Влияние фазового угла
Чтобы получить на валу двигателя Стирлинга полезную мощность, необходимо обеспечить фазовый сдвиг между изменениями объема в горячей полости (полости расширения) и в холодной полости (полости сжатия). При этом изменения объема расширения должны предшествовать изменениям объема сжатия. Теоретически фазовый угол должен быть заключен между 1 и 179° по углу поворота кривошипа. Обычно придают большое значение «магическому» значению фазового угла 90°. Это часто приводит к недоразумениям, когда узнают, например, что в двигателях фирмы «Филипс» с размещением рабочего и вытеснительного поршня в одном цилиндре фазовый угол не равен 90°. Причина заключается в том, что термин «фазовый угол» понимают неоднозначно. Значение угла 90° относится к фазовому сдвигу между изменяемыми объемами полостей. Это значение не обязательно будет соответствовать фазовому углу между двумя взаимосвязанными поршнями, отсчитываемому по углу поворота кривошипа. Для двигателя двухпоршневого типа (в котором поршни размещены в разных цилиндрах) термины «фазовый угол объемов» и «фазовый угол кривошипа» — синонимы, однако в двигателях с другими кинематическими схемами этого совпадения может и не быть. Далее, фазовый угол объемов, соответствующий максимальной мощности на выходе, не обязательно совпадает с фазовым углом, соответствующим максимальному КПД. Угол 90° в действительности соответствует максимальной выходной мощности двигателя. Следовательно, когда от двигателя требуется максимальная удельная мощность, а не максимальный КПД, то следует стремиться к этому значению фазового угла. Более подробно этот вопрос рассматривается в гл. 3, посвященной конструкции двигателя.
Влияние изменения фазового угла объемов на рабочие характеристики двигателя Стирлинга часто преувеличивают, так как в диапазоне 80—100° мощность на выходе двигателя относительно нечувствительна к фазовому углу объемов для большинства двигателей. Теоретически изменение выходной мощности в зависимости от фазового угла объемов должно носить гармонический характер (рис. 1.85) [7].
Насколько четко эта тенденция проявляется в реальных установках, трудно судить из-за недостатка опубликованных данных. Испытания, проведенные на испытательных установках, где проверялись основные принципы работы двигателя, показали, что выходная мощность двигателя быстро уменьшается при фазовом угле, меньшем 60° и большем 120°. Ван - Экелен (фирма «Филипс») представил некоторые результаты при выяснении возможности регулирования мощности двигателя путем изменения фазового угла [42], однако из его статьи неясно, как определялся фазовый угол. Тем не менее влияние фазового угла очевидно (рис. 1.86).
Чтобы обеспечить максимальный КПД, необходим, по-видимому, фазовый угол, превышающий 90° [43]. До настоящего времени не было данных о влиянии фазового сдвига на характеристики свободнопоршневых двигателей Стирлинга, однако
эти данные могут оказаться в работе [33], еще не вышедшей в свет ко времени написания данной книги. Этот вопрос, а также вопросы, относящиеся к «Флюидайну», более подробно будут рассмотрены в конце настоящей главы. Независимо от формы двигателя влияние фазового сдвига на работу двигателя двойного действия будет невелико, поскольку значение фазового угла в таком двигателе определяется его конфигурацией и числом цилиндров.
Фазовый угол объемов, rpai) Рис. 1.85. Изменение мощности в зависимости от фазового угла объемов [7]. |
С точки зрения механики фазовый угол кривошипа 90° может существенно затруднить уравновешивание двигателя, о
600 1800 Скорость, об/Мин Рис. 1.86. Влияние фазового угла [42]. |
Чем подробнее говорится в гл. 2. Здесь же достаточно привлечь внимание к тому обстоятельству, что выбор угла сдвига фаз по кривошипу зависит от зачастую противоречащих одно другому требований обеспечения уравновешенности двигателя и оптимальных значений мощности и КПД. Среди лиц, имеющих отношение к двигателям Стирлинга, распространено мнение, что угол фазового сдвига объемов следует назначать равным 90°, несмотря на связанные с этим нежелательные эффекты, так как этот угол обеспечивает по крайней мере приемлемые уровни мощности. Однако пока не существует реальных обоснований для предпочтения именно этого угла, и определенно необходимыми представляются дальнейшие исследования в этой области.