Экономика стран социалистической системы. Деятельность СЭВ
В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освободив от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Победы над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократические, затем социалистические революции, и возникают Народная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вскоре вышла из единого социалистического лагеря. Югославия все послевоенные годы занимала промежуточное положение между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба.
Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалистической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).
Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Включив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокупность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксистско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.
В 1949 г. возник СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи с центром в Москве. Это была международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. В нее входили все вышеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных комиссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объединял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран — Монгольской Народной Республики и Республики Куба. В качестве наблюдателей участвовали на отдельных заседаниях: Финляндия, Ирак, Мексика, Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Эфиопия, Йемен, а также КНДР и Лаос. С Китайской Народной Республикой в 60—70-е гг. сохранялись напряженные отношения, поэтому формально она не входила в состав социалистического лагеря.
Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от внешних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совместные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сформулирован лишь в I960 г.
Позднее, в 1962 г., договорились об основных принципах международного социалистического разделения труда, утвердили ряд комплексных программ подъема экономики. Принципы экономического сотрудничества между республиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ.
Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны — участницы СЭВ, независимо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящими органами были Исполком и Секретариат СЭВ.
Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38—39%. Не подключившись под влиянием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на экономическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Н< то, что считалось положительным в межэкономическом сотрудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продукции, привело позднее к большим осложнениям в экономике этих стран.
Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились правительствами этих стран под влиянием СССР как более прогрессивное развитие социалистической системы хозяйствования по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписывалось программами правящих партий.
Восточноевропейские страны в довоенный период больше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их народов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии).
Поэтому первый этап социально-экономических преобразований в странах Восточной Европы не был подобен процессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.
В странах народной демократии, называющихся так после 1945 г., национализация земли вообще не проводилась. Часть земли, конфискованной у помещиков или зажиточных крестьян, продавалась по льготным ценам. В одних странах в связи с такой политикой произошла частичная натурализация хозяйств (из-за появления множества мелких наделов). В Венгрии сохранились крупные фермерские хозяйства. Интересно, что земли у "кулаков" было втрое больше, чем у помещиков (соответственно 150 и 50 га). Таким образом, в этих странах не пошли по пути России — землю не национализировали и не раздавали бесплатно в условное владение, значительная часть земельного фонда сохранялась в частной собственности.
Своеобразно развивались события в Болгарии. Земля в собственности крестьян оказалась здесь благодаря силе русского оружия еще в период последней русско-турецкой войны в конце XIX в., когда Болгария была освобождена из-под власти Турецкой империи. Проводилась и национализация в промышленной сфере, но в разные временные периоды. После провозглашения 15 сентября народной республики в Болгарии в собственность государства перешли:
А) объекты промышленной инфраструктуры: железные дороги, почта, радио, телеграф, телефон и электростанции;
Б) часть банков, т. е. объектов рыночной инфраструктуры;
В) предприятия и шахты, которые и до сентября 1944 г. являлись собственностью буржуазного государства; г) предприятия, конфискованные у военных преступников, т. е. лиц, сотрудничавших с фашистским режимом.
На всех частных предприятиях был введен рабочий контроль. Благодаря сохранению сектора частной промышленности, страна уже в 1946 г. достигла довоенного уровня промышленного производства. В самом конце 1947 г. на основе
Закона о национализации были переведены в собственность государства 6000 частновладельческих предприятий, большинство банковско-кредитных учреждений; одновременно была проведена денежная реформа.
Однако сохранился сектор кустарных и кооперативных предприятий, почти многоукладность в экономике.
В ходе выполнения первого пятилетного плана развития народного хозяйства на 1949—1953 гг. продолжилась индустриализация и электрофикация страны. В итоге выполнения этого плана страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную. Промышленная продукция составила 56% всей валовой продукции. Эти годы принято считать третьим завершающим этапом индустриализации ВНР.
Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя причислила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. В 1945 г., в ходе аграрной реформы, здесь была проведена конфискация помещичьих земель, а в 1947— 1948 гг. появились первые сельхозкооперативы. Как и в Болгарии, в Албании в 1946—1947 гг. национализировали промышленные предприятия, кроме кустарных мастерских. Так же были национализированы: транспорт, Албанский банк, внешняя и оптовая внутренняя торговля. Вместо пятилетнего плана был утвержден вначале однолетний, затем двухлетний планы. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социалистическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Албания, по воле Сталина, была подвергнута определенной дискриминации.
В несколько этапов проводилась национализация в Венгрии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оптовая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кредитные учреждения.
Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалистическому пути развития. Закон о национализации был принят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химические и т. д.) и до этого находились в ведении государства. Национализировали десять частных железных дорог и четыре пароходных общества. Медленнее проходил этот процесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.
Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась крупномасштабная индустриализация. В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где трудилось более 50 человек, а также внешней и оптовой внутренней торговли.
Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеровским режимом участвовала Югославия.
Провозглашение ее Федеративной народной республикой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движения, были конфискованы промышленные предприятия, принадлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Таким образом, вне государственного сектора оставались лишь 25% предприятий. Поэтому национализация крупных банков, крупных и средних заводов, фабрик, мастерских осуществлялась одновременно. В это же время проводилась и аграрная реформа, передавались в частную собственность земли, конфискованные у помещиков, церкви, банков, немецких оккупантов. Государству стали принадлежать земли с полезными ископаемыми, лесом и водой, земли промышленного значения.
Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств, за исключением 13—17% земель сельскохозяйственного назначения, на которых были созданы кооперативы. Наличие большого частного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения.
Национализация здесь была проведена ускоренными темпами — в 1945—1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945—1947 гг. основное внимание уделялось индустриализации.
Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под контролем советской военной администрации, поэтому реформирование в экономике началось позже. Влияние СССР проявилось в организации народных имений по типу советских хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. Национализированы были все конфискованные ранее предприятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.
Китай был провозглашен народной республикой 1 октября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Страна взяла курс на индустриализацию и социализм.
Таким образом, социально-экономические преобразования в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.
На втором этапе экономического развития стран МСС должна была осуществиться социалистическая реконструкция хозяйства. Коллективизации "по-советски" здесь не произошло. Больше всего были развиты снабженческо-сбы - товые, а также кредитные и потребительские кооперативы.
Болгария и Румыния более других стран Восточной Европы выиграли от проведения индустриализации с помощью СССР и других государств социалистического содружества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осуществлении в БНР и СРР промышленной революции и индустриализации. Поэтому вначале с помощью СССР здесь создали пищевую промышленность (консервированные овощи и фрукты в больших объемах долгое время закупались СССР). В стране много горных рек, поэтому строились ГЭС и создавалась электроэнергетика. В Родопских горах находились значительные залежи руд цветных металлов, на их базе создали металлургию цветных металлов. Однако машиностроительная отрасль (кроме сельхозмашиностроения.) как основа индустриализации не была создана. Машины для оснащения пищевой, горнодобывающей и металлургической отраслей завозились из СССР и ряда других стран.
Похожие процессы проходили и в Румынии.
ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской империи, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создавалась машиностроительная промышленность.
Свои экономические трудности имелись и в ГДР. Восточная Германия, попавшая под влияние Советского оккупационного режима, издавна была аграрной частью Германии. В Западной Германии находились залежи каменного угля и железной руды. Для развития металлургии ГДР пришлось использовать бурый уголь. Чтобы сократить затраты на индустриализацию, "молодое" машиностроение стало специализироваться на неметаллоемких отраслях.
Чехословакия, как известно, состояла из промышлен - но развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в последней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, поэтому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию. Для их деятельности использовалась энергия от ГЭС, построенных на горных реках.
Индустриализация в Китае проводилась, как известно, в русле политики "большого скачка". С 1956 г. в условиях доминирования в экономике государственного сектора осуществлялись планы строительства социализма. В первой половине 60-х гг. выросло производство стали, угля, нефти, станков для металлообрабатывающей промышленности. Стали развиваться новые для Китая отрасли: нефтехимия и электроника. Но за годы "культурной революции" (1966—1969 гг.) экономический рост опять затормозился. В то же время с помощью СССР была создана водородная бомба, запущены спутники в космос.
Предвестником грядущих перемен в странах МСС явилась "Пражская весна" 1968 г. Тогда Чехословакия попыталась взять курс на постепенную демократизацию в общественной жизни и либерализацию в экономике, но попытка не удалась из-за ввода войск стран Варшавского договора. И все же в 70-е гг. наметились некоторые изменения системы хозяйствования. Это объяснялось экономическими причинами: во многих государствах СЭВ были исчерпаны резервы хозяйственного роста. Для интенсификации производства нужны были кредиты, в том числе из западных стран. В середине 1970-х гг. на Западе разразился валютно-энер - гетический кризис. Усилился интерес к разработке новых технологий, в том числе биотехнологии, ЭВМ. А внутри МСС эти импульсы к росту не почувствовали, так как СССР готов был обеспечить стран-союзниц любыми видами сырья и топлива по "бросовым" ценам, что отрицательно сказалось на экономическом развитии СССР и в том числе России.
Из-за таких экономических отношений, убыточных для страны-экспортера, СССР не получил дополнительных прибылей за счет экспорта нефти и газа в Европу.
Проигрышным в экономическом отношении для стран социалистического лагеря и их лидеров в первую очередь оказался новый этап НТР. Страны с рыночной экономикой, использовавшие достижения НТР в экономике, вырвались далеко вперед по сравнению с соцстранами. Назревали противоречия внутри стран социалистического содружества. Югославия, Венгрия и Чехословакия стремились преодолеть барьеры СЭВ и вписаться в мировой рынок. Но тогда почти неразрешимым был вопрос о мировых ценах.
В этих условиях СЭВ стремился к усилению процессов интеграции. Принятая в связи с этим в 1971 г. программа еще более углубленно предусматривала решение задач по специализации и т. д. В 70-е гг. вырос внутренний товарооборот, в рамках СЭВ было заключено более 100 многосторонних (с несколькими странами) и более 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации (несколько подобных соглашений действовало в автомобилестроении).
Многие принципы СЭВ сдерживали экономический прогресс СССР и других стран соцлагеря. Выравнивание уровня экономики разных стран приводило к нивелированию, отсутствию конкуренции, низким ценам на товары, неэффективности производства. Экспортируя в страны СЭВ сырье и топливо и импортируя от них готовую продукцию, СССР оказывался в положении не метрополии, а колонии.
Для всех стран, участвующих в торговых оборотах внутри СЭВ, дешевые сырье и топливо тормозили переход к ресурсосберегавшим технологиям, в том числе не металлоемким, а металлосберегающим. Торговля не была взаимовыгодной. Планово-распределительная система действовала как внутри этих стран, так и в рамках всей социалистической системы.
Процессы дезинтеграции нарастали, вызванные усилением противоречий как внутри стран, так и на уровне межхозяйственных отношений. Все яснее становилось, что в соревновании двух систем проигрывает социалистическая. Объективно необходимой была ломка планово-распределительной системы и изменение хозяйственного механизма в пользу перехода к рыночным отношениям.
В 1990 г. промышленное производство в Польше упало на 23%, в Румынии — на 20%. В других странах Восточной
Европы также наблюдался спад производства, в Болгарии — на 10,7% и т. д.
Страны бывшего социалистического лагеря, заявив о переориентации на капиталистический путь развития, ищут новых партнеров для экономического сотрудничества. Они стремятся "вписать" свою национальную экономику в мировое экономическое сообщество, более всего в ЕЭС, а также вступить в НАТО. На пути переориентации мирохозяйственных связей им предстоит преодолеть еще много экономических затруднений.
Раскол на две системы хозяйствования, наметившийся в 1917 г., окончательно проявился после 1945 г. Разделение на две системы: капиталистическую (рыночную) и социалистическую (командно-административную) на несколько десятилетий задержало развитие мирового хозяйства и мирового рынка.