ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Биржи, фондовый рынок, реклама ярмарки как элементы рыночной инфраструктуры России (1861—1917 гг.)

В России, как и в других странах, огромную роль в становлении рыночной экономики сыграло развитие рыноч­ной инфраструктуры.

Важным составляющим ее элементом являются учреж­дения денежно-кредитной системы: банки, а также учреж­дения малого кредита: дома частного банкирского промыс­ла, сберегательные кассы, земские кассы, городские бан­ки'. Вплоть до конца XIX в. в стране существовали даже как пережиток Средневековья меняльные лавки. К рыноч­ной инфраструктуре относятся также биржи и сопутству­ющие им организации типа биржевых комитетов, маклер­ских контор. Развивались ярмарки разных типов, реклам­ные агентства и т. д.

Если первая биржа в Западной Европе открылась в 1500 г. в г. Брюгге (Бельгия), то в России их зарождением считается 1703 г.

Однако купеческие собрания, носившие биржевой ха­рактер, проходили в стране еще в XVII в. в Великом Нов­городе, Москве, Нижнем Новгороде.

Петром I была организована по типу Амстердамской первая биржа в России, но она не стала регулярной. Лишь в 1705 г. для биржевых сделок было построено особое зда­ние перед Новыми купеческими рядами и определен регла­мент работы — отведено время для купеческих собраний. 16 января 1721 г. Петр I подписал Регламент Главного ма­гистрата, где предписывалась организация бирж и в ряде других городов империи. В 1796 г., уже при Екатерине II, возникает вторая биржа в Одессе, а в 1816 г. третья — в Варшаве, в правление Александра I.

Биржи — это регулярно происходящие в определенном месте и в определенное время собрания людей с целью зак­лючения торговых сделок.

На биржах, в отличие от ранее существовавших яр­марок, торговля проводится заменяемыми ценностями, и плата за них не предъявляется на самой бирже.

Таким образом, на биржах торгуют физически не при­сутствующим товаром. Благодаря этим особенностям биржа стала "величайшим рынком". И дело не только в том, что биржа, как лакмусовая бумага, отражает положение дел в экономике страны. Благодаря торговле заменяемыми цен­ностями, спрос и предложение всей страны проявляются (условно, в лице продавцов и покупателей) на малом лока­лизованном пространстве, здесь заключаются в короткое время тысячи сделок.

Уже в XIX в. в мире выявилось два типа товарных бирж: 1) биржи публично-правового характера находились под наблюдением государства и организация их осуществ­лялась на основе закона о биржах. Это биржи Франции, Бельгии, Голландии; 2) биржи частноправового характера создавались в Англии и США по операциям с зерном, хлоп­ком, каучуком. На них допускался узко ограниченный круг лиц, входящих в биржевую корпорацию.

Основная конструкция бирж тоже сложилась в XIX в.: наличие на них субъектов биржевого оборота; наличие мак­леров; свершение биржевых сделок; осуществление бир­жевых спекуляций.

Итак, первыми биржами, в том числе в России, были товарные, они заменили куплю-продажу наличным това­ром из рук в руки на покупку по образцам — через бирже­вых посредников (маклеров). То, что даже при жизни Пет­ра I единственная биржа в Санкт-Петербурге не функцио­нировала постоянно, объясняется во многом отсутствием до эпохи Екатерины II бумажных денег и ценных бумаг.

Биржевая торговля оживляется с начала 1820-х гг., ког­да в обращение поступают облигации Государственных зай­мов и акций. Одновременно расширяется сеть бирж: в 1837— 1839 гг. организуется биржа в Москве, 1842 г. — в Рыбинс­ке, 1848 г. — в Нижнем Новгороде. Их организации способ­ствует отмена крепостного права, развитие хлебной тор­говли; интенсивная прокладка железных дорог и появление широкой сети коммерческих банков. К 1914 г. действовало 115 бирж.

Отличие российских бирж от западных заключалось в низком уровне биржевой техники, сдерживающей массо­вое заключение сделок на определенный срок; в недоста­точной корпоративной организованности купечества. Биржи брали на себя функции торговых палат, из-за отсутствия последних в стране. Проявлялось негативное отношение к бирже со стороны населения: "порядочному человеку на бирже делать нечего", считали обыватели

"Европеизацию" российских бирж государство сдержи­вало своей чрезмерной опекой. С 1893 г. Министерство фи­нансов проводит ревизии книг маклеров; в 1895 г. вводится положение о необходимом получении разрешения Мини­стерства финансов на допуск ценностей к котировке на бир­же; в 1911 г. Министерство торговли и промышленности констатирует, что большинство бирж в стране являются товарными по сделкам с сельхозпродукцией и сырьем. 16 июля 1914 г. фондовые биржи закрываются.

В XIX в. сведения о биржевых курсах систематически публиковались в российских газетах. До середины XIX сто­летия понятие "фондовая биржа" можно отнести лишь к Петербургской биржи, так как сделки с акциями соверша­лись преимущественно там. Но и она до начала XX в.

Считалась товарной, ведь операции с ценными бумагами осу­ществлялись лишь по правилам торговли товарами. Вплоть до 1917 г., судя по историческим источникам, в стране вообще не было специальных фондовых бирж и очень мало было специализированных товарных. Преобладали биржи смешанного характера, иногда их называли универсаль­ными.

Функции Всероссийской фондовой биржи с конца XIX в. выполнял фондовый отдел общей Петербургской биржи.

Регулярные сделки с российскими ценными бумагами совершались также на общей Московской бирже и на бир­жах в Варшаве, Киеве, Одессе, Риге и Харькове. В соответ­ствии с российским законом иностранные ценные бумаги на них в сделках не участвовали.

Первые специализированные биржи возникли в после­днем десятилетии XIX в.: Калашниковская хлебная в 1895 г. — в Петербурге; Московская хлебная — в 1896 г.

Деятельность бирж регулировалась "Торговым Уставом" и утвержденными уставами отдельных бирж. Российские биржи, в отличие от Западной Европы, не облагались фик­сированными налогами в пользу государства. Любые лица при наличии у них торговых прав и соблюдения "Положе­ния о государственном промысловом налоге" могли осуще­ствлять сделки на биржах.

Наиболее распространенными в XIX — начале XX в. были сделки: товарные — на зерно, сало, масло, яйцо, льняное семя, хлопок, шерсть, металлы, нефть, каменный уголь и т. п.; фондовые — на ценные бумаги; валютные — заграничные векселя, чеки, иностранные банкноты; дис­контные — внутренние платежные средства — векселя.

В 1907 г. были установлены более подробные правила для сделок с валютой. К примеру, сделки могли проходить на наличную валюту, на наличные ценные бумаги и т. д. С этого времени расходы на содержание бирж производи­лись за счет: а) сборов за вход; б) сборов с членов бирже­вых обществ; в) штрафных денег; г) за счет субсидий орга­нов городского самоуправления и правительства.

Предприниматели, регулярно посещавшие биржи, име­ли право формировать свою корпорацию — биржевое об­щество. На собраниях этого общества решались общие воп­росы деятельности бирж, утверждались отчеты и сметы доходов и т. д.

Котировальные комиссии занимались составлением биржевого бюллетеня, контролировали работу маклеров. В 1912 г. были внесены изменения по вопросу о составлении котировок, теперь они оформлялись на основе заявления членов фондового отдела биржи и фондовых маклеров. Для котировки ценных бумаг требовалась сумма не менее 100 тыс. руб. наличными или 100 акций по курсовой стоимо­сти не менее 100 руб. за каждую.

Биржевые комитеты (с 1816 г.) избирались в составе председателя, старшин, а также старшего маклера. В обя­занности биржевых комитетов входило: сбор сведений о местной торговле и о развитии промышленности; состав­ление правил биржевой торговли; посредничество в сбо­рах по торговым сделкам; поддержание порядка в бирже­вых собраниях и т. д.

Кроме обычных маклеров, т. е. широкого профиля, были маклеры корабельные и морского страхования. Маклерами могли стать представители купеческого или мещанского (го­родского) сословий, не моложе 25—30 лет, российские под­данные, сдавшие экзамен на профпригодность и отвечав­шие определенным нравственным нормам.

На биржах, правда, не везде, имелись эксперты по качеству товаров, браковщики, приемщики товаров. Кас­сиры, инкассаторы, охранники товарных складов объеди­нялись в биржевые артели.

Биржи могли находиться в столичных городах, губерн­ских, уездных центрах или отдельных селах. К примеру, хлебная биржа функционировала в с. Балашов Новоузенс - кого уезда Самарской губернии. Общие биржи преобладали в крупных городах, множество хлебных бирж работали в разных местах; несколько лесных — в КронштадТЄ) Пе­тербурге и Минске. Существовала лишь одна биржа, в Харь­кове, специализирующаяся на сделках с каменным углем и торговле железом, видимо, подобные сделки совершались на многих общих биржах.

Чтобы прояснить деятельность фондовых отделов об­щих (универсальных) бирж, необходимо кратко проследить историю рынка ценных бумаг в России, который формиро­вался в стране с 1769 г. до 1917 г.

Первый этап, с 1769 г. до середины XIX в., был време­нем становления рынка ценных бумаг с преимущественным обращением государственных ценных бумаг.

Второй период начался после отмены крепостного пра­ва и завершился с окончанием денежной реформы, введе­нием "золотой валюты" в конце XIX в.

Третий период совпал со становлением "золотого" рынка ценных бумаг с 1897 г. по 1913 г.

В 1769 г. впервые в стране появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа Рос­сии. Займ был размещен на голландском рынке через по­средника — банкира, исходя из 5% годовых, сроком на 10 лет. Это стало началом выпуска правительственных вне­шних займов.

Но основным источником покрытия бюджетного де­фицита именно с этого года стал выпуск бумажных денег (ассигнаций). Чрезмерная их эмиссия вела к инфляции, осо­бенно в период наполеоновских войн. Поэтому в 1810 г., в соответствии с "Планом финансов" М. М. Сперанского, пре­дусматривался выпуск внутренних процентных долговых обязательств, облигаций долгосрочного государственного займа. Намеревалось трансформировать часть текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций. Уже в мае 1810 г. был выпущен 6%-й семилетний займ на 100 млн руб.

Ассигнациями, это и был первый внутренний государствен­ный займ России. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из-за дефицита долгосрочных свободных капиталов и недо­верия имущих слоев населения к новой форме государствен­ного кредита.

Для подготовки денежной реформы, инициированной М. М. Сперанским, правительство уже в 1812 г. выпустило долговые процентные бумаги нового типа под названи­ем "краткосрочные казначейские обязательства" и в 1831 г. — билеты Государственного казначейства, рассчи­танные на четыре года. Выпуск тех и других способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассиг­наций.

Обращение кредитных билетов в стране было узако­нено в период денежной реформы Е. Ф. Канкрина 1839— 1843 гг. с установлением "серебряного монометаллизма". В связи с хроническим дефицитом бюджета рынок заполнили кредитные билеты и билеты казначейства, а в 1858 г. был прекращен размен кредитных билетов на серебро.

Наиболее интенсивно развивался рынок ценных бумаг после 1861 года. Началось накопление золотого запаса и подготовка к новой денежной реформе. Рынок ценных бумаг совершенствовался за счет выпуска новых банковских и казначейских билетов. В отличие от прошлых лет их вы­пускало не Министерство финансов, а созданный в 1860 г. Государственный банк. Видное место занял выпуск госу­дарственных ценных бумаг железнодорожных займов. Они стали своеобразным инструментом инвестиционной полити­ки государства. Появление в России гарантированных пра­вительством железнодорожных ценных бумаг частных ак­ционерных обществ заметно активизировало создание же­лезных дорог. Важно подчеркнуть, что большинство же­лезнодорожных ценных бумаг — правительственных или га­рантированных им, выпускались в обращение на иностран­ные фондовые биржи. Это свидетельствовало о высоком экономическом потенциале страны, ее стремлении к разви­тию рыночных отношений с другими странами.

Понижение ставок на фондовых биржах Европы яви­лось одной из причин выкупа государством частных желез­ных дорог в 1889—1909 гг. через конверсию и консолидацию всех ценных бумаг, не только железнодорожных. В итоге конвертирования внутренних и внешних займов сократился государственный долг России.

Умелое использование рынка ценных бумаг привело к "железнодорожному чуду", по протяженности рельсовых путей на грани XIX—XX вв. Россия уступала лишь США.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг использовались векселя и акции на рынке. Если с на­чала XVIII в. вексельные уставы составлялись по иност­ранным образцам, в 1902 г. был принят новый устав с уче­том специфики хозяйственного развития России. Широкое применение векселей было одним из свидетельств разви­тия экономики страны по рыночному пути.

Ускоренный процесс создания акционерных обществ обусловил возрастание роли акций на рынке ценных бу­маг. 60% промышленной продукции фабрик и заводов про­изводилось акционерными обществами, что соответство­вало этапу монополизации производства и развитию ры­ночной экономики монополистической конкуренции.

К началу XX в. в стране сложился биржевой меха­низм крупных операций с ценными бумагами. Основное место на фондовом рынке по-прежнему занимал Фондо­вый отдел Санкт-Петербургской биржи. Он действовал как акционерное общество закрытого типа и находился в под­чинении канцелярии по кредитной части Министерства финансов.

Как уже отмечалось, российские биржи отличались от западных тем, что им приходилось выполнять своеобраз­ные функции торговых промышленных палат, отсутство­вавших в стране. С этой целью биржи с 1900 г. ежегодно созывали съезды биржевой торговли и сельского хозяйства, на которых отстаивали коммерческие интересы отечествен­ных предпринимателей.

Операции с ценными бумагами осуществлялись и в Рос­сийских банках. Они выдавали ссуды под ценные бумаги. Все ценные бумаги должны были котироваться на бирже с целью установления их рыночной цены. В связи с развити­ем кредита под залог ценных бумаг в банках сконцентриро­вались огромные пакеты акций.

Опыт деятельности российских бирж и банков по опе­рациям с ценными бумагами был в определенной мере вос­требован в деятельности фондовых, валютных и товарно - сырьевых бирж России в 1990-х гг. Таким образом, уже 100—150 лет тому назад:

1) ценные бумаги выступали гибким инструментом ин­вестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц;

2) размещение ценных бумаг являлось эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства;

3) ценные бумаги активно участвовали в обслуживании товарного и денежного обращения;

4) курсы ценных бумаг, складывавшиеся в фондовых отделах общих бирж, являлись барометром тех или иных изменений в экономической, социальной и политической жизни страны. Их курсы резко падали в годы кризиса и повышались в период подъема экономики и определенной стабильности в обществе.

Историческое значение имеет и опыт рекламного дела, накопившийся в России в дореволюционные годы.

О зарождении рекламного дела в стране можно узнать из материалов о деловой и культурной жизни Российской империи в XVIII в.

Печатные объявления рекламного характера встре­чаются уже в первой российской газете "Ведомости", ос­нованной Петром I в 1703 г. После создания в 1725 г. Акаде­мии наук появились "Санкт-Петербургские ведомости". Здесь печаталась реклама библиографического характера, на базе которой возникает издание каталогов книжной про­дукции.

Одновременно в первых газетах, в том числе "Москов­ских ведомостях", которые выходили под эгидой основан­ного в 1755 г. Московского университета, встречаются объяв­ления и коммерческого типа. В целом, вплоть до конца

XVIII века рекламные тексты носили характер по преиму­ществу справочной, деловой информации, типичной для жанра объявления.

Содержательное изменение рекламных объявлений в

XIX в. коснулось в первую очередь заголовков. Особое вни­мание уделила нововведениям в рекламном деле ставшая с 1835 г. еженедельной газета "Санкт-Петербургские ведо­мости".

Теперь в объявлениях каждый заголовок призывал по­купателя купить тот или иной товар. Отделы объявлений стали по-настоящему рекламными, эстетику оформления поставили на службу коммерческим интересам. Основной по­ток коммерческих объявлений рекламного характера про­ходил через "Коммерческую газету" (1825—1860 гг.), кото­рую издавал департамент внешней торговли, а также в ча­стном издании еженедельника "Купец" (1832—1835 гг.). В этих изданиях рекламировались товары, продававшиеся различными торговыми домами, тесно связанными с рос­сийскими заводами, фабриками, мастерскими.

Новым этапом развития коммерческой рекламы следу­ет назвать пореформенный период, т. е. вторую половину XIX в. Ориентированные на широкую читательскую ауди­торию, массовые издания газет "Голос" (1863—1889 гг.), "Пе­тербургский листок" (1881—1916) способствовали зарожде­нию первых российских рекламных агентств.

На рубеже XIX и XX столетий наибольшее количе­ство рекламных объявлений помещалось в газете "Новое время". Только в одном 1896 г. доходы от рекламы здесь составили 500 тыс. руб.

О возросшем влиянии торговой рекламы свидетельству­ет проведение в Петербурге в 1897 г. Всемирной выставки торгового плаката.

Первым протяженным во времени на несколько веков этапом развития рекламы можно считать устную рекламу. Глашатаи на ярмарках, зазывалы, нахваливавшие товар, торговцы-коробейники и разносчики афиш метким словом и уместной шуткой способствовали успеху распродаж. Этот этап соответствовал зарождению рыночного уклада в хо­зяйстве и уровню культуры того времени.

С появлением печатного слова, первых газет развива­ется второй этап коммерческой рекламы типа объявлений. Накануне отмены крепостного права в 1830—1850 гг. мож­но выделить третий этап. Но все это было лишь зарож­дением рекламного дела. На грани XIX—XX вв., с появле­нием первых рекламных агентств, происходит становление рекламного дела как составной части рыночной инфраструк­туры страны, сопутствующей развитию рыночной эконо­мики.

Остановимся на характерных особенностях четвертого этапа:

♦ возникновение от имени производителей общенаци­ональной рекламы;

♦ рекламные агентства превратились в деловых парт­неров производителей, способствовали сбыту продукции и удовлетворению спроса со стороны потребителей;

♦ сложилась система комиссионных отчислений как формы компенсации за услуги агентства;

♦ средства распространения информации стали рассмат­ривать рекламу как важный источник денежных поступле­ний.

♦ начала развиваться теория рекламного дела;

♦ рекламные агентства (отделы рекламы) превратились в составную часть рыночной инфраструктуры.

Зарождение рыночной инфраструктуры в виде ярма­рок произошло в Русском государстве еще до появления татаро-монголов. Если проследить кратко историю ярма­рок, то их предшественниками были начиная с IX—X вв. торжки и торги. Они не отличались еще периодичностью проведения, собирались вблизи городов или на пересечени­ях торговых путей.

Торговые точки вдоль Волги издавна способствовали обмену товаров и продуктов между русичами и населением степей. К устью Волги приплывали лодки с товарами для обмена с восточными купцами. Большой торг, периодичес­ки проходивший на Средней Волге еще в середине XIII в., совершался на Арском поле около Казани. В 1524 г. Вели­кий князь Василий Иоаннович, отец будущего царя Ива­на IV, учредил русскую ярмарку в городке Васильсурске. Это был пограничный город Русского государства, за ним начиналась территория Казанского ханства. Место для боль­ших торгов было неудачным, так как здесь обычно собира­лось русское войско для похода против Казани. Поэтому ярмарка была перенесена к Макарьевскому монастырю вбли­зи Нижнего Новгорода и стала называться Макарьввской. Располагалась она почти посередине Волжского пути и ак­тивно развивалась, поэтому царь Михаил Федорович Ро­манов в 1641 г. предоставил Макарьевскому монастырю пра­во собирать в день Святого Макария, 25 июля, таможен­ную пошлину с торговцев. Царь Алексей Михайлович в 1648 г. разрешил пять дней торговать беспошлинно, затем платить особый налог. В его правление в 1666 г. было опре­делено время торговли — две недели.

В годы XVII в. сюда приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы. Если в конце XVII в. тор­говый оборот на ярмарке достигал 80 тыс. рублей, то к концу XVIII столетия уже 30 млн руб. К тому времени каз­ной было построено в Макарьевске 1400 ярмарочных по­мещений.

После окончания эпохи наполеоновских войн встал воп­рос о переносе Макарьевской ярмарки на другое место. У стен Макарьевского монастыря не хватало уже террито­рий для торгов; Волгой разрушался берег во время еже­годного половодья. В 1816 г. большой пожар уничтожил зна­чительную часть Гостиного двора с пристроенными к нему помещениями, а приезжающим на ярмарку людям, не толь­ко купцам, хотелось бы получше устроиться в бытовом отношении.

Поэтому 15 февраля 1817 г. произошло знаменательное событие — Макарьевская ярмарка была перенесена на низ­менное место напротив Нижнего Новгорода и стала име­новаться Нижегородской. Казна на сооружение Гостиного двора выделила 6 млн руб., возглавил строительство гене­рал-лейтенант Бетанкур. И 1822 г. в сорока рядах ярмарки была открыта торговля. Был установлен режим функцио­нирования торгов с 15 июля по 15 августа, а с 1864 г. работу ярмарки продлили до 25 августа. 14 июня 1888 г. высшими инстанциями были утверждены "Правила торгов­ли". Исходя из них создавалась такая структура управле­ния ярмарочной торговлей: собрание уполномоченных яр­марочного купечества; ярмарочный комитет; ярмарочная контора.

Высшее наблюдение осуществлял губернатор Ниже­городский, которому по Высочайшему повелению госуда­рем императором давались чрезвычайные права на время ярмарочных дней.

На ярмарке имелись: отделение Государственного бан­ка, пассаж для розничной торговли, театр, цирк.

На ярмарку съезжались около 200 тыс. человек, осо­бенно колоритно выглядели купцы в восточных костюмах. Если в год открытия (1822 г.) было привезено товару на 26 млн руб., то в 1881 г. — на 244 млн руб., причем проданс было 99% товаров. Такой значительный оборот соответство­вал экономическому подъему, наступившему после отмень крепостного права и завершения промышленной револю­ции. Успеху распродаж способствовало и удобное геогра­фическое положение ярмарки.

Экономическое значение Нижегородской ярмарки за­метно уменьшается с сооружением Закаспийской желез­ной дороги и Транссибирской магистрали. Теперь товары из восточных регионов страны могли доставляться сразу в Мос­кву и в промышленные центры Европейской части.

Но общий оборот ярмарки в Нижнем Новгороде оста­вался высоким. Ассортимент товаров состоял из: хлопка - сырца; невыделанной шерсти; хлопчатобумажных тканей; тонких сукон; валяной обуви и кошмы; шелковых и льня­ных изделий; галантерейных товаров; пушнины; выделан­ных кож; золота, серебра и изделий из драгоценных кам­ней. Завозили для продажи часовые изделия; железо, медь и другие металлы; машины и инструменты; стекло, фар­фор и фаянс. Далее идут поставки хлеба на значительную сумму, соль, рыба, мыло, бакалея, керосин, а также ико­ны, бумага, книги, картины, игрушки и т. д. Продавали оп­том и в розницу все, что производили, в чем нуждались предприятия и население.

Опыт деятельности Нижегородской ярмарки учтен, в середине 1990-х гг. работа ее была восстановлена.

На втором месте по экономическому значению в стране находилась Ирбитская ярмарка на Среднем Урале, куда съезжались купцы и предприниматели с Урала, Сибири, некоторых южных губерний и т. д. Определенную роль в становлении рыночной экономики сыграли ярмарки: Свенс - кая (около Брянска), Киевская, Бакинская и ряд других. Все они содействовали развитию товарно-денежных отно­шений в стране, ее экономическому подъему, утвержде­нию на пути рыночной экономики.

В стране действовали и такие элементы рыночной ин­фраструктуры, как таможни, страховые общества, нало­говые службы, различные аукционы и т. д.

* * *

Эволюционное экономическое развитие Российской эко­номики было прервано Первой мировой войной, затем Фев­ральской буржуазно-демократической революцией 1917 г. и, наконец, Октябрьской социалистической революцией 1917 г.

Успехи, достигнутые в экономике накануне 1914 г. были впечатляющими. Но из-за отставания в развитии станкост­роения многие станки для предприятий военно-промыш­ленного комплекса приходилось импортировать. Это сдер­живало начавшееся в 1913 г. перевооружение армии в со­ответствии с "Большой программой по усилению армии". Необходимо было почти заново создать после русско-япон­ской войны военно-морской флот, обновить артиллерийс­кий парк. Не хватало средств, а главное — исторического времени. Через год России пришлось ответить на вызов Гер­мании и Австро-Венгрии и вступить в войну, которая очень скоро стала мировой. Особенно отставала российская ар­мия от германской по степени оснащенности современными видами вооружения: автоматическим оружием, средствами связи. Мало выпускалось в стране пулеметов, совсем не было минометов и зенитных орудий отечественного произ­водства. Не хватало винтовок, боеприпасов. Много средств было потрачено на размещение военных заказов в США и иных странах, но они не оправдали ожиданий.

Несмотря на эти трудности, была проведена милитари­зация промышленности, частичная эвакуация промышлен­ных предприятий из приграничных районов. Производство оружия к 1917 г. выросло более чем в десять раз. В армию в разные военные годы было призвано 15 млн человек, рек­визировано 2,5 млн лошадей. Усилилась в военные годы ре­гулирующая роль государства в экономике. Активно дей­ствовали созданные в 1915 г. четыре "Особых совеща­ния" — по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию

Военные действия проходили на западных и северо-за­падных окраинах империи. Агрессоры сумели оккупировав лишь территорию Польши и Прибалтики. Но и эти потери были существенны для промышленности страны, которая лишилась почти пятой части производственных мощностей. Патриотами проявили себя в годы войны крупнейшие пред­приниматели, создавшие ряд военно-промышленных коми­тетов: Рябушинский, Коновалов, Терещенко и др. Снабже­ние всем необходимым армии сдерживалось недостаточно разветвленной сетью железных дорог. Они в пореформен­ный период прокладывались в большинстве по направле­нию к восточным и южным районам страны с целью хозяй­ственного освоения Сибири и Дальнего Востока и вывоза различной продукции к южным морским портам. Военные действия на фронтах проходили с переменным успехом, особенно известен Брусиловский "прорыв" летом 1916 г. В тылу нарастали негативные тенденции.

1. Армия состояла во многом из крестьян, переодетых в солдатские шинели, что отрицательно сказалось на со­стоянии сельского хозяйства. Женщины в деревне не смог­ли эффективно заменить ушедших на фронт мужчин при отсутствии механизации труда. Посевные площади и сбор хлебов сократились на 20%, на 25% меньше стало скота в хозяйствах.

2. Нарушены были связи между промышленными пред­приятиями, прекратился импорт оборудования, закрылось 20 заводов черной металлургии; не работало от 20 до 40% станков на предприятиях легкой промышленности.

3. Разрушался подвижной состав на транспорте, же­лезные дороги не справлялись с перевозкой не только во­енных грузов, но и продовольствия.

4. Проявился кризис финансового хозяйства, бюджет­ный дефицит составил около 50 млн руб. В стране увеличи­лись сборы налогов, акцизов, упала покупательная способ­ность рубля, возрос внутренний и внешний долг. Инфляция нарастала после Февраля 1917 г., широко проявилась эмис­сия ничем не обеспеченных денег.

5. К концу 1916 г. разразился хлебный кризис, который чрезвычайно обострил внутреннюю обстановку в стране;

6. Товарный голод, обесценение денег, неуправляемый рост цен на продукты и товары первой необходимости — все это вело к социальному взрыву.

Нараставшие с двадцатых чисел февраля 1917 г. ми­тинги, демонстрации и забастовки привели к победе Фев­ральской революции. Царь Николай II отрекся от власти Временное правительство продолжило войну до Октября 1917 г. Это предопределило экономическое и политическое развитие страны по леворадикальному варианту.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.