Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке[6]
Эволюция Восточной цивилизации сильно отличается от Западной. Остается спорным вопрос: был ли феодализм в классическом виде в Индии, Китае, на Арабском Востоке, т. е. в районах, где раньше других зародились древнейшие очаги цивилизации на Земле.
В эпоху Средневековья повсюду на Земле царила политическая раздробленность. Это явление было характерно и для Востока.
Сложнее обстояло дело с наличием феодальных производственных отношений на Востоке. Повсеместно (кроме Японии) роль господствующей структуры играло всесильное государство, и понятие "феодализм" применительно к периоду Средних веков можно использовать лишь условно.
На Востоке государство выполняло функции господствующего класса в лице причастного к власти сословия во главе с самим правителем и жило за счет ренты — налога с земледельцев, в том числе крестьян. В общеевропейском понимании феодалов как отдельного от государства сословия здесь не было, как не было феодального землевладения, феодальной частной собственности, закрепощения крестьянства.
Традиционный Восток не знал перехода от одного способа производства к другому. Вообще Восточная цивилизация не развивалась как линейно-прогрессивная, где более или менее плавно сменяли друг друга способы производства и системы хозяйственных отношений, а прогрессировала циклично. Главной структурной ломкой на Востоке на грани между Средними веками и Новым временем был переход к колониальным (полуколониальным) отношениям, т. е. эпоха Древнего мира и Средневековья сосуществовали там в рамках одной традиционной структуры. Таким образом, начавшись в V в., как и повсюду на Земле с некоторыми вариациями для отдельных стран, период Средневековья затянулся здесь до XVIII — начала XIX в., т. е. до окончательного оформления колониальной системы.
Но на Востоке в этот огромный промежуток времени развивалась хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Вся ближневосточная зона и ряд государств Азии оказались под влиянием ислама, который с VII— VIII вв. н. э. был не только новой религией, но и новой моделью государственности в рамках Арабского халифата. Главной задачей в этих государствах считалось воспитание простых людей в покорности высшей силе.
Феноменом Среднего Востока и причиной его сравнительного экономического благополучия были транзитная торговля и мореплавание. Торговые связи по Великому шелковому пути соединяли Европу с Индией и Китаем. Это способствовало обмену открытиями в науке и технике. Торговля, сухопутные и морские пути были "кровеносными артериями" для всего Востока, с их помощью развивались рыночные и частнособственнические связи. Строились новые города и порты. Даже ислам распространялся во многом с помощью транзитной торговли.
Очень важной проблемой в рамках Восточной цивилизации оставался вопрос о собственности. Рассмотрим эту проблему более подробно на материалах экономической истории в Средние века стран Ближнего Востока, Индии, Китая, а также Японии.
Еще в I в. до н. э. большая часть территории Ближнего Востока превратилась в провинции Рима с последующей романизацией и христианизацией населения. К VII в. н. э. Египет, Сирия, Малая Азия были восточной периферией Византии — или Восточной Римской империей. С наступлением ислама они в VII—VIII вв. были включены в состав Арабского халифата. А Месопотамия еще во I в. до н. э. вошла в состав Парфии.
Города — полисы Месопотамии, созданные по образцу античных полисов, во многом отличались более развитыми товарно-денежными отношениями. Во II в. н. э. на смену парфянам пришли персы Сасаниды. Население было поделено на четыре основные группы: жрецов, воинов, чиновников (все они не платили налогов) и податной народ — крестьян, горожан. Наблюдалось и расслоение сельской общины. Христианству противостоял зороастризм.
Аравия была страной кочевых племен бедуинов, использующих верблюдов для кочевий и торговли. На базе племенных объединений создаются протогосударства.
Последователи Муххамада сплотились после его смерти в 630 г. Власть халифов Омейядов (с 661 г.) усилилась за счет исламизации и арабизации завоеванного населения. Медленно шли эти процессы в Египте, Ливии, Магрибе (Северной Африке) в среде христианизированного ранее населения. Но в течение ряда веков на базе арабского языка и письменности халифы добились и здесь значительного успеха. Труднее им пришлось в Ливане и Палестине. Упорное противостояние арабизации наблюдалось в самом Иране, где Сасаниды лишились власти; они не смогли видоизменить язык и национальную культуру Закавказья и Средней Азии. Наблюдалась слишком большая разница — языковая, в традициях культуры и государственности. Постепенно арабский язык повсеместно стал государственным.
Халифат довольно эффективно управлял огромной страной, чему способствовали хорошо налаженная почтовая связь, реорганизованная армия. Проводилось хозяйственное строительство: дорог, караван-сараев, оросительной системы, это способствовало подъему экономики. Империя была поделена на пять наместничеств.
Верховым собственником всех земель считался Аллах, государство как бы от его имени распоряжалось ими. Фактически землями ведали наместники — эмиры. Наиболее распространенным было общинное землевладение на землях государства, общинники в казну платили ренту — налог (хараджа или ушр). Следующей категорией были частные отчуждаемые земли (мулыс) — небольшие владения. Земли савафи — владения членов правящего дома и вак - фы — религиозных учреждений не облагались налогами и не отчуждались. Служивые, в том числе чиновники и военные, получали землю из фонда государственно-общинных казенных земель в форме икта (условное владение с правом взимания в свою пользу ренты-налога).
Крестьяне обрабатывали все эти земли и выплачивали государству или его представителям ренту — налог. В казну шли пошлины с горожан, 1/5 часть от военной добычи, налоги от арендаторов мульковых земель.
Как и в других странах Востока, династический цикл чаще прерывался из-за народных восстаний, в середине VIII в. на гребне одного из них к власти пришли Аббасиды. От прежнего халифата сохранился лишь Кордовский эмират в Испании.
В Арабском халифате — слабом как государственная организация, росли сепаратизм эмиров и народные волнения. К концу IX в. халифат распался на ряд государств (эмираты и султанаты). Повсюду сохранялось традиционное с эпохи древности абсолютное господство государства в сфере аграрных отношений, взимание в казну ренты-налога. Централизованный государственный контроль действовал и в городах.
За Египет и Сирию боролись в разные годы халифаты Аббасидов и Фатимидов. Столицей последних становится в X в. Каир (Аль-Кахир — "победный город"). С середины XIII в. в течение 250 лет Египет был под властью мамлюков, которые сумели противостоять монгольским завоевателям. И в начале XVI в. эта страна древнейшей культуры стала частью Турецкой Османской империи. Высшей ценностью Сирии стали включенные в ее состав Палестина с Иерусалимом, куда в XI—XIII вв. направляются крестоносцы.
К XVI в. Османский эмират превратился в огромную Турецкую империю, включавшую земли Арабского халифата в виде Аравии, Ирана, Магриба, части Закавказья, а также Балканы и Крым. Турки не только угрожали России, но и штурмовали Вену в центре Европы.
Империя отличалась динамичной социальной организацией, корнями уходившей к родоплеменным связям кочевников. Оседая на земле, воины-коченики превращались в условно наследственных владельцев земли (тимаров) с выплатой ренты-налога. Более крупными пожалованиями были займы. Тимариоты и займы составляли основу военной силы Турции. И военно-ленная система условно-наследственного землевладения стала прочной основой Турецкой империи. Тем более, что рост доходов казны напрямую зависел от войн с их захватом новых земель и военной добычи. На этой основе процветали торговля и города империи.
Итак, согласно традиционной схеме структуры Востока все земли Турецкой империи считались государственными, а от имени султана ими распоряжался аппарат власти. Кроме наследственного условного земельного владения было и ненаследственное. Небольшая часть земельного фонда страны находилась в частном владении (мульки). Эти люди тоже платили налоги в казну.
Налоги в стране делились на обязательные и дополнительные, они собирались жесткими методами. В городах действовала цеховая система. В отличие от западноевропейских цехов здесь правилом была мелочная опека государства над ремесленниками. Турецкий город к тому же структурно имел одинаковые права с сельскими районами, что затрудняло развитие в них товарно-денежных отношений. Золотым веком для империи становится правление Сулей - мана Великолепного (1520—1566 гг.). Затем Турция втянулась в затяжной кризис. Прекратился прирост пашни, дробились тимары, появились безземельные крестьяне. Из-за "революции цен", наступившей в ходе Великих географических открытий, уже в XVII в. сократились поступления в казну. Упадок военной мощи некогда могущественной империи отчетливо проявился в XVIII в. И в первой трети XIX в. Османская империя значительно сократилась в размерах. Большинство включенных ранее в ее состав стран стали развиваться самостоятельно или в рамках Британской и Французской колониальных империй.
Своеобразным было экономическое развитие Индии в период Средневековья. К V в. н. э. заметно изменилась индийская община, представлявшая ранее объединение больших семей. В законодательных актах к этому времени появились статьи, разрешающие частную земельную собственность для тех, кто обрабатывал земельный участок не менее 20 лет. Малоимущим семьям разрешалось продавать свои наделы, они стали превращаться в арендаторов - издольщиков.
Многие государственные чиновники начали получать от царя за службу пожалования в виде податных территорий, а с появлением права наследования — должностей, к их наследникам переходили права на эту территорию. Подати (налог) постепенно превратились в натуральные оброки. Это отнюдь не напоминало процесс феодализации. Царский служащий получал "подарки" в виде податных территорий (даннические отношения), а не землю в собственность с крепостными крестьянами, как это было в Западной и Восточной Европе.
Государство продолжало играть важную роль в экономике Индии. По-прежнему к сфере государственных интересов относятся преимущественно аграрные отношения. Рабовладельческий уклад, как и прежде, занимал незначительное место в структуре хозяйства.
Сохраняется сословно-варновое деление индийского общества, но четыре традиционные варны дробятся на социальные группы представителей одной профессии (джати). Кастовые перегородки, как и раньше, сдерживали развитие производства, особенного ремесленного.
Деревенская община в Индии тоже была преградой на пути феодализации в классическом понимании этого слова. С общины взималась натуральная рента, она продолжала выполнять значительные объемы работ в интересах государства по возведению ирригационных сооружений, прокладке дорог, расчистке джунглей и пр. Ирригация, как и в эпоху Древнего мира в Египте и Месопотамии, выходила за рамки отдельных поселений, это были объекты государственного значения. Факт этот тоже сдерживал формирование феодальных поместий. Благодаря теплому климату и ирригационным сооружениям выше были урожаи в общинах, господам невыгодно было пожалованную землю делить на барскую и крестьянскую.
Земля обрабатывалась плугом с железным наконечником, причем ее перепахивали 2—3 раза. Выращивали рис, ячмень, пшеницу, бобы, горох, сахарный тростник, хлопок, овощи. Развивались скотоводство, ремесленное производство: металлургия и металлообработка, ткачество и вышивание, ювелирное искусство, каменное монументальное зодчество.
К XII в. община постепенно превращалась во все более замкнутую составную часть натурального хозяйства. Государство активно вмешивалось в аграрные отношения. Оно не разрешало свободного отчуждения земли как на севере, так и на юге страны, т. е. и в начале второго этапа Средневековья в Индии широко не появилось частной собственности на землю, не сложилось барщинное хозяйство.
Индийская община была самой сильной в экономическом отношении на Востоке. Отдельные деревни входили в состав более крупной общины — округа, а несколько округов объединялись в область. Деревни, сплоченные одной оросительной сетью, составляли "систему сельских общин". Основывали общину коллективы землевладельцев, но допускались независимые крестьянские хозяйства.
Своеобразным было положение ремесленников в этой стране. Ремесленники в кастовом отношении были ниже земледельцев, поэтому они обслуживали общину, получая за работу долю урожая. Так продолжалось и в XIII—XVI вв. Крестьяне, собирая в год по два урожая, могли позволить содержание все большего числа ремесленников. Деревенское ремесло усиливало автаркию (самообеспечение) общины и затрудняло развитие феодализма в Индии.
Мусульманское (из Афганистана) завоевание Индии в XIII в. привело к росту государственной земельной собственности, централизованного аппарата власти. Государственная земля называлась хасе (халисе), с нее чиновники султана собирали поземельные налоги в пользу казны. Индийские феодалы (заминдары) помогали собирать налоги. Они имели наследственные права на владения, даже могли отчуждать их, но государство могло в любой момент отнять их и передать другому. Таким образом, по-прежнему нельзя эти отношения определять как феодальные. Большую роль в сборе поземельного налога продолжала играть община.
Другой основной частью государственных земель была так называемая икта — ее раздавали в условное держание мусульманской прослойке высшего общества Индии. За это иктадары несли военную службу. Большую часть оброков со своих земель они передавали государству. Но в XV в. ослабляется государственный контроль над икта, и они превращаются в полноправных земельных собственников. В то же время основные земельные владения по-прежнему получало духовенство.
В 1526 г. в Северной Индии была создана Монгольская империя, значительные перемены для страны наступили в середине XIX в. с вхождением Индии в состав Британской колониальной империи.
Север Китая в IV в. н. э. подвергся нашествиям кочевников — гуннов, цянов и др., в результате чего происходит, с одной стороны, варваризация страны, а с другой — китаизация пришельцев.
Надельная система возрождается к концу V в. Семьи получали теперь не только пахотные земли, но и садово - огородные. Чиновники имели служебные наделы, налог платили владельцу угодий, а не в казну. Молено предположить, исходя из косвенных источников, что существовала также казенная земля во владении царского дома и частная — сильных домов.
Экономически сильнее был Юг страны. Там росла сеть городов, активизировались товарно-денежные отношения. Сюда бежали люди с Севера, спасаясь от кочевников.
Возрождение Китайской конфуцианской империи произошло в VI в., расцвет ее продолжался до XIII в. Объединение государства привело к унификации мер и весов, стандартизации монетного дела, упорядочению налогов. Государство ограничивало экономическую мощь сильных домов. Кроме налогов с земельного надела взималась промысловая подать (шелк, пряжа шли в казну). Производился тщательный учет населения, для мужчин устанавливалась ежегодная трудовая повинность до 20 дней. Нет четких данных об условиях работы крестьян на землях знати и чиновников, но можно предположить, что по-прежнему отсутствовала крепостная зависимость.
Событием стала прокладка Великого канала между Ян - зцы и Хуанхэ, над возведением его трудилось около 80 тыс. человек. Реконструируется и Великая Китайская стена, ставшая символом страны. Активность внешней политики проявилась в войнах с Тюркским каганатом, Вьетнамом и Кореей.
Правление династии Тан (VII—X вв.) ознаменовалось экономическим подъемом. Вновь подтверждается статус надельной системы, временные наделы распределяются от имени государства. Расцвели ремесло и торговля, но луч шие мастера трудились в казенной сфере, в порядке тру довой повинности. Цехо-гилъдии, как и на Ближнем Восто ке, в Китае контролировались армией чиновников. В горо дах растет прослойка интеллигенции. Но города Китая по прежнему не имели прав и привилегий, сохраняли значе ние податных и административных единиц, хотя и являлись центрами провинций, областей или уездов. Вся империя делилась на 10 провинций. К главным государственным структурам относилось ведомство налогов. Оно занималось учетом податных людей, распределением наделов, сбором налогов и земельным кадастром. Ведомство общественных работ (непременный атрибут Восточных империй) организовывало трудовые повинности, ирригационное строительство и пр. Торговля активно проходила по Великому шел - ковму пути.
Весь VIII век характеризуется внутриполитическими раздорами, и по законам династического цикла в этой стране ухудшалось положение в аграрном секторе. Но надельные земли так и не превратились в частные владения. Государство с целью поддержания социальной стабильности помогало низшим категориям землевладельцев.
Новая династия Сун правила с X по XIII в. Страна тогда испытывала внешние трудности из-за новой волны набегов кочевников на Север. Хозяйственная деятельность внутри страны развивалась бурно: ремесленники стали производить знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и тонкого шелка, слоновой кости. Со временем предметы из этих материалов преобрели широкую известность.
Огромное значение имело изобретение пороха (VIII в.), который в Европе появился лишь через несколько веков. Китайцам были известны компас и книгопечатание. На полях культивировался хлопок из Индии.
Государство в XI в. вновь на волне народного возмущения ограничило интересы частных собственников и укрепило свои позиции в экономике.
Суньская империя пала в XIII в. под ударами монголов. Затем на протяжении шести веков наблюдался закат Китайской империи с краткими периодами стабилизации.
В XIV—XVII вв. устанавливается правление династии Мин. Вновь усиливается центральная власть в стране, создаются всекитайские налогово-земельные реестры, это помогло усилить контроль центральной администрации.
Начало Великих географических открытий экспедициями Колумба, Васко да Гамы и др. было ознаменовано экспедициями из Китая в страны юго-восточной Азии, Индию и берегам Африки. Но вояжи десятков кораблей не принесли экономической выгоды для казны Китая.
Примером принципиального различия двух систем — Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций — являются результаты внешнеторговых связей Китая, в том числе по Великому шелковому пути. Они носили откровенно неэквивалентный характер. Дело в том, что, по давней традиции, торговля имела даннический характер, предметы обмена считались как бы дарами иноземных варваров императору. Ответные "дары" должны были по ценности превышать принесенные извне. Это помогало сохранить иллюзию всемирного поклонения императору Поднебесной империи. Ухудшение экономического состояния Китая в конце XV в. было связано с тем, что наступила вторая половина династического цикла, дело шло к закату империи Мин. И опять, по известному сценарию, осложнилось положение в деревне, но если раньше заколдованный круг разрывался с помощью реформ, то сейчас этого не произошло. Мощное крестьянское восстание в конце первой трети XVII в. привело к установлению господства династии Цин.
Правление императорского дома Мин не прошло бесследно для материальной культуры страны. В соответствии с веяниями времени в XVI—XVII вв. в Китае появляются первые европейцы из Португалии и Голландии. Миссионеры-католики познакомили страну с часами, астрономическими приборами, огнестрельным оружием. В 1618 г. прибыла из России миссия Ивана Петлина. Нововведения, расширение контактов с внешним миром не помешали маньчжурам в середине XVII в. захватить власть в стране, ассимилироваться, стать конфуцианцами.
С разрешением аграрного кризиса страна на два века обеспечила экономический рост. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел даже демографический взрыв: население страны вместо привычных 60 млн человек выросло до 300 млн. Это привело к аграрному перенаселению. Пришлось перейти к интенсивным методам хозяйствования, стали выращивать культуры, пользующиеся спросом на рынке.
Маньчжурские правители в своей экономической политике исходили из классического постулата китайцев: "земледелие — ствол, основа; торговля, ремесла и иные занятия — ветви, второстепенное". В этой стране всегда землевладельцы-налогоплательщики рассматривались независимо от имущественно-социальных различий. Особенность правления маньчжуров заключалась в том, что они ослабили контроль за поступлением налогов в казну, что вело к обогащению местной знати. Своеобразно складывались и отношения с внутренним миром. Колонизация почти не затронула Китай, в середине XVIII в. была свернута торговля с европейцами. Китайцы отказывались от иностранных товаров. Англичане нашли выход, поставляя сюда оружие.
До этого, еще в XVII—XVIII вв. Китаем были завоеваны Внутренняя Монголия и Тибет, вассалом стала Корея, проводились походы в Непал, Бирму, Вьетнам. Конфликт с Россией вышел из-за Приамурья, которое русские оставили по Нерчинскому договору 1689 г.
Увеличив почти вдвое к XIX в. территорию, Китай внешне выглядел мощным государством. Но изнутри его подтачивало отсутствие развитой, по стандартам Европы, частной собственности. Некому было серьезно противостоять контрабандной торговле опиумом. Англия в 1839—1840 гг. высадила войска и захватила Пекин. По Нан - кцнскому договору 1842 г. Китай выплатил огромную контрибуцию, для внешней торговли было открыто пять портов, английские товары облагались лишь тарифом в 5%. Другие развитые страны получили похожие льготы. По - настоящему полуколонией страна не стала, но Цинская династия приближалась к закату.
В Японии на первом этапе Средневековья социально - экономические ПрОЦеССЫ ПОШЛИ ПО Своему ПуТИ, ОТЛИЧНОт му от Китая, Кореи и большинства других иеевропейских стран. Это было связано с огромной ролью родоплеменной феодализирующейся знати. Более откровенно в экономике Японии проявилась тенденция к приватизации, усилению роли частного владения при слабости централизованной власти. Император более царствовал, чем управлял. О феодализации японского общества свидетельствует тот факт, что вместо элиты чиновников, администраторов, окружавших правящий дом в соседних восточных государствах, наследственную власть поддерживали знатные дома. В X—XI вв. государственные земельные наделы превратились в наследственные владения крестьянских семей, а совокупность нескольких деревень составляла владения знатного дома, но часть доходов эти владельцы высылали в центр.
Вторым отличием от классической китайско-бюрократической администрации было присвоение в Японии в X в. власти на местах частновладельческими домами знати.
Третьей, откровенно феодальной, тенденцией было прикрепление к земле крестьян. А чтобы подавить недовольных, создавали дружины из воинов-профессионалов, которые превратились со временем в дворян-самураев.
И уже с XII в. проявилось четвертое отличие японской модели — власть имущие и вся система администрации в стране опирались не на обычную для восточных обществ чиновную бюрократию и воинскую прослойку, а на тех, кто состоял на службе у знатных домов.
Своеобразием средневековой Японии было также отсутствие в середине периода Средневековья раздробленности и децентрализации. Подавляющей формой земельного владения с XII в. становится мелкое, самурайское при сохранении крупных владений знатных домов.
С XIII в. начинается расцвет японских городов, ремесла и торговли. Города развивались как центры крупных аристократических домов, вокруг буддийских монастырей и как морские порты. В XVI в. насчитывалось уже 269 городов с корпорациями ремесленников и торговцев, росли товарно - денежные отношения.
Феодальные междоусобицы настигли страну в XV в. И на рубеже XVI в. Япония распалась на несколько частей. Но уже в конце XVI в. вновь произошло объединение, которое сопровождалось усилением централизованной власти и проведением земельной реформы. Относительное процветание экономики Японии продолжалось до XVIII в., затем проявились кризисные явления и пришли в упадок большинство именитых домов землевладельцев, стал разлагаться корпус самураев. Разоряющиеся крестьяне пошли в города, частично стали ремесленниками. В целом в начале XVIII в. в Японии насчитывалось более 130 самостоятельных видов ремесла. Распространение домашней крестьянской промышленности стало основой для появления "раздаточной" системы капиталистического типа. Но еще больше в то время были распространены казенные и княжеские мануфактуры феодализированного типа. Государство создало сеть горнорудных, сахарных, металлообрабатывающих, фаянсовых мануфактур. Феодализм не сдавал позиции, что сдерживало развитие частнокапиталистических мануфактур, определяло отставание страны от европейских государств.
С эпохой Средневековья заканчивался период развития аграрного общества в Европе, основой которого были феодальные отношения.