Техника выписывания
В то время как маркировка предназначается для выделения отдельных частей текста, задачей выписывания является «изъятие» важных мыслей, идей и т. п. К нему прибегают в тех случаях, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей, крупных работ и т. п.
Основной принцип выписывания такой же, как и маркировки:
Лишь самое существенное и в кратчайшей форме!
Различают три основных формы выписывания:
Дословная выписка.
В этом случае следует соблюдать такие правила цитирования, как точное указание источника и корректное воспроизведение выдержки — обязательно для докладов, рукописей и научных работ!
Пример:
Рациональное чтение |
|
Выписывание выдержек из текста «В практике оправдало себя выписывание на картонные карточки шириной в половину листа и несколько длиннее книжной страницы, чтобы она была заметнее в закрытой книге» |
Дословная цитата |
Цильке Вольфганг. Учебник по технике обучения, мышления и организации труда. Мюнхен, 1980. С. 223. |
Указание источника |
Помните, однако, о том, что ксеро- фотокопирование заменяют расточающее время выписывания дословных цитат!
Выписка «по смыслу».
В этом случае мысль автора передается собственными словами. Безупречная в научном отношении работа предполагает такого рода смысловые воспроизведения. Делается такая выписка в соответствии с теми же правилами, что и дословная цитата.
Конспективная выписка.
В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста Подобный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.
Основные мысли текста вы можете изложить своими словами на специальной карточке. Ниже следует формуляр для составления конспективной выписки из книги.
Рациональная обработка текста |
|||
Книга (библиографические данные) |
Издание: |
||
Страницы |
Мысли, темы, Возникшие идеи и т. д. |
К какому времени проработать? |
Контроль |
Обзор текста вы можете составить также посредством логической структуры, вместо того чтобы следовать повествовательной схеме.
Преимущества логической структуры состоят в следующем:
— содержание текста перерабатывается так, чтобы правильно были представлены внутренние взаимосвязи содержания;
— удается избежать многословия, поскольку опускаются соединительные слова, детали и т. д.;
— информация становится более обозримой и запоминаемой;
— выделенные ключевые слова помогают при после дующем просмотре ассоциативно вспомнить о деталях.
С помощью конспективной выписки можно также составить представление о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчает нахождение этих мест.
Так же как и техника маркировки текста, составление выдержек предполагает разнообразные подходы с элементами творчества, например:
— выписка основных пунктов;
— вписка ключевых понятий и слов;
— диктовка на магнитофон;
— различные комбинации указанных форм.
Разработайте свою собственную систему составления выдержек и постоянно совершенствуйте ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе Вы сможете составить архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам.
Выписывайте важнейшую информацию и составляйте из нее архив для последующей расшифровки и обработки! Старайтесь и в этом деле установить приоритеты!
Метод SQ 3R
В качестве обобщения по рациональному чтению могут служить принципы нижеследующего трех - или пятиступенчатого метода, с помощью которого можно эффективно обработать соответствующую книгу или статью по специальности. Этот метод называют также
SQ 3R
Пять ступеней, в частности, предусматривают:
1. Обзор.
Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом.
После проработки таких вспомогательных материалов, как:
— предисловие и введение;
— оглавление и текст на обложке;
— рубрики и подзаголовки глав;
— резюме и выводы;
— поименный и предметный указатель,
— можно уже судить о содержании и решить, какие разделы вообще нужно прочитать.
2. Постановка вопросов.
Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению):
— Идет ли речь о новой или уже известной информации?
— Идет ли речь в данном источнике информации о фактах, мнениях, гипотезах?
— Какие намерения преследует автор в изложении?
— С какими воззрениями можно согласиться, а каким — возразить?
— Какую предварительную подготовку предполагает текст?
— Чем отличается содержание прочитанного от моих прежних знаний?
— Следует ли для меня из прочитанного необходимость действия?
Постановка вопросов помогает отделить существенное от несущественного, читать критически и концентрированно, исключает необходимость повторного чтения.
3. Чтение.
Следующая ступень — целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами, предлагаемыми автором: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками. В остальном можно и должно пользоваться описанными выше приемами быстрого чтения.
Для проработки специальной литературы мы рекомендуем следующие две ступени пятиступенчатого метода.
4. Обобщение.
Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения.
Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает наступление усталости.
5. Повторение.
Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста, дополнению сделанных пометок, завершению работы над текстом, например с помощью выписок.
Целесообразно еще раз с помощью вопросов подстраховаться в том, что касается важнейших ответов и обобщений.
Даже если методические приемы SQ 3R кажутся непривычными, при определенной тренировке вопросы и критическое отношение к тексту возникают сами собой — исходя из интересов и соответствующего уровня знаний.
Ясно, что рациональное чтение может обусловливать также повторные просмотры того же материала, причем каждый из этих проходов по тексту служит определенной цели. Например:
Первый проход: |
Селекция материала — установление последующих шагов; |
Второй проход: |
Ориентирующее, изучающее, обобщающее чтение; |
Третий проход: |
Углубленное (быстрое) чтение с пометками; |
Четвертый проход: |
Обобщающее чтение с целью перепроверки (постановки вопросов); |
Пятый проход: |
Повторное чтение с выписками. |