ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Индия

Одним из интереснейших очагов цивилизации является Древняя Индия. Располагалась она, как и ныне в Южной Азии, в районе великих рек Инд и Ганг.

Основным занятием населения бассейна реки Инд в XXIII—XVIII вв. до н. э. в районе городов Мохенджо-Даро и Хараппи было земледелие. Выводилась пшеница двух сор­тов, ячмень, кунжут, бобовые. Есть данные о возделыва­нии риса, финиковых пальм. Зародилось и примитивное хлопководство, до сих пор развивающееся в этой стране. Возделывалась земля при помощи легкой бороны грубого плуга с лемехом из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Из домашних животных были известны овцы, козы, коровы, собаки, кошки. Зани­мались куроводством. Уже приручали слонов.

Занятия сельским хозяйством и ремеслом создали ос­нову для развития торговли. При развитии торговых сно­шений с государствами Месопотамии использовалась иерог­лифическая письменность.

О высокой культуре городского строительства свиде­тельствовали трехэтажные дома с водопроводом и канали­зацией.

Вторым важнейшим периодом в истории Древней Ин­дии является "Ведийский период". Он назван так в связи с созданием племенами индоариев во второй половине II — начале I тыс. до н. э. священной литературы вед. Индоарии, появившись на севере Индии, расселились в бассейне реки

Ганг. С этого времени начинается второй крупнейший цикл социально-экономической и социально-политической истории Индии. В долине Ганга образуются первые государства.

Основным памятником религии, фольклора индоариев стала "Ригведа". Она включила всю сумму знаний человека того времени об окружающем мире: богах и демонах, кос­мосе, социальном устройстве, этике, хозяйственной жизни Считается, что "Ригведу" можно отнести к памятникам экономической истории Древней Индии.

Социальное расслоение в деревне усиливается с раз­витием земледелия, так как все шире используется чужой труд. Распространяется домашнее рабство. Самоуправление общины все больше ограничивается. Но община в Индии еще много веков будет сдерживать экономическое разви­тие. Трудно проходил в стране процесс разделения труда, так как долгие годы ремесленники оставались членами сель­ских общин.

На всю последующую экономическую и политическую историю Индии большой отпечаток наложило образование в конце II тыс. — первой половине I тыс. до н. э. наслед­ственного варнового (кастового) строя. Это явилось апоге­ем развития ведийского периода Индии. Отныне сложилось четыре основных замкнутых слоя (касты) общества: брах­маны — жрецы и учителя, составляющие верховную кас­ту, кшатрии — воины и правители — из племенной воен­ной аристократии; вайшьи — полноправные общинники, земледельцы и ремесленники — основной трудовой люд; шудры — рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники (неравноправная категория населения), обязанные служить трем первым кастам.

Итогом "ведийского периода" было формирование ос­новы древнеиндийской цивилизации. Распространяется па­хотное земледелие в Индо-Гангской равнине, т. е. заклады­ваются экономические основы для объединения страны в единое централизованное государство. Проявляется все ярче социальное расслоение в условиях кастового строя.

Следующим очень важным этапом в экономической ис­тории Древней Индии был "буддийский период" (V—III вв. до н. э.).

Традиционно считается, что жизнь Будды и его уче­ников восходит к IV—III вв. до н. э.

Буддизм распространяется на иной, чем ведическое уче­ние, территории Индии. Будда был родом из мест, где сей­час находится Непал. Составители ведийских текстов счи­тали население тех мест северо-востока Индии варварским. Здесь трудно развивалось земледелие, но уже с использо­ванием лопаты и мотыги из железа, о чем есть упоминания в древних буддийских книгах. Возводятся ирригационные сооружения — пруды, колодцы и дамбы. Основной культу­рой стал рис (в древнеиндском языке слова "пища" и "от­варной рис" имеют одинаковое значение).

Подъем сельского хозяйства послужил основой для де­мографического взрыва в Северной Индии. Несколько поз­же Геродот назвал индийцев самым многочисленным наро­дом из всех живущих. Другой стороной этого процесса была урбанизация. Появилось много процветающих городов, а в буддийских преданиях встречается много упоминаний о купцах и зажиточных горожанах. В "буддийский" период города превратились в резиденции правителей, господству­ющих над сельской округой.

Как и повсюду в эпоху Древнего мира, в середине I тыс. до н. э. и в Индии появляются деньги. Чаще это еще лишь кусочки серебра или меди с клеймом, т. е. древневос­точные страны отставали в этом отношении от Древней Гре­ции и Рима.

Интересной и важнейшей особенностью социально-эко­номического развития Индии "буддийской" и последующей "классической" эпохи являются зарождение и экономичес­кое укрепление цеховых организаций ремесленников (шре- ней).

Встречались в этой стране и рабы, которые использо­вались в домашнем хозяйстве. Все большее выделение час­тной собственности происходило в городе. Наиболее бога­тыми были верхи городского населения: купцы, ростовщи­ки, главы ремесленных корпораций.

Явлением общеисторического значения стало возник­новение в Индии первой на Земле монорелигии — буддизма. Несомненно, это положительно сказалось на хозяйствен­ной жизни. Хозяйственную и миссионерскую деятельность индийцы успешно осуществляют на базе широкого исполь­зования орудий из железа: топора, мотыги, лопаты, что облегчало борьбу с джунглями и ирригационное строитель­ство. Специализировалось ремесленное производство. Про­явилось это во внутренней торговле Пенджаба и Кашмира шерстью, Гималаев — золотом, южных районов страны — жемчугом и иными драгоценностями. С Востока пригонялись слоны.

Вплоть до наших дней сохраняет свое значение хлоп­чатобумажная отрасль экономики. Помимо хлопчатобумаж­ных тканей изготавливали пеньковые, шерстяные, шелко­вые. Но в целом производство оставалось натуральным всю эпоху Древнего мира. И все же развитие торговли, товар­но-денежных отношений свидетельствовало о ростках ры­ночного хозяйства. Индийцы вывозили из страны: прянос­ти, хлопчатобумажные ткани, драгоценные металлы, шелк, рис, краски, ввозили лошадей, сурьму, другие товары.

Важным источником экономической мысли в Индии является трактат "Артхашастра" (IV в. до н. э.), который называют "Наукой о выгоде". Создание экономического трак­тата приписывается брахману Каутилье — главному со­ветнику царя Чандрагупты I. Состоит он из свода правил, многие из них адресованы царям. С целью достижения хо­зяйственной выгоды для государства их призывали усилить роль государства в экономической жизни, укрепить госу­дарственный аппарат. Ведущей отраслью производства Ин­дии того времени было сельское хозяйство. Поэтому "Арт­хашастра" призывала правителей и чиновников заселять и обустраивать новые земли. Если земледельцы обязывались платить все налоги государству (1/6 от всех доходов), то им предоставлялись земельные участки во временное пользование. В земледелии применялся труд наемных ра­ботников. В ряде статей речь идет как о царской, так и общинной земле, о роли ирригационных сооружений. Оро­сительные сооружения должны были находиться на учете главного сборщика податей. Разрешалось часть ороситель­ных сооружений отдавать в аренду отдельным лицам, что свидетельствовало о зарождении товарных отношений. Значительная выгода государству приносилась ремесленни­ками. В трактате обращается их внимание на профессио­нальный подход к делу: "доспехи, одежды и веревки" дол­жны были выделываться "специалистами". Предполагалось "тяжелые рудники", где добывалось сырье для ремеслен­ных изделий, отдавать в издольщину или в аренду.

Более сурово авторы трактата относились к торговцам и ростовщикам, что характерно для всего древневосточно­го законодательства, признававшего и одновременно огра­ничивавшего частную собственность. Для предупреждения торговли с целью получения "чистой прибыли" каждые че­тыре месяца предписывалось надзирающим за этой отрас­лью проверять весы. Штрафу подвергались люди, торгую­щие непроверенными весами. В пользу казны с торговцев взимался особый налог: 1/16 часть товара, который прода­вался с помощью меры; 1/20 товаров, продававшихся по весу; 1/11 тех, которые продавались по счету. Регламен­тация ростовщических операций проявлялась в следующем: за выдачу ссуд для морской торговли брали 20%, а за тор­говые операции внутри страны — 5%. "Артхашастра" ут­верждала сословно-кастовый строй в стране. Здесь называ­лись все 4 касты: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Прямо отмечалось, что раз брахманы и кшатрии относят­ся к ариям — это привилегированная часть населения.

Существовало в стране и финансовое ведомство, кото­рое собирало налоги. Знакомство с "Артхашастрой" дает понять, что доходы государства формировались от госу­дарственных хозяйств, с помощью пошлин и налогов. Важ­ной статьей расходов было проведение общественных ра­бот. Путем контроля за доходами и расходами предполага­лось бороться с казнокрадством.

В Новое время, отсчет которого ведется от Рождества Христова, Индия вступала с четким делением населения на касты. Здесь господствовала система "власть—собствен­ность", носители товарно-денежных отношений находи­лись на вторых ролях. Принципиальных изменений в соци­ально-экономических отношениях не произошло и в так на­зываемую "классическую эпоху" (II в. до н. э. — V в. н. э.). В эти столетия страна неоднократно подвергалась завоевани­ям (греко-бактрийцы и др.) Несмотря на социально-полити­ческую раздробленность, наблюдался дальнейший прогресс в производительных силах. Соседская община сохранилась как основа социально-экономической организации жизни. Рас­цвет хозяйственной жизни наблюдается в ранее отсталых районах — области Декана и на крайнем юге. В Средние века Индия вошла с общинно-кастовой структурой и недо­статочным развитием товарно-денежных отношений.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.