Египет
Египетская модель развития хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской.
Бесспорным является многократно высказанный в литературе тезис о цикличности развития всех восточных цивилизаций. Для Древнего Египта, как и Вавилонии, цикличность развития определилась сменой историко-хроно- логических периодов: Древнее царство (IV тыс. до н. э. — III тыс до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.);
Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднее царство (XI—IV вв. до н. э.).
Египет — дар Нила, так называл его Геродот. Успешное ведение сельского хозяйства в долине Нила было немыслимо без разветвленной сети каналов, дамб, плотин. Но нужно учитывать и своеобразие географической замкнутости страны в отличие от перекрестка мира, на котором находились государства Месопотамии, открытые для нашествий и чужеземных влияний, а также для активной торговли. Своеобразие географического положения Древнего Египта способствовало формированию особого менталитета египтян, их характера, особого быта и системы хозяйства.
По свидетельству археологов, древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли на рубеже VI и V тыс. до н. э., на основе аграрной неолитической революции. Уже - в IV тыс. до н. э. здесь появляются ирригационные сооружения; глинобитные строения; строительство из сырцового кирпича. В земледелии использовались мотыга, серп, плуг с кремневыми резцами, которые позднее заменяются на металлические. Выращиваются ячмень, овощи, лен. Недостаток земель для выпаса скота не содействовал его количественному росту; рано началось выведение породного скота. Применялось его стойловое содержание.
Уже в период Древнего царства в стране выплавлялся свинец в районе Ассуана и на берегу Красного моря, а также медь на Синайском полуострове. Ремесло наибольшее развитие получило в эпоху Нового царства: ткачество, гончарное и камнерезное ремесло, ювелирное дело. Совершенствуется начатое еще в III тыс. до н. э. изготовление папирусов. Как писчий материал папирус использовался вплоть до эпохи Средневековья.
Благодаря сооружению пирамид и сложной ирригационной системы общественные работы в Древнем Египте играли более значительную роль, чем в государствах Месопотамии. И, по свидетельству множества источников, в работах этих участвовали не рабы (!), а свободные общинники. Это подтверждает патриархальный характер рабства в стране.
К III тыс. до н. э. в Египте господствовали тоталитарная государственность и всеобщая вовлеченность населения в систему государственного хозяйства. Таким образом, исходя из социально-экономического и политического строя Древнего Египта можно сказать, что это была одна из первых командно-административных систем.
Об этой и иных особенностях социально-экономического строя Древнего Египта свидетельствуют древние папирусы. Благодаря им современный исследователь может ознакомиться с памятниками экономической мысли Древнего Египта. Среди них наиболее известны: "Поучение Геракле - опольского царя своему сыну" (XXII в. до н. э.) и "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н. э.). Необходимость эффективного функционирования аппарата управления подчеркивалась в "Поучении". Аппарат состоял из чиновников различного ранга. Автор рекомендовал проявлять заботу о чиновниках, при поощрении их за верную службу руководствоваться деловыми качествами, а не происхождением.
Ипусер предположительно принадлежал к господствующему классу. Он призывал вернуться к деспотически-бюрократическому регулированию хозяйственных отношений. Рекомендации Ипусера свидетельствуют о роли трудовых повинностей египтян в строительстве пирамид и возведении ирригационных сооружений. Он также ратовал за усиление армии. Косвенно в данном "Речении" подтверждается, что в стране на грани Среднего и Нового царства развивались товарно-денежные отношения в лице торговцев и ростовщиков.
Именно в Египте, в период Среднего царства, появляются люди, связанные с рынком (неджес). Но денег как общего эквивалента еще не было. Чаще, чем медь, серебро или золото, мерилом ценности выступало зерно.
Расцветом Египта явилось Новое царство при Тутмо - се I и Тутмосе II, царице Хатшепсут. Велось грандиозное храмовое строительство, проходило территориальное расширение страны. Крепли международные связи. Новые плодородные земли раздавались в виде условных наделов воинам и чиновникам. Эти наделы активно включались в систему рыночных связей путем аренды, продажи зерна и проч. Серебро пришло на смену зерну в качестве мерила рыночных ценностей. Несмотря на возросший приток рабов из пленных, они по-прежнему оставались дорогими. Рабыня приравнивалась к стоимости 4—5 коров. В источнике описан случай, когда девочка-рабыня была продана за 373 г серебра, или 25 т зерна.
При Эхнатоне храмы все больше превращались в своеобразные базы государственного сектора экономики, это говорит об усилении слияния царских и храмовых земель. В I тыс. до н. э. Египет, несмотря на некоторый экономический упадок, оставался богатейшей страной мира, по крайней мере, по производству пшеницы.
Главное отличие Позднего царства в истории Древнего Египта (XI—IV вв. до н. э.) от предшествующих заключается в децентрализации общества. Если в течение двух тысячелетий экономической опорой царской власти являлось государственное хозяйство, то после падения Нового царства эта структура заменяется обособленными хозяйствами в отдельных египетских номах. Особенно важно подчеркнуть, что земельные участки, которые выделялись государством в период Нового царства чиновникам в условное держание, превращаются теперь в их полную собственность.
Земля стала объектом купли-продажи, т. е. появился рынок земли. Мемфисский, Фиванский храмы контролировали денежное обращение. В ходу были вавилонские весовые единицы: таланты и сикли. Египет расширяет торговлю с Карфагеном, Финикией, греческими полисами.
Обогащение верхушки общества сопровождалось разорением мелких земледельцев, они превращались в арендаторов, часть попадала в долговую кабалу.
В изучении генезиса аграрного общества в мировом масштабе, начиная с эпохи Древнего мира, определенное место занимает вопрос о статусе так называемой комы и их жителей — кометов. Еще в середине 1-го тыс. до н. э. жители городов и комы не различались по социально-экономическому и социально-политическому положению — те и другие были гражданами того или иного полиса (города - государства). В эллинистическое время завоевательных походов Александра Македонского комами стали называться сельские поселения на царской или государственной земле, а кометы стали сельскими жителями. В Египте периода Птолемеев и Солевкидов комы стали считаться низшей административно-податной единицей в стране. Многочисленные комы в период с III в. до н. э. и позже располагались в пределах большого Фаюмского оазиса, а кометы содействовали расширению ирригационной системы и колонизационной политике правителей Древнего Египта.
С точки зрения римского законодательства IV—V вв., т. е. к концу эпохи Древнего мира, все египетские земледельцы-кометы, приписанные к своему дому, земле, коме, принадлежали к одной категории колонов — homologi ("обязанные по соглашению"). Так называли земледельцев, обязанных нести повинности в пользу государства. Римские законы свидетельствовали о двух тенденциях: 1) о развитии колоната на частных землях, что вело в эпоху Средневековья к усилению слоя частных земельных собственников и 2) распространению норм колонатных отношений на податное сельское население. Это законодательно прикрепляло сельских жителей к месту их жительства и определяло их повинности. Так отрабатывался подход к закрепощению крестьян, но уже в хозяйствах сеньоров-помещиков в Средние века в Европе.
Из-за тотального вовлечения производителя в систему государственного хозяйства в Египте медленно складывался частнособственнический сектор, замедляя экономический подъем. Месопотамский вариант хозяйствования оказался динамичнее и предпочтительнее для подражания. Рынок начал формироваться в Египте только в период Среднего царства. И лишь в Новом царстве, с созданием обширной империи путем завоеваний, в XVI—XV вв. до н. э., т. е. через полторы тысячи лет с начала становления египетской государственности, в стране заметную роль стали играть рыночные отношения. Тенденции эти усилились в Позднем Египте за счет контактов с иноплеменниками-завоевателями.