Характеристики двигателя «Флюидайн»
Двигатели «Флюидайн» как «мокрого», так и «сухого» типов были созданы в Центре по атомной энергии в Харуэлле (Англия), и начиная с 1970 г. по этим двигателям была выполнена большая теоретическая и экспериментальная работа. К сожалению, подробная информация об этой работе еще не опубликована. Однако в других институтах также была выполнена работа по этим двигателям, достаточная для того, чтобы вынести определенные суждения о рабочих характеристиках двигателей «Флюидайн». Большинство опубликованных работ относится к двигателю «Флюидайн», используемому в качестве насоса (рис. 1.40 и 1.41). Эти исследования в целом хорошо документированы, имеют подробные описания экспериментов, однако полученные результаты не слишком детализированы. Это не удивительно, поскольку имеются определенные трудности в получении фундаментальных результатов из-за отсутствия оборудования и приборов, которые можно было бы приобрести для таких исследований [64, 65]. Кроме того, «Флюидайн» — настолько необычное устройство, что у исследователей появляется соблазн «поиграть» с ним — изменяя конструктивные параметры, наблюдать, что из этого получится.
В этой главе собраны все имеющиеся экспериментальные данные по этим двигателям. Для обобщения характеристик двигателей «Флюидайн» этих данных явно недостаточно. Когда станут доступными публикации центра в Харуэлле и будет опубликована книга Уокера и Уэста [33], мы будем располагать значительно большим объемом информации для изучения. Однако одно обобщение можно сделать уже сейчас, и оно касается двух режимов работы двигателей «Флюидайн». В «мокром» режиме в горячем цилиндре происходит значительное парообразование. Это увеличивает изменения давления в цикле, так что при нормальных рабочих температурах амплитуда колебаний давления в цикле в 5—7 раз выше, чем в случае однофазного газа. Соответственно возрастает развиваемая мощность, и, следовательно, мощность на единицу массы выше, чем в «сухом» режиме. Однако при наличии парообразования необходимо увеличивать подвод тепла в систему, чтобы сбалансировать скрытую теплоту парообразования. В результате общий КПД получается весьма низким — обычно менее 1 %• Если воспрепятствовать парообразованию, то, несмотря на падение удельной мощности и уменьшение количества подводимой энергии, можно достигнуть увеличения КПД до 10 %. В то время как «мокрый» «Флюидайн» может работать при весьма низких температурах в горячей полости (80—100°С), работа в «сухом» режиме протекает при значительно более высоких температурах (в среднем при 400 °С). При выборе между «мокрым» и «сухим» режимами работы необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
«Флюидайн» с подкачкой энергии, осуществляемой реактивной струей, из-за простоты своей конструкции и очевидной нечувствительности к выбору размеров практически без исключений применяется в экспериментальных исследованиях и для работы в качестве насоса. Опубликованные результаты исследований приведены в табл. 1.18. Устройства, на которых были получены эти результаты, имели различные размеры, и отобранные результаты следует рассматривать только как экспериментальные данные.
Таблица 1.18. Характеристики двигателя «Флюидайн» (типичные значения параметров)
|
Ряд исследований «мокрого «Флюидайна» с реактивной струей был выполнен в отделении исследований двигателя Стирлинга Королевского морского инженерного колледжа (Англия). В табл. 1.19 приведены типичные результаты. Полностью эти результаты опубликованы Хенсманом [13] и Льюисом [21].
Таблица 1.19. Характеристики двигателя «Флюидайн», полученные В Королевском морском инженерном колледже (Англия)
|
В серии экспериментов Хенсмана подводимая энергия варьировалась от испытания к испытанию с целью определить, имеет ли «Флюидайн» наиболее благоприятные режимы работы с точки зрения подводимой энергии и параметра Tss, обеспечивающего самозапуск двигателя (см. равенство (1.1)). При подготовке эксперимента были приняты меры для уменьшения утечки тепла из горячей полости в окружающее пространство, и это способствовало снижению величины Tss ниже значения 0,1, которое ранее считалось критическим. В этих и других испытаниях было установлено, что «Флюидайн» может работать при разности температур между двумя полостями ТНс= 17 °С, которая является весьма низкой величиной. Все упомянутые параметры приведены в табл. 1.19.
Эти параметры типичны для «Флюидайна» и содержат ряд интересных особенностей, например такую, что увеличение разности температур горячей и холодной полостей необязательно влечет за собой увеличение теплового потока и КПД. Эта особенность, вероятно, отличает «мокрый» «Флюидайн» не только от других двигателей Стирлинга, но и вообще от других устройств, вырабатывающих механическую энергию. В основе этого необычного свойства лежит, по-видимому, тот факт, что в этом двигателе рабочее тело двухфазное и двухкомпонентное [21, 65], поэтому для «мокрого» «Флюидайна» наиболее благоприятными являются рабочие режимы, в которых последовательно преобладают рабочие циклы либо с сухим воздухом, либо с влажным паром.
Циклические изменения давления и фазового угла «мокрого» «Флюидайна» также отличаются от соответствующих характеристик обычного двигателя Стирлинга, в то время как «сухой» «Флюидайн», как утверждают, имеет рабочие характеристики, аналогичные рабочим характеристикам обычного двигателя Стирлинга с жестким кривошипно-шатунным механизмом. Перемещения мениска жидкости, эквивалентные движению твердого поршня, не точно следуют синусоидальному закону. Между
Рис. 1.120. Профили перемещения менисков жидкости в трубах «мокрого» «Флюиданна» [21]. 1—«горячая» труба; 2 — «холодная» труба; 3 — выходная труба. |
Перемещениями трех менисков в выходной, горячей и холодной трубах не поддерживается постоянный сдвиг по фазам в течение рабочего цикла. Эта особенность показана на рис. 1.120.
Циклические перемещения наблюдались с помощью фототехники, однако в работе [64] описывается аппаратура, позволяющая упростить измерения этих перемещений. Типичные изменения давления цикла в горячей и холодной полостях показаны на рис. 1.121, а изменения температуры цикла — на рис. 1.122.
Что касается последнего параметра, то, хотя наличие изменений очевидно, они весьма малы по своей величине, и для расчетов процесс можно считать в среднем изотермическим. Этот вопрос, однако, требует дальнейшего исследования. В работе [71] высказывается предположение, что холодную полость можно считать изотермической, а горячую — адиабатной. Полученных результатов недостаточно, чтобы принять или отвергнуть это предположение. Двигатели «Флюидайн», испытанные в отделении исследований двигателей Стирлинга Королевского морского инженерного колледжа, имели рабочие частоты в диапазоне 0,7—2,0 Гц, и, судя по опубликованным данным, этот диапазон типичен для всех двигателей «Флюидайн», построенных к настоящему времени.
Необходимо сделать еще одно замечание относительно опубликованных описаний экспериментов. Это замечание касается устойчивости колебаний системы. «Флюидайн» обладает способностью к «самовозбуждению» (иными словами, способностью к «самозапуску») и, будучи пущенным в ход, начинает работать с установившимися колебаниями. Эта способность дает возможность ввести более точную классификацию двигателей «Флюидайн» [21, 65]. Такая классификация состоит из двух частей. Первая дает определение «Флюидайна» как автономной системы, что является прямым следствием неявного вида производной по времени в гидродинамических уравнениях, описывающих систему. В таких системах частота колебаний является функцией их амплитуды, и это подтвердилось в экспериментах с «Флюидайном». Вторая связана с тем, что из-за демпфирования в системе «Флюидайна» описывающие ее уравнения неконсервативны. В общем случае в такой системе колебания должны были бы экспоненциально затухать со временем, чего, однако, не происходит во «Флюидайне», в котором колебания носят устойчивый характер. Это дает основание утверждать, что система работает в режиме «ограниченного цикла» [21]. Наиболее важным следствием этого утверждения является то, что система, работающая в ограниченном цикле, может самовозбуждаться. В случае «Флюидайна» это проявляется в способности системы «самозапускаться». Самовозбуждение возможно в двух формах — «жесткой» и «мягкой», причем существование той или иной формы определяется конкретным параметром системы. В колебательной электрической цепи таким параметром может быть общая индуктивность, в то время как в случае «Флюидайна» им, очевидно, является температурный параметр самозапуска Tss. Когда достигнуто критическое значение ключевого
Бремя Рис. 1.121. Изменения давления цикла в «мокром» «Флюидайне». 1 — полость расширения; 2 — полость сжатия. |
50 |
А Время, с |
48 |
100
1 96
j |
|
|
SZ |
Ч
0 4 8
6 Бремя, с
Рис. 1.122. Изменения температуры цикла в «мокром» «Флюидайне».
А—холодная полость; б—горячая полость.
Параметра и возникают самовозбуждающиеся колебания, то возбуждение определяется как «мягкое», если амплитуда колебаний нарастает медленно; когда же самовозбуждение возникает быстро и амплитуда также быстро достигает своего предельного значения, то преобладает «жесткое» самовозбуждение. Экспериментальные наблюдения свидетельствуют, что «Флюидайн» является «жесткой» системой.
Это обсуждение вопросов устойчивости работы «Флюидайна» может показаться несколько академическим, однако анализ и математическое моделирование «Флюидайна» с помощью обычных термодинамических и гидродинамических методов весьма затруднительны и требуют значительного машинного времени для решения уравнений. В то же время моделирование методами устойчивости, которые хорошо разработаны в рамках теории регулирования, позволяет упростить решение проблемы и получить более точное описание процессов, протекающих во «Флюи - дайне», и более достоверные результаты. Это даст возможность не только применить более научный подход к конструированию двигателя, но и сопоставить и объяснить результаты экспериментов.
Двигатели «Флюидайн» просты и не требуют больших затрат на изготовление. Они представляются идеальными устройствами для проведения исследований в университетах. Тем не менее, хотя рабочий цикл «Флюидайна» интересен с академической точки зрения, такой подход не должен быть единственным в ущерб насущно необходимому эмпирическому исследованию, целью которого должно быть определение перспектив «Флюидайна» в том плане, сможет ли он стать коммерчески выгодным изделием или останется изящной игрушкой.