Условия балансировки ромбического механизма привода
Ромбический приводной механизм, бывший некогда одним из основных механизмов привода двигателя Стирлинга, сейчас вышел из употребления и применяется лишь в очень редких случаях. Однако он должен вернуться, если окажутся жизнеспособными корабельные двигатели Стирлинга. Кроме того, ромбический привод применим не только для двигателей Стирлинга, поскольку он является просто механизмом, преобразующим поступательное движение во вращательное при полной балансировке. К тому же этот механизм является наглядным учебным пособием для студентов технических вузов. Ввиду уникальности ромбической системы привода рассмотрим ее, чтобы читатель смог оценить ее потенциальные динамические свойства, а будущий конструктор смог правильно спроектировать такую систему.
Из схемы, представленной на рис. Б.1, находим координаты точек 1—4:
Xt = Г sin ф — L cos 6, х2 = г$шф, (Б.1)
Рис. Б.1. Ромбический механизм привода. |
Х3~ г sin ф L cos 0, x4 = &sin^>, (Б.2)
А также sin 0 = (е — г cos ф)/Ь. Следовательно, L cos 0 = [L2 — (е — г cos ^>)2]"2. Обычно это выражение разлагают в ряд с помощью теоремы бинома, но здесь мы имеем возможность применить разложение в ряд Фурье. Поскольку рассматриваемая функция содержит
29 Зак. 839
только косинусоидальные слагаемые, говорят, что функция четная и ряд Фурье будет содержать только косинусоидальные члены. Следовательно,
Оо
L cos6=Ј Ап cosпф,
П=0
И тогда
= Г sin ^Ь — А„ cos Пф, (Б. З)
П=0
Х3 = г sin Ф - f Y. АП C«S пф. (Б.4)
И -0
Если дважды продифференцировать соотношения (Б.1) — (Б.4) и умножить полученные выражения на соответствующие массы от Mi до М4, то можно найти соотношения для баланса сил:
М. х{ = Мх | ф2 г sin Ф + £ п2Ап cos Пф^ +
TOC o "1-3" h z + ф(г cos ф + J пА„ cos пф) |, (Б.5)
M2x2 = Л42 [— <Ј2r sin Ф + <fr cos (Б.6)
М3х3 = М3ф2 г sin Ф—Yj п2Ап cos пф^ +
+ <f (г cos Ф — YJ tiAn cos л^ j, (Б.7)
М4хл = AJ4 [— Ftk sin Ф + ФИ cos Ф]. (Б.8)
Чтобы не возникло «разбалансирующих» сил инерции, сумма соотношений (Б.5) — (Б.8) должна равняться нулю. Рассматривая эти соотношения, нетрудно заметить, что имеются члены, содержащие низшие гармоники скорости вращения кривошипа, и члены, содержащие высшие гармоники, которые нужно суммировать до бесконечности.
Для балансировки сил по низшим гармоникам рассмотрим выражение, следующее из приведенных выше соотношений при П = 1:
- Ф2 {[(М, + M2 + M3)r + M,k] sin Ф + MBrB sin (ф + QB)} + + ^{[(М, + М2 + М3)г + cosФ + Мвгвсоз(ф + 6В)} = О, (Б.9)
Где Мв — балансировочная масса, расположенная в точке с радиальной координатой гв и угловой координатой вв.
Если балансировочная масса расположена в точке с угловой координатой 0в = л, двигатель будет уравновешен при номинальной скорости вращения коленчатого вала, когда
(М, + M2 + M3)r + M<k = Мвгв. (П. 10)
Это выражение дает первое условие балансировки. Обращаясь теперь к балансировке по высшим гармоникам и рассматривая соответствующий баланс сил, полученный после суммирования соотношений (Б.5) — (Б.8), находим
Оо оо
¥п2 Е An Cos Пф (М, — Л? з) + фп% I4„Cos Пф (М,-М3)=0. (П. 11)
П=2 п=2
Единственная величина в левой части уравнения (Б.11), кото рая может обращаться в нуль, — это Л4,—Мл. Чтобы сбалансировать высшие гармоники, нужно выполнить условие
М{ — М3 = 0, или Mi = M3. (БЛ 2)
Чтобы добиться идеальной балансировки всей системы, необходимо учесть влияние сил, создаваемых соединительными рычагами. Считая, что массы соединительных рычагов сосредоточенм в их центрах тяжести, переписываем соотношение (Б. 10) в вп ie
Мвгв = г [0,5 (Мр + Md) + Мрс + Mdc] + Mcpk. (Б. 1 3)
Для полной балансировки системы привода следует одновременно удовлетворить условиям (Б. 12) и (Б. 13).
ОБОЗНАЧЕНИЯ
Mi — масса рабочего поршня, его штока н части шатуна, участвующей в возвратно-поступательном движении; Мч — масса вращающихся частей шатуна рабочего поршня и шатуна вытеснительшч о поршня;
М3 — масса вытеснительного поршня, его штока и части шатуна, участвующей в возвратно - поступательном движении; УИ4 — масса кривошипа, действующая на радиусе k
MB — балансировочная масса, расположенная и точке с радиальной координатой гв и угловой координатой ф+ 0в; Ф — угол поворота кривошипа; L — длина шатуна;
Е — эксцентриситет приводного механизма; г — радиус кривошипа.