Крушение колониализма: выбор пути развития
До недавнего прошлого большинство стран на планете относилось к разряду колониальных и зависимых. Период второй половины XX в. ознаменовался для них крушением колониализма и выбором пути дальнейшего социально-экономического развития. Антиколониальные тенденции усилились Второй мировой войной. Первой в 1947 г. получила независимость Индия. Распад колониальной системы произошел в 1960-е гг., в 1970-е гг. процесс шел по нарастающей. Ряд стран выбрали индийскую модель постколониального развития — неприсоединение к любым блокам государств, противоречащих друг другу. (Индия, Пакистан и др.).
Одновременно перед постколониальными странами вставала проблема выбора экономического пути. Можно было открыть в стране свободный рынок и поощрять его, но можно было поступить и наоборот. Государство могло стимулировать развитие частной собственности, разрешить деятельность в стране иностранных компаний, но можно былс изолировать национальную экономику, как сделали это некоторые страны Азии.
Ориентиром для стран Восточной цивилизации, получившим политическую независимость, была европейска* капиталистическая структура. Колониальная администра ция длительное время работала в этом направлении, на саждая порядки метрополии, ее правовые нормы. Факто ром огромной силы был колониальный капитал во всех его модификациях, этот капитал подавлял своей мощью традиционное хозяйство Востока, но постепенно развивался и национальный капитал.
После Октябрьской революции 1917 г. в России на страны Восточной цивилизации немалое воздействие оказывают идеи социализма. С середины XX в., образования МСС, социалистическая модель стала ориентиром для стран Востока. Эти тенденции проявились в появлении стран социалистической ориентации, лидеры этих стран предполагали, что тоталитарная модель социализма с жесткой командно-административной системой, схожей с политико-правовыми нормами классического Востока, даст возможность в короткие сроки вырваться из отсталости и совершить индустриализацию. Они были не готовы к болезненной структурной ломке в случае переориентации на рынок.
Во Вьетнаме и на Севере Кореи была заимствована социалистическая модель с ограничением индивидуальных прав и свобод, всесилием бюрократической администрации.
Подобный выбор сделал и Китай, не бывший колонией. Эта модель не была чужда классической конфуцианской, с ее ориентацией на социальную справедливость и государство всенародной гармонии во главе с мудрым правителем. В этих трех странах централизованное государство взяло на себя задачи индустриального развития и финансового регулирования.
Иная судьба постигла юг Кореи, остров Тайвань, бывшие английские колонии Сингапур и Гонконг. Гоминьда - новцы бежали из Китая на Тайвань, и в противовес Китаю остров стал развиваться по капиталистическому пути. Юг Кореи и Япония попали после 1945 г. под контроль администрации США и пользовались ее поддержкой. По этой же модели, с использованием японского стандарта и выгод географического расположения на оживленных морских торговых путях, стали развиваться освободившиеся Сингапур и Гонконг. Кстати, здесь использовались другие конфуцианские стереотипы — стремление к самоусовершенствованию, высокой культуре труда, стремление к знаниям и т. д.
Своеобразно развивалась часть стран Юго-Восточной Азии. Вступление СССР в войну с Японией в ходе Второй мировой войны и оккупация советскими войсками Маньчжурии и Северной Кореи превратили их в базу социалистических преобразований. Влияние коммунистов простиралось на близлежащий регион Юго-Восточной Азии — на Лаос, Камбоджу, Индонезию, Малайзию. Но в целом в этих странах усилилась роль прокапиталистически настроенных элементов. Этому способствовало быстрое экономическое возрождение Японии. Индонезия довольно быстро вышла из группы стран социалистической ориентации, а Малайзия добилась больших экономических успехов на рыночном пути.
Кратковременным был коммунистический режим в Камбодже.
Надвигающийся общий кризис социалистической системы вынудил Китай уже в конце 1970-х гг. пойти на радикальные реформы, здесь постепенно формируется модель рыночного социализма в экономике.
Идеи построения социализма распространились и в Африке. Внешние факторы имели решающее значение в таких ее странах: Анголе, Мозамбике, Намибии. Влияние прямой экономической помощи и работы советских специалистов ощущалось в Танзании, Гане, Гвинее, Мали, Мадагаскаре, Зимбабве. Но в Африке социализм не прижился. Пройдя через социалистический эксперимент, страны Африки выбрали рыночно-капиталистическую модель. Однако этот континент не имеет еще достаточно сил, чтобы превратиться в содружество сильных капиталистических государств (африканская модель).
Сложнее обстоит дело на исламском Востоке. Между традициями ислама и лозунгами социализма есть общие черты: деспотизм власти, приоритет коллектива перед индивидуумом. Поэтому национальная элита Сирии, Ливии и Ирака была духовно близка с руководством стран социалистического лагеря. Ненадолго успехи социализма наблюдались в Египте времен Насера, Южном Йемене, в Алжире и в Афганистане.
Недоверие к европейской модели развития сочеталось в странах ислама с экономическим прагматизмом. Используя силу нефтедолларов, на арабском Востоке допускали развитие и социалистических, и капиталистических элементов. В последней четверти XX в. на Ближнем Востоке между социалистическим и капиталистическим миром стало складываться третье исламское поле, и ядром его стала Палестина. Страна борется против Израиля за национальную государственную независимость.
Шейхи Аравии сделали ставку на капитализм. В нарушившийся баланс сил внесла вклад Иранская революция, лидеры которой резко выступили как против социалистических идей, так и рыночно-капиталистических. В настоящее время идут поиски компромисса: на Ближнем Востоке, во взаимоотношениях Палестины и Израиля, о выходе из изоляции Ирака и Ирана, нейтрализации угрозы мирового терроризма из Афганистана, ряда других стран.
Последовательной в развитии капитализма является Индия. Здесь оказались сильны внедренные колонизаторами идеи буржуазной демократии. В то же время победили тенденции нейтралитета: Индия и Пакистан не интегрируются полностью в экономику Запада.
Современный постколониальный Восток противоречив и неоднозначен. Многое еще предстоит сделать для экономического развития большинства его стран.
В XXI в. проявились глобальные проблемы мировой цивилизации, требующие усиленного внимания, так как касаются всех стран мира. К ним относится борьба за мир на планете, в том числе урегулирование локальных конфликтов (Израиль — арабский мир, Югославия и т. д.); объединение усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом', экологическая безопасность; урегулирование демографических процессов; стремление победить голод, болезни (спид, онкологические заболевания, наркоманию). Большую роль играет повышение грамотности и культуры населения; всестороннее развитие науки, в том числе космической.
Мировая цивилизация в XXI в., мировое сообщество должны добиться успехов в решении этих и многих других жизненно важных задач.