Индия
Одним из интереснейших очагов цивилизации является Древняя Индия. Располагалась она, как и ныне в Южной Азии, в районе великих рек Инд и Ганг.
Основным занятием населения бассейна реки Инд в XXIII—XVIII вв. до н. э. в районе городов Мохенджо-Даро и Хараппи было земледелие. Выводилась пшеница двух сортов, ячмень, кунжут, бобовые. Есть данные о возделывании риса, финиковых пальм. Зародилось и примитивное хлопководство, до сих пор развивающееся в этой стране. Возделывалась земля при помощи легкой бороны грубого плуга с лемехом из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Из домашних животных были известны овцы, козы, коровы, собаки, кошки. Занимались куроводством. Уже приручали слонов.
Занятия сельским хозяйством и ремеслом создали основу для развития торговли. При развитии торговых сношений с государствами Месопотамии использовалась иероглифическая письменность.
О высокой культуре городского строительства свидетельствовали трехэтажные дома с водопроводом и канализацией.
Вторым важнейшим периодом в истории Древней Индии является "Ведийский период". Он назван так в связи с созданием племенами индоариев во второй половине II — начале I тыс. до н. э. священной литературы вед. Индоарии, появившись на севере Индии, расселились в бассейне реки
Ганг. С этого времени начинается второй крупнейший цикл социально-экономической и социально-политической истории Индии. В долине Ганга образуются первые государства.
Основным памятником религии, фольклора индоариев стала "Ригведа". Она включила всю сумму знаний человека того времени об окружающем мире: богах и демонах, космосе, социальном устройстве, этике, хозяйственной жизни Считается, что "Ригведу" можно отнести к памятникам экономической истории Древней Индии.
Социальное расслоение в деревне усиливается с развитием земледелия, так как все шире используется чужой труд. Распространяется домашнее рабство. Самоуправление общины все больше ограничивается. Но община в Индии еще много веков будет сдерживать экономическое развитие. Трудно проходил в стране процесс разделения труда, так как долгие годы ремесленники оставались членами сельских общин.
На всю последующую экономическую и политическую историю Индии большой отпечаток наложило образование в конце II тыс. — первой половине I тыс. до н. э. наследственного варнового (кастового) строя. Это явилось апогеем развития ведийского периода Индии. Отныне сложилось четыре основных замкнутых слоя (касты) общества: брахманы — жрецы и учителя, составляющие верховную касту, кшатрии — воины и правители — из племенной военной аристократии; вайшьи — полноправные общинники, земледельцы и ремесленники — основной трудовой люд; шудры — рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники (неравноправная категория населения), обязанные служить трем первым кастам.
Итогом "ведийского периода" было формирование основы древнеиндийской цивилизации. Распространяется пахотное земледелие в Индо-Гангской равнине, т. е. закладываются экономические основы для объединения страны в единое централизованное государство. Проявляется все ярче социальное расслоение в условиях кастового строя.
Следующим очень важным этапом в экономической истории Древней Индии был "буддийский период" (V—III вв. до н. э.).
Традиционно считается, что жизнь Будды и его учеников восходит к IV—III вв. до н. э.
Буддизм распространяется на иной, чем ведическое учение, территории Индии. Будда был родом из мест, где сейчас находится Непал. Составители ведийских текстов считали население тех мест северо-востока Индии варварским. Здесь трудно развивалось земледелие, но уже с использованием лопаты и мотыги из железа, о чем есть упоминания в древних буддийских книгах. Возводятся ирригационные сооружения — пруды, колодцы и дамбы. Основной культурой стал рис (в древнеиндском языке слова "пища" и "отварной рис" имеют одинаковое значение).
Подъем сельского хозяйства послужил основой для демографического взрыва в Северной Индии. Несколько позже Геродот назвал индийцев самым многочисленным народом из всех живущих. Другой стороной этого процесса была урбанизация. Появилось много процветающих городов, а в буддийских преданиях встречается много упоминаний о купцах и зажиточных горожанах. В "буддийский" период города превратились в резиденции правителей, господствующих над сельской округой.
Как и повсюду в эпоху Древнего мира, в середине I тыс. до н. э. и в Индии появляются деньги. Чаще это еще лишь кусочки серебра или меди с клеймом, т. е. древневосточные страны отставали в этом отношении от Древней Греции и Рима.
Интересной и важнейшей особенностью социально-экономического развития Индии "буддийской" и последующей "классической" эпохи являются зарождение и экономическое укрепление цеховых организаций ремесленников (шре- ней).
Встречались в этой стране и рабы, которые использовались в домашнем хозяйстве. Все большее выделение частной собственности происходило в городе. Наиболее богатыми были верхи городского населения: купцы, ростовщики, главы ремесленных корпораций.
Явлением общеисторического значения стало возникновение в Индии первой на Земле монорелигии — буддизма. Несомненно, это положительно сказалось на хозяйственной жизни. Хозяйственную и миссионерскую деятельность индийцы успешно осуществляют на базе широкого использования орудий из железа: топора, мотыги, лопаты, что облегчало борьбу с джунглями и ирригационное строительство. Специализировалось ремесленное производство. Проявилось это во внутренней торговле Пенджаба и Кашмира шерстью, Гималаев — золотом, южных районов страны — жемчугом и иными драгоценностями. С Востока пригонялись слоны.
Вплоть до наших дней сохраняет свое значение хлопчатобумажная отрасль экономики. Помимо хлопчатобумажных тканей изготавливали пеньковые, шерстяные, шелковые. Но в целом производство оставалось натуральным всю эпоху Древнего мира. И все же развитие торговли, товарно-денежных отношений свидетельствовало о ростках рыночного хозяйства. Индийцы вывозили из страны: пряности, хлопчатобумажные ткани, драгоценные металлы, шелк, рис, краски, ввозили лошадей, сурьму, другие товары.
Важным источником экономической мысли в Индии является трактат "Артхашастра" (IV в. до н. э.), который называют "Наукой о выгоде". Создание экономического трактата приписывается брахману Каутилье — главному советнику царя Чандрагупты I. Состоит он из свода правил, многие из них адресованы царям. С целью достижения хозяйственной выгоды для государства их призывали усилить роль государства в экономической жизни, укрепить государственный аппарат. Ведущей отраслью производства Индии того времени было сельское хозяйство. Поэтому "Артхашастра" призывала правителей и чиновников заселять и обустраивать новые земли. Если земледельцы обязывались платить все налоги государству (1/6 от всех доходов), то им предоставлялись земельные участки во временное пользование. В земледелии применялся труд наемных работников. В ряде статей речь идет как о царской, так и общинной земле, о роли ирригационных сооружений. Оросительные сооружения должны были находиться на учете главного сборщика податей. Разрешалось часть оросительных сооружений отдавать в аренду отдельным лицам, что свидетельствовало о зарождении товарных отношений. Значительная выгода государству приносилась ремесленниками. В трактате обращается их внимание на профессиональный подход к делу: "доспехи, одежды и веревки" должны были выделываться "специалистами". Предполагалось "тяжелые рудники", где добывалось сырье для ремесленных изделий, отдавать в издольщину или в аренду.
Более сурово авторы трактата относились к торговцам и ростовщикам, что характерно для всего древневосточного законодательства, признававшего и одновременно ограничивавшего частную собственность. Для предупреждения торговли с целью получения "чистой прибыли" каждые четыре месяца предписывалось надзирающим за этой отраслью проверять весы. Штрафу подвергались люди, торгующие непроверенными весами. В пользу казны с торговцев взимался особый налог: 1/16 часть товара, который продавался с помощью меры; 1/20 товаров, продававшихся по весу; 1/11 тех, которые продавались по счету. Регламентация ростовщических операций проявлялась в следующем: за выдачу ссуд для морской торговли брали 20%, а за торговые операции внутри страны — 5%. "Артхашастра" утверждала сословно-кастовый строй в стране. Здесь назывались все 4 касты: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Прямо отмечалось, что раз брахманы и кшатрии относятся к ариям — это привилегированная часть населения.
Существовало в стране и финансовое ведомство, которое собирало налоги. Знакомство с "Артхашастрой" дает понять, что доходы государства формировались от государственных хозяйств, с помощью пошлин и налогов. Важной статьей расходов было проведение общественных работ. Путем контроля за доходами и расходами предполагалось бороться с казнокрадством.
В Новое время, отсчет которого ведется от Рождества Христова, Индия вступала с четким делением населения на касты. Здесь господствовала система "власть—собственность", носители товарно-денежных отношений находились на вторых ролях. Принципиальных изменений в социально-экономических отношениях не произошло и в так называемую "классическую эпоху" (II в. до н. э. — V в. н. э.). В эти столетия страна неоднократно подвергалась завоеваниям (греко-бактрийцы и др.) Несмотря на социально-политическую раздробленность, наблюдался дальнейший прогресс в производительных силах. Соседская община сохранилась как основа социально-экономической организации жизни. Расцвет хозяйственной жизни наблюдается в ранее отсталых районах — области Декана и на крайнем юге. В Средние века Индия вошла с общинно-кастовой структурой и недостаточным развитием товарно-денежных отношений.