Торговля
Появлению в XIV—XV вв. первых мануфактур капиталистического типа должно было содействовать формирование торгового капитала и проникновение его в производство. Такой капитал мог накопиться лишь в процессе развития товарно-денежных отношений. И главную роль при этом сыграли:
♦ развитие торговли;
♦ оформление купечества в сословие со специфическими организациями в виде гильдий, торговых союзов и т. д.;
♦ концентрация в руках отдельных купеческих семей или даже купеческих компаний торгового капитала;
♦ появление ростков рыночной инфраструктуры в виде банков, бирж, ярмарок, которые содействовали обороту различных продуктов и изделий;
♦ развитие денежно-кредитной системы, генетически заложенной в недрах хозяйственной жизни стран со времен еще Древнего мира.
С образованием городов на раннем этапе Средних веков торговля стала важнейшим видом городской деятельности. Город и его жители явились крупнейшими заказчиками для ремесленников и торговцев. Из-за натурального хозяйства в период складывания и достижения зрелости феодальной системы основная часть продуктов, необходимых крестьянам и феодалам, производилась в вотчинах (поместьях, сеньориях), поэтому внутренняя торговля продолжала играть небольшую роль. Проявлению межрегиональной торговли препятствовала слабая специализация хозяйства по отдельным регионам и плохие дороги, разбои на них, а также отсутствие цивилизованного таможенного права.
Положение улучшилось к концу XIII в., когда с победой коммунальных революций города повсеместно в Западной Европе стали развиваться самостоятельно. С коммутацией ренты торговый обмен в XIV в. стал объективно необходимым, крестьяне нуждались в деньгах для уплаты денежного оброка в пользу феодалов. Возросла специализация не только в производстве сельхозпродуктов, но и ремесленных изделий.
В городах постепенно формируется и товарообмен в виде регулярных торжищ на особых площадях, а периодически и в виде сезонных ярмарок. Ярмарки уже с XI— XII вв. имели и правовую защиту в законодательных актах различных стран, в хартиях городов.
Торговые сделки проводились также в лавках и ремесленных мастерских, в портах и на речных причалах. Кроме того, как в городской, так и в сельской местностях бродили разносчики различных товаров. Одновременно в процессе торговли решались вопросы чеканки монет и установления городскими и региональынми властями пошлин на различные товары.
Однако пока не завершился процесс складывания национальных государств и укрепления их границ, товарные связи развивались локально, больше по регионам. Предметами спроса и предложения внутри небольших регионов были товары повседневного обихода: продукты питания, оруди? труда, одежда и т. д. Более дорогие товары редкого спрос; являлись предметом дальней, в том числе внешней торговли. Так намечалось размежевание между внутренней и внеш ней торговлей.
Три зоны были характерны в те века для межстрано вой торговли. Южная торговая зона связывала районы бас сейнов Средиземного и Черного морей, Крым, Кавказ к Малую Азию. В нее были втянуты Испания и Франция, Италия, Византия. С Востока везли предметы роскоши, пряности, красители, лекарства, драгоценную древесину, вино и фрукты. На Восток вывозили: металлы, сукна, металлоизделия в виде ножей, иголок, шпор для всадников.
Северная зона торговли охватывала бассейн Балтийского и Северного морей, часть Атлантики. В ней участвовали: Северная Германия, Скандинавские страны, Нидерланды, Англия, а также города Руси: Новгород, Псков, Смоленск. Торговали там предметами широкого потребления: солью и рыбой, мехами и шерстью, пенькой, воском, смолой, лесом, канатами, металлами и изделиями из них, а с XV в. и зерном. Общеевропейскими центрами ярмарочной торговли стали Шампань во Франции и Брюгге во Фландрии.
Третьей зоной, имеющей непосредственное значение для торговли с Востоком, — была Волго-Каспийская. Здесь выросли крупные торговые центры на Волге: Нижний Новгород, Казань, Саратов, Астрахань. В торговый оборот попадали: русские меха, седла, мечи, балтийский янтарь, сукна из Фландрии и Англии и др.
Активизация торговли по этим и иным путям была невозможна без развития сухопутных, речных и морских транспортных коммуникаций. Поэтому строительство кораблей стало подразделяться на военные, торговые и транспортные.
Растет численность верфей. Более или менее разветвленная сеть дорог создает условия для обмена на межстра - новом уровне коммерческой информацией.
Если говорить о социальной характеристике участников феодального рынка, то по-прежнему чаще сбывали товары те, кто их производил: крестьяне, ремесленники, рыбаки, углежоги, сеньоры через посредников. Но увеличивалось число профессиональных торговцев и перекупщиков.
Зарождались и ширились не только экономические связи между отдельными городами, регионами и странами, но и между различными отраслями сельскохозяйственного и. ремесленного производства. Преградами на пути этой важнейшей сферы деятельности людей были: господство натурального производства, неразвитость не только путей, но и средств сообщения, а также техники обмена. Мешали развитию товарно-денежных отношений деление феодального общества на сословия и особый менталитет его представителей (дворяне, особенно из аристократических семей, считали для себя зазорным заниматься этим видом деятельности). Большой урон купечеству наносил откровенный грабеж на суше и на море, в том числе со стороны местных феодалов. Грабеж осуществлялся и в более "цивилизованной" форме — путем взимания с торговых людей многочисленных пошлин: мостовых, дорожных, привратных, весовых и пр.
Купцы делились на несколько групп. Многочисленной и небогатой среди них была группа мелких лавочников и разносчиков товаров. Самыми богатыми были "гости", или заморские купцы.
К типам купеческих объединений можно отнести:
♦ семейные купеческие компании, создававшие конторы (филиалы) в других городах;
♦ паевые купеческие товарищества (складничества, коменды);
♦ объединения купцов одного города и страны — гильдии. Купеческие гильдии добивались монопольных условий в торговле, оказывали друг другу в случае необходимости Материальную помощь.
С XIII в. в Барселоне возник институт торговых консу лов для оказания правовой защиты приезжающим в Испанию торговым людям. Закономерным стало возникновени*- позже в этом городе морской биржи, где заключались круп ные контракты. В XV в. появляются в экономической поли тике разных стран элементы протекционизма (таможенные льготы отечественным купцам).
Наиболее известным купеческим объединением становится Ганза (с 1358 г.) — торгово-политический союз севе - ро-европейских городов. Он имел свой военный флот для защиты от пиратов и стремился утвердиться на Северном и Балтийском морях.
Товарно-денежные отношения невозможно рассматривать без анализа денежного рынка. Операциями по обмену денег занимались менялы, они осваивали и разновидности кредитных операций (перевод денег). Огромную роль в средневековый период играли ростовщики. Купеческий кредит уже с XIII в. развивался в сфере транзита и оптовых сделок. Специальные банкирские конторы появились в Ломбардии (сохранилось в наименовании ломбардов). Крупнейшим ростовщиком была римская католическая церковь.
Опасаясь грабежа, при перевозке больших сумм серебряных и медных денег стали использовать векселя — расписки от агентов менял. При предъявлении их в другом городе купцы получали деньги. Появлялись не только банки, но и банкирско-ростовщические компании с высоким ссудным процентом (15—25%). Неплатежи должников, особенно высокородных, вели к банкротству банкирских контор. В Генуе и Венеции осуществлялись безналичные расчеты, впервые в истории появилась система государственного долга.
Торговля и зародившаяся банковская система, денежно - кредитные операции обслуживали в целом феодальную систему. Одновременно товарно-денежные отношения в XV в-'-
1) подтачивали изнутри эту систему;
2) подготавливали переход к мануфактуре как форме капиталистического производства на основе накопленного торгового капитала.
К концу XV в. Европа находилась на пороге Великих географических открытий.