ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина

Знаменательным в истории становления финансовой си­стемы России стал 1802 г., когда манифестом Александ­ра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государствен­ными доходами и расходами.

Министерство финансов контролировало все источни­ки доходов, Государственное казначейство занималось все­ми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Госу­дарственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы госбюдже­та вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М. М. Сперанского был разработан "план фи­нансов" — о финансовых преобразованиях в стране. Спе­ранский предполагал осуществить ряд непопулярных сре­ди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля. — за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подо­ходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая — 10% с годовых дохо­дов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.

Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней тор­говлей; второй гильдии — крупнооптовой торговлей на внутреннем рынке; третьей — розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естествен­но, купцы первых двух гильдий.

Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доход­ную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования госу­дарственных средств", предложенные М. Сперанским. Ос­новным правилом, не утратившим актуальности и поны­не, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:

♦ по ведомствам;

♦ по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные — с целью гражданского усовершенствования; избыточные — которые ведут к некоторой роскоши и вели­колепию государства (речь, видимо, шла о представитель­ских расходах в дипломатии, украшении дворцов и госу­дарственных помещений и т. д.); бесполезные — на предме­ты для правительства посторонние;

♦ к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т. е. по административным территориям: об­щегосударственные, губернские, окружные и волостные;

♦ расходы были "по предметному значению", т. е. чрез­вычайные и обыкновенные;

♦ последним видом расходов назывались — "по степе­ни постоянства", т. е. стабильные и меняющиеся издержки.

Как известно, госналоги издавна во всем мире составля­ли важнейшую часть доходов казны. В России первое круп­ное теоретическое исследование в области налогообложе­ния появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. Горелова "Те­ория финансов" — об общей теории налогообложения, мо­нопольных доходах и государственном кредите. Работы о государственном кредитовании были очень нужны. В стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.

Министр финансов Е. Ф. Канкрин выступал против со­здания частных банков, по его словам, "спекулирующим на легковерии публики". Стремился он ограничить деятель­ность и Государственного Коммерческого банка, что выра­зилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государствен­ный совет принял решение 28 мая 1836 г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии — до 60 тыс. руб.; вто­рой гильдии — до 30 тыс., третьей — до 7 тыс. руб. Мини­стерство финансов хотело использовать вклады Коммер­ческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т. е. госструктуры продолжали на государственном уров­не оказывать помощь дворянству империи за счет огра­ничения ссуд предпринимателям.

Министерством финансов определялась и налоговая по­литика. Налоги оставались главным источником доходов, основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плателыци - ков определялось ревизскими переписями, в 1858 г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого на­значения: а) на строительство больших (рокадных) госу­дарственных дорог; б) на строительство водных сообщений (видимо, каналов, а также очистку речных фарватеров и т. д.).

Существовали в первой половине XIX в. и специаль­ные государственные сборы. В 1834 г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург—Москва, а к 1863 г. он распространился на все 23 крупные шоссейные дороги. Взи­мались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов и т. д. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарений. Существовали пас­портные сборы с полисов по страхованию от пожара. Были и местные сборы.

Налог на недвижимость установили в 0,5% ее оценки, произведенной в 1821 г. С 1831 г. дополнительно регламен­тировались торговые сборы "с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской и Московской столиц". С апреля 1836 г. действовали налоги и сборы с магазинов, лавок, постоялых дворов, с фабрик и заводов по числу ра­бочих на них (это не вело к увеличению численности наем­ных работников на промышленных предприятиях).

Доходы Российского государства росли, но были подо­рваны вновь в период Крымской войны. В 1860 г. дефицит бюджета достиг огромной цифры — 15 млн 677 тыс. 150 руб. Пришлось его покрывать за счет роста налогов, займов и эмиссии денег.

Дефицит стал нарастать с уходом в 1844 г. с поста ми­нистра финансов Е. Ф. Канкрина. А до Крымской войны ос­тавалось еще почти 10 лет... Факт этот подчеркивает, чтс Е. Ф. Канкрин был одним из крупнейших специалистов Рос сии в области финансовых дел.

Исключительно важную роль в завершении процесс; формирования национальной денежной системы сыграла і денежная реформа Е. Ф. Канкрина 1839—1843 гг.

1. По указу Николая I от 20 июня 1840 г. главной пла­тежной монетой в Российской Империи провозглашалась серебряная монета российской чеканки. Отныне деньги че­канились лишь из отечественного сырья по государствен­ным стандартам.

2. Российское государство перешло на серебряный мо­нометаллизм, перестав до конца века чеканить золотую монету.

3. В ходе реформы, в 1843 г., ассигнации изъяли их обращения, заменили их кредитными бумагами, которые свободно обменивались на серебряные деньги.

4. С января 1840 г. учреждались депозитные кассы, ко­торые предназначались для хранения вкладов серебряной монеты. Взамен серебра вкладчики получали депозитные билеты, которые отныне использовались для всех плате­жей в России наравне с серебряной монетой и обменива­лись на серебро 1:1. Именно депозитные билеты подгото­вили почву для замены ассигнаций новыми бумажными день­гами — кредитными билетами, которые выпускались дос­тоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 100 рублей.

5. В обменных операциях курс на серебро устанавли­вался так: 1 серебряный рубль приравнивался к 3 руб. 50 коп. ассигнациями, т. е. 350 рублей в бумажных день­гах — 100 рублей серебром. Медная монета шла по новому курсу таким образом: за 3 медных можно было получить 1 копейку серебряную.

6. В серебряных деньгах 1840 г. пересчитывались все государственные доходы и расходы.

7. Переход к серебряному монометаллизму позволял накапливать государственный золотой запас.

Обмен ассигнаций на государственные кредитные биле­ты продолжался с 1843 по 1851 г. 600 млн ассигнационных рублей было обменено на 170 млн кредитных. Но в период Крымской войны ценность кредитных билетов резко снизи­лась.

Объективно денежная реформа 1839—1843 гг. помогла развитию товарно-денежных отношений: а) установился твердый курс серебряного рубля; б) монометаллизм при изготовление основной денежной единицы из серебра об­легчал и ускорял торговые сделки, так как не нужно было проводить сложные пересчеты золота в серебро и обратно; в) этой цели служил и отказ от двойного денежного сче­та — на ассигнационные рубли и серебряные рубли, тем более что курс ассигнаций подвергался постоянному коле­банию.

Итогом реформы было сохранение в течение десяти лет до Восточной (Крымской) кампании устойчивой денеж­ной системы. Большой заслугой в этом деле явилась дея­тельность Министерства финансов во главе с Е. Ф. Канкри - ным.

Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали либеральные реформы Александ­ра II, в том числе финансовая.

Сущность ее сводилась к трем основным элементам. Первый из них — упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что приводило к каз­нокрадству и бесхозяйственности. Ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств, введение еди­ного общегосударственного бюджета и единой общегосудар­ственной кассы навели твердый порядок в расходовании средств. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. статьи государственных расходов стали публиковаться в печати. Все средства государства теперь концентрировались на счетах Государственного казначей­ства в Государственном банке. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целе­сообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета также стали публиковаться в печати Второй составной частью реформы была отмена монопо­лии государства на организацию кредитно-денежных уч­реждений. Это привело к созданию широкой сети коммер­ческих банков, что отвечало потребностям национального хозяйства в пореформенный период. Третьим направлени­ем реформы было изменение налоговой системы. Одним из главных источников доходов государства стал "питейный сбор", составлявший до 40% доходной части бюджета.

Но в целом финансовая политика правительства оста­валась сословно-направленной. Податное население по-пре­жнему несло основную тяжесть налогов и различных сбо­ров. Для крестьян с 1724 г. сохранялась подушная подать, для мещан, т. е. городского сословия, она с 1863 г. была заменена налогом на недвижимое имущество. Освобожден­ные от крепостной зависимости крестьяне должны были еще и выплачивать выкупные платежи.

Четверть государственных доходов составляли в 1860— 1870-х гг. подушная подать, оброчные и выкупные плате­жи. Более половины доходов составляли суммы от косвен­ных налогов.

Половина расходов госбюджета направлялась на содер­жание армии и аппарата управления, около 35% — на по­гашение процентов по государственным долгам, субсидии промышленникам и помещикам. Только одну десятую часть составляли расходы на образование, медицину, социаль­ное призрение.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.