют и такие факты. Оплата труда ремесленников проходила по тарифам, и мастера несли особую ответственность за качество изделий. Торговые операции внутри страны и за ее пределами свидетельствовали о некотором росте товарного хозяйства, которое в целом оставалось натуральным. В Вавилонию ввозили строительный лес и камень, предметы роскоши, а вывозили продукты сельского хозяйства и некоторые ремесленные изделия.
Многочисленные статьи законов Хаммурапи подтверждают наличие частной собственности в Вавилонии II тыс.
До н. э., но это понятие не отделялось от определения личной собственности, т. е. собственность на недвижимость — суда, дома и др. отождествлялась с собственностью на предметы быта, одежду и проч. А собственность на землю как главное средство производства оставалась в руках повелителя страны и представителей властных структур. Историческое значение законов Хаммурапи заключается в признании института частной собственности в Месопотамии II тыс. до н. э.
Безусловным является и тот факт, что Хаммурапи и его администрация стремились ограничить собственников в их деяниях. Так поступали и правители Древнего Шумера, Ассирии, а также Египта, Индии и Китая. Централизованная администрация ограничивала частное предпринимательство, не давала ему развиваться и изменить социальную структуру общества. Запрещалось продажа наделов земли, пожалованных царем. С этих позиций строго рассматривались условия аренды и залога имущества. Ограничивались проявления кредита и ростовщичества. Долговой процент не должен был превышать 20—30%. Анализ Законов царя Хаммурапи и их оценка специалистами позволяют заключить: деспотии Месопотамии допускали существование на вторых ролях в стране частнособственнических отношений, но жестко ограничивали их.
Такая политика была направлена на закрепление роли государства в экономике, формирование традиционных устоев восточного общества и его социальной стабильности.
Законы Хаммурапи позволяют понять и социальную структуру Вавилонии. Основные социальные группы населения составляли: авилумы — полноправные вавилоняне; мушкенумы — ограниченные в правах жители; рабы — с правом на семью и хозяйство. Предоставление рабам права на ведение хозяйства в рамках семьи свидетельствует о том, что Вавилония в своей основе не была государством классического рабовладения. Основными производителями материальных благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники и ремесленники.
Как государство Вавилония прекратила существовать в 539 г. до н. э. с завоеванием Междуречья персами.
Шумеры и вавилоняне первыми шли по пути становления государственности и зарождения рыночных отношений. Их вариант государственности, форм хозяйства и форм собственности стал с вариациями эталоном для других стран и народов Востока. Их общекультурным вкладом в мировую цивилизацию можно считать: иероглифическое письмо (клинопись); календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; первые географические карты; культура архивного дела; развитие мифологии и искусства.
Экономические основы государств Месопотамии были заложены на базе достижений аграрной неолитической революции. Социально-политические и социокультурные особенности были тесно связаны с появлением письменности и государственности как обязательными атрибутами любой цивилизации. Зарождающаяся государственность легитимировалась с помощью Сводов законов, в которых закреплялись среди прочего и разные формы собственности. Но историческое время для складывания рыночной экономики еще не наступило. Несмотря на активизацию товарно-денежных отношений хозяйство оставалось натуральным, техника была развита слабо, источником энергии служила мускульная сила человека и животных.