Китай
Китай, в отличие от Индии, по словам Геродота, — "страна истории". Начиная с древнейших времен летописцы многое зафиксировали на панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, затем на бумаге. Гигантское количество письменных источников в сочетании с данными археологических раскопок дают богатый материал для реконструкции быта, труда, мировоззрения древних китайцев.
Экономическим фундаментом первого протогосударства (Шан-Инь) была земледельческая община. Общинники выращивали пшеницу, ячмень, чумизу, коноплю, бобы, фасоль, фрукты. Уникальным их изобретением явилось шелководство. Разводили коз, свиней, овец, коров, уток, гусей. Охотились на кабанов, оленей, тигров, птицу. Ловили рыбу.
К важнейшим достижениям шан-иньской культуры относятся: появление изделий из бронзы; строительство городов; занятие шелководством; появление письменности.
В городах, при дворцах существовали мастерские: литейные, гончарные, косторезные, камнерезные, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия.
Социальную структуру общества можно представить таким образом: правитель и его семья; господствующие слои; свободные общинники; слуги, рабы и др.
В так называемых гадательных надписях, в том числе на сосудах, нет специального термина "раб", это лишний раз свидетельствует о домашнем характере рабства на Древнем Востоке.
В Шан-Инь не было административно-территориального деления страны, существовало лишь родоплеменное деление. Для того чтобы стать государством, необходимо было достичь определенного уровня материальной и духовной культуры: иметь избыточный продукт для содержания штата администрации и хотя бы небольшую группу относительно грамотных людей. Но во главе Шан (термин Инь был приставлен позже) стоял уже не племенной вождь, а ван (царь). От XIII к XI в. до н. э. эта должность передавалась не от отца к сыну, а от брата к брату или от дяди к племяннику. Это была еще не вертикальная, а горизонтальная форма наследования.
Избыточный продукт, который использовался на содержание вана, его семьи и администрации, определялся за счет урожая с больших полей, обрабатываемых земледельцами-общинниками. Урожай этот был рентой-налогом для земледельцев.
По расовому признаку шанцы были монголоидами.
Главными делами в государстве были войны и жертвоприношения. Но наличие сильной армии шанцев с боевыми колесницами и тысячами лучников и копейщиков не спасло их от завоевания чжоусцев, пришедших с запада. При - шелыды через некоторое время ассимилировались с шанцами, заимствовали письменность и образ жизни. Именно чжоусцы распространили учение о Мандате Неба на управление Поднебесной империей. Таким образом они самоутверждали легитимность своих правителей. С этой целью чжоусцы политизировали историю Китая, вписав в нее предания и легенды, в том числе заимствованные у соседей. Все это было поставлено на службу создаваемого централизованного государства. Чжоусцы использовали схему шанской администрации. Существовали управляющие — сельским хозяйством, ремеслом и строительством, военными делами; судья-надзиратель.
В Китае эпохи Чжоу формировались феодальные отношения в древневосточной интерпретации, что можно отнести к гениальным догадкам людей эпохи Древнего мира о будущем устройстве общества.
Все земли в Поднебесной империи принадлежали вану — верховному правителю. Часть земель он раздавал с правом наследственного пожалования представителям наиболее знатных родов. Земли во владение предоставлялись вместе с проживающим на ней населением и с присвоением титула получавшему ее. В XI в. до н. э. единовременно существовало до 200—300 таких владений. Правитель такого владения назывался чжухоу. Некоторые из современных отечественных специалистов по Древнему Востоку подобные владения называют уделами, а получивших их в наследственное "кормление" людей — цинами.
Следующим социальным слоем, сформировавшимся в XIV—XI вв., были дафу — главы родоплеменных групп — цзу. Факт этот свидетельствует о существовании еще в Китае периода Чжоу, до I тыс. до н. э., родоплеменных отношений. Дафу проживали в наследственных владениях чжухоу. За ними шли ши — главы больших семей, входивших в состав тех или иных цзу (родоплеменных групп). Социальную лестницу замыкала пятая группа — простолюдины (крестьяне, ремесленники, рабы). Первые четыре группы аристократов находились в вассальной зависимости друг от друга. "Слугами" вана были чжухоу, у них в зависимости с правом условного владения частью земель чжухоу, получивших ее от вана, находились дафу (иногда пишут да-фу); земли последних получали ши в условное владение, но и они сами ее не обрабатывали, привлекали для этого простолюдинов. Иногда дафу называют древнекитайскими рыцарями, которые находились на военной службе. Но вряд ли в те времена войско было чисто профессиональным. Получая из рук чжухоу, они по формирующимся законам вассалитета должны были участвовать и в военных сражениях. Представители слоя ши вполне могли быть выходцами из боковых линий аристократических семей и, несмотря на образованность, не имели титулов и должностей. Получив землю от дафу, они часто служили в администрации.
Как показало дальнейшее развитие мировой цивилизации (см. гл. III), социально-политическая раздробленность страны является непременным условием феодализации общества. Так было и в последующие века в рамках иных династических циклов Китая: как только ослаблялась государственная власть и росли тенденции к раздробленности страны, усиливались процессы обогащения знати за счет пожалований земель со стороны вышестоящих. Это был "китайский" вариант частной собственности, во времена Чжоу она не могла считаться частной собственностью в современном понимании, т. е. не имела права свободно отчуждаться.
Не было в Китае в эпоху Древнего мира и закрепощения крестьян.
Иерархическое деление общества на социальные слои было очень жестким. Представители каждого социального слоя имели материальные блага в строгой зависимости от ранга: размеры жилья и качество его отделки; убранство жилых помещений; одежда, питание; даже размеры гроба и могилы — все было разным, четко регламентированным в зависимости от социального положения. Это указывает и на слабое развитие товарно-денежных отношений, ремесел, торговли. В массе своей люди обходились самыми необходимыми вещами.
Крестьянские поля делились на два клина: одно поле земледельцы обрабатывали для себя, а второе — для владельца земель. Земельный налог взимался в виде десятины (чэ). Результаты труда не только крестьян-общинников, но и торгово-ремесленных городских слоев шли не на рынок, а в казну, откуда населению выдавались продукты питания и необходимые вещи. Перераспределительная система сдерживала развитие товарно-денежных отношений, тормозила экономический прогресс.
Данный тезис находит подтверждение в сборнике стихов, песен и гимнов о жизни простого народа под названием "Шицзин", отредактированном Конфуцием. Конфуций, или Кун-Цзы (551—479 гг. до н. э.), жил в середине I тыс. до н. э. и пытался найти выход на пути к стабильности общества. Являясь основателем учения об этике, он выдвинул такую триаду: совершенствование отдельного человека ведет к совершенствованию общества, затем к совершенствованию государства. Механизмами процесса были соблюдение этических и ритуальных церемониальных норм и признание мудрости предшествующих поколений. Объективно его идеи вели к усилению государства. Заботясь о его благе, Учитель призывал сократить размеры налогов, наладить учет и контроль земледельческих работ, привлечь трудовое население к выполнению своих обязанностей.
Из сборника "Шицзин" можно почерпнуть информацию, что Китай даже в период перехода к применению железа не знал развитых товарно-денежных отношений и рынка. Есть в них лишь упоминания о меновой торговле (по формуле Т—Т), и нет в этом и других сборниках эпохи VIII— VI вв. до н. э. упоминаний о деньгах. Не было четкой границы между городом и деревней, между земледельцем и городским населением. Появление одновременно монорелигии в Индии (буддизм) и в Китае (конфуцианство) было символическим, значит, назрела такая необходимость. Но если в Индии буддизм не привел к укреплению государственности, то в Китае превращение ритуально-этических традиций в религию усилило центростремительные тенденции.
Экономический прогресс в Китае наблюдается в V— III вв. до н. э. Усиливаются тенденции к урбанизации, социальной дифференциации населения. Экономически усиливаются торгово-ремесленные слои города. Появляются деньги. Составными элементами новой структуры становятся сельские арендаторы и батраки-наемники. Но общинные земли по-прежнему не включались в систему рыночных связей.
Применение металла при изготовлении орудий труда, не только бронзы, но и железа, обеспечило во многом экономический подъем. Рост совокупного общественного продукта ведет к изменению формы землевладения. Появляется частная собственность на землю, ее можно покупать и продавать, правда, пока не повсеместно.
В середине I тыс. до н. э. качественные изменения происходят в ремесленном производстве и торговле. Раньше торговцев как социальной группы не существовало. Тех, кто занимался обменом, зачисляли в разряд простолюдинов без возможности стать профессионалом и частным собственником. Использование орудий труда из железа привело к индивидуализации ремесленного производства. Растут специализация ремесла и профессионализм ремесленников. Все чаще они не сами продают свои изделия, а доверяют их профессионалам в лице торговцев. Ремесленники и торговцы также используют труд рабов, и это ведет к росту благосостояния их семей, так что и бедные могли стать богатыми, т. е. нарушалась прежняя социальная иерархия.
На рубеже IV и III вв. до н. э. в Китае отчетливо проявляются контуры единой империи. Долгожданное объединение после упорной борьбы с сепаратизмом мелких царств состоялось в 221 г. до н. э. Первыми династиями Китайской империи были Цинь и Хань. Первым императором стал Цинь Ши-хуанди, или Цинь Шихуан (259—210 гг. до н. э.). В его имени были заложены слова: "Первый священный император".
Первым делом император покончил с раздробленностью не только посредством объединения семи царств в единую империю. Главным в его экономической деятельности стал отказ от удельной системы (передачи земли в условное пользование). Именно такая система закрепляла в Китае социально-политическую раздробленность, систему вассалитета. Все это логически вело к торжеству идей частной собственности. Цинь Ши-хуанди ликвидировал привилегии знати, по его приказу 120 тыс. аристократических семей были из всех семи царств насильственно переселены в столицу, оторваны от родных мест и земельных владений В Китае торжествует государственная форма собственности, по социально-экономическим параметрам страна сблизилась с древневосточными деспотиями Месопотамии, Египта и Индии.
В результате административной реформы империи была разделена на 36 областей (округов) во главе с губернаторами, они подразделялись на уезды с уездными начальниками, а уезды — на волости, каждая из которых состояла из десятков деревенских общин. Император был полновластным наследным правителем страны.
Социальной реформой императора можно считать "Табель о рангах". Первые семь рангов могли иметь простолюдины, а с восьмого ранга их присваивали чиновникам за службу. Самыми высокими были 19—20 ранги, их представителям предоставлялось право на "кормление" (за счет территорий и населения).
Законодательная реформа заключалась в введении единого законодательства, очень жесткими были статьи уголовных законов. Среди простых людей распространялась система поручительства, при которой за одного преступника наказывалась вся семья.
К реформированию в области товарно-денежных отношений можно отнести унификацию мер и весов и денежную реформу. Из обращения были изъяты все монеты старых образцов, введение единой монетной системы помогло в укреплении экономических связей в рамках империи. Вплоть до начала XX в. н. э. в Китае сохранилась круглая медная монета с квадратным вырезом и именем правящего императора на лицевой стороне. Реформированию подверглось и сложное иероглифическое письмо, в упрощенном виде оно сохранилось тоже до XX в. По земельной реформе крестьяне получили от государства (без права отчуждения) наделы земли, за что платили налоги.
Мудрость восточного правителя проявилась в том, что Цинь Ши-хуанди, по примеру царей Месопотамии и фараонов Египта, не запрещал частную собственность, она могла развиваться, но на вторых ролях. Наиболее богатые торговцы становились откупщиками, занимались добычей руды, соли, производством вина, т. е. зарождаются и частично реализуются идеи предпринимательства. Но цены на такой первостепенный товар, как зерно, контролировались государством.
В стране создавались государственные ремесленные мастерские. Начала возводиться Великая Китайская стена, для чего использовали насыпанные в прежние годы земляные валы на севере Китая. Великая стена должна была предохранять от набегов кочевников. Теперь валы укрепили, облицевали камнем, построили бастионы, башни и ворота. Проложена была также сеть дорог, соединявших окраины империи с центром.
Империя теперь отличалась Порядком, но Гармонии в ней было мало. Реформы первого императора проводились в жизнь поистине драконовскими методами, что вызвало недовольство населения. При преемниках первого императора на смену этой пришла вторая династия Хань.
На рубеже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. китайцы по-прежнему мало интересовались внешней торговлей. Создавался менталитет самодостаточности в развитии, самобытности и опоре на собственные силы. К концу тысячелетия накоплен был огромный потенциал для дальнейшего развития, в том числе благодаря проведению эффективных экономических реформ.
К последним известным реформаторам Китая эпохи Древнего мира относится Ван Ман, захвативший трон в 9 г. н. э. Он утвердил в Китае лишь два вида земельных владений: государственный и крестьянский, без крупной феодальной собственности. При нем была запрещена работорговля Запрет этот действовал недолго, рабство и в дальнейшем сохранило в Китае патриархальный характер.
В первые века н. э. Китай вступил в затяжную полосу кризисов и политической нестабильности, продолжавшуюся до конца эпохи Древнего мира. Набеги кочевников усугубляли положение. Но сохранена была жизненность китайской цивилизации и ее государственность. Благодаря созидательной деятельности первых императоров из династий Цинь и Хань дальше развивалась экономика. В интересах торговли регулярно передвигались караваны по Великому Шелковому пути. Расцвет науки ознаменовался достижениями в математике: развиваются начальная алгебра и геометрия. Впервые в мире был создан сейсмограф. В городах воздвигались многоэтажные дома. Была изобретена бумага.
Но войны, внутренние неурядицы, наблюдавшиеся в III—IV вв., подорвали хозяйство. Численность населения сократилась с 60 до 16 млн человек. На страну наступали кочевники. Только в середине VI в. н. э. был положен конец их притязаниям. В этот период укрепились китайская государственность и экономика.
* * *
Древний мир поистине явился колыбелью цивилизации на планете Земля. В течение четырех тысячелетий до наступления новой эры на Древнем Востоке сформировался фундамент мировой цивилизации. Активно развивались хозяйственные отношения в древних "очагах" цивилизации — государствах Месопотамия, Египет, Индия и Китай. В становлении их проявились все основные цивилизацион - ные признаки: развитие земледелия и скотоводства на базе достижений аграрной неолитической революции; ремесленного производства как первого этапа промышленности; торговли — от меновой к использованию денег; перерастание протогосударства в государство; появление письменности, монорелигии и сводов законов, легитимно обосновавших образование государств и регламентирующих их хозяйственную жизнь и социальную структуру.
Хозяйство оставалось натуральным, но рано проявились тенденции генезиса рыночных отношений: в формировании института частной собственности в период трансформации родовой общины в территориальную и в зарождении рынка земли; в прогрессировании товарно-денежных отношений в условиях наличия избыточного продукта в трудовой деятельности и возникновения эквивалентов денег, затем самих денег; в выделении слоя торговцев и ростовщиков на фоне разделения труда; в появлении своеобразных рынков труда в виде невольничьих рынков, на которых в рабство продавали пленных; в регламентации всех этих отношений в сводах Законов царя Хаммурапи, "Артхашастры" и др.
Многое, сделанное руками человека, разрушилось не только от времени, но и от войн. В огне погибли многочисленные памятники материальной и духовной культуры. Дошедшее до нас свидетельствует о самобытности и неповторимости древневосточных цивилизаций, внесших достойнейший вклад в становление мировой цивилизации.
Вершиной цивилизационного развития человечества в эпоху Древнего мира считается период II—I тыс. до н. э. Это было время становления, расцвета и заката древнегреческой и древнеримской цивилизаций, сыгравших основополагающую роль в зарождении Европейской (Западной) Цивилизации.