Термины и определения
В настоящем приложении определяются и разъясняются термины, применяемые - для характеристики и описания особенностей конструкции и протекания рабочих процессов в двигателях Стирлинга. Определения таких терминов, как «изотермический», «адиабатный» и т. п., здесь не даются, поскольку их можно найти в литературе по термодинамике. При составлении настоящего приложения была широко использована работа Уокера (Walker G., Stirling Engines, Oxford University Press, Oxford, 1980.)')
Адиабатный цикл Финкельштейна (Finkelstein Adiabatic Cycle)
Идеализированный термодинамический цикл, в котором процессы расширения и сжатия предполагаются адиабатными. Тот же подход принят применительно к псевдоциклу Стирлинга и полуадиабатному циклу.
Аппендиксные потери (Appendix Loss)
Потери мощности, возникающие при циклическом перетекании рабочего тела в полость между головкой вытеснителя типа «Хейландт» и стенками цилиндра и из нее. Иногда применяют термин насосные потери.
Вытеснительный поршень или вытеснитель (Displacer Piston Or Displacer)
Первоначально так называли легкий не имеющий уплотнений вытеснитель, используемый для перемещения рабочего тела из горячей полости двигателя в холодную и обратно. В настоящее время этот термин часто употребляют для характеристики поршня в полости расширения. В некоторых конструкциях этот поршень несет на себе регенератор.
Гибридный двигатель (Hybrid Engine)
Двигатель Стирлинга, в котором использованы конструктивные элементы различных типов этого двигателя, например рабочий поршень, механически соединенный с другими элементами, и свободно перемещающийся вытеснитель. Иногда этим термином определяют машину Рингбома, хотя эта машина — только один из возможных видов гибридного двигателя.
'' Имеется перевод: Уокер Г. Двигатели Стирлинга.— М.: Машиностроение, 1985.
Головка типа «Хейландт» (Heylandt Crown)
Головка поршня, форма которой обеспечивает максимальную жесткость при минимальной массе материала.
Горячая зона или горячие элементы (Hot Section Or Hot Parts)
Зона в двигателе, находящаяся над холодильником, или элементы конструкции, расположенные в этой зоне.
Горячая полость ( Hot Space)
См. Полость расширения
Двигатели двойного действия (Double-Acting Engines)
Класс двигателей Стирлинга, работающих по принципу двойного действия и характеризующихся наличием в каждом цилиндре только одного поршня. Эти двигатели часто называют также двигателями Сименса, Рини, Ван Веенана или Франшо.
Двигатели простого действия (Single-Acting Engines)
Класс двигателей Стирлинга, в которых на один цилиндр или одну термодинамическую систему приходятся два элемента с возвратно-поступательным движением.
Двигатель, или механический двигатель (Prime Mover)
Устройство, преобразующее различные виды энергии в полезную механическую энергию. В двигателе Стирлинга в механическую энергию преобразуется высокотемпературная тепловая энергия.
Двигатель с принудительным зажиганием (двигатель Отто) (Otto Engine)
Обычный двигатель внутреннего сгорання, в котором используется искровое зажигание для инициирования процесса сгорания.
Кинематический привод (Kinematic Drive)
Структурный элемент двигателя с механически соединенными между собой поршнями, содержащий механизм для снятия с двигателя развиваемой мощности; при помощи этого механизма возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение выходного вала.
Компоновочная модификация альфа (Alpha Coupling)
Один из основных вариантов компоновки двигателя Стирлинга, в котором полости расширения и сжатия располагаются в отдельных цилиндрах, каждый из которых имеет соответствующий поршень.
Компоновочная модификация бета (Beta Coupling)
Один из основных вариантов компоновки двигателя Стирлинга, в котором возвратно-поступательно движущиеся элементы размещаются в одном цилиндре.
Косая шайба (Swashplate)
Диск, центрированный относительно оси вращения и наклоненный по отношению к ней. Преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение вала. Обычно применяется в двигателях двойного действия, но может быть использован и в двигателях простого действия.
Коэффициент заполнения (Filling Factor)
Отношение объема, занимаемого твердым материалом насадки, к общему объему регенератора, выраженное в процентах.
Коэффициент пульсации крутящего момента (Coefficient Of Torque Fluctuation)
Мера изменения крутящего момента на выходе из двигателя в пределах одного рабочего цикла.
Коэффициент эффективности теплопередачи (Capability FacTor)
Определяется как отношение тепла, которое рабочее тело способно передать регенератору, к количеству тепла, которое требуется передать регенератору.
Мертвый объем (полость) (Dead Volume (Space))
Любая полость, не охватываемая поршнем при его перемещении, является мертвой полостью; следовательно, мертвый объем двигателя определяется как объем, занимаемый рабочим телом, за вычетом рабочих объемов сжатия и расширения.
Метод Шмидта (Schmidt Technique)
Классический метод расчета с учетом непрерывного движения поршня при теоретическом анализе идеального термодинамического цикла двигателя Стерлинга.
Механизм Росса (Ross Linkage)
Тип крнвошипно-баланспрного приводного механизма, изобретенный Россом.
Мощность по Билу (Beale Power)
Расчетная мощность двигательной установки, определяемая по известному значению числа Била.
Нагреватель (Heater) .
Теплообменник, служащий для передачи тепла от первичного источника к рабочему телу.
Нагревательная головка (Heater Head)
Конструкция, включающая нагреватель, головку цилиндров и примыкающие к ней полости. В некоторых случаях нагревательная головка включает также и корпус регенератора.
Насосные потери (Pumping Loss)
См. Аппендиксные потери
Неуравновешенная сила (момент) (Out-of-balance force (couple))
Сила (момент), возникающая при неравномерном движении массы и не уравновешенная противоположно направленной силой (моментом).
Остаточный объем (Clearance volume (space))
Минимальный объем рабочей полости переменного объема.
Относительный мертвый объем (Dead Volume Ratio)
Отношение суммарного мертвого объема двигателя к рабочему объему полости расширения.
Отношение давлений (Pressure Ratio)
Отношение максимального давления рабочего цикла к минимальному.
Отношение рабочих объемов (Swept Volume Ratio)
Отношение объема полости сжатия к объему полости расширения.
Отношение температур (Temperature Ratio)
Отношение минимальной температуры цикла к максимальной температуре цикла. Иногда используется отношение двух известных температур цикла, поэтому следует с чрезвычайной осторожностью относиться к опубликованным значениям этого отношения.
Перепад давлений (Pressure excursion or swing)
Разность между максимальным и минимальным значениями давления в рабочем цикле.
Период окупаемости (Payback Period)
Период времени, в течение которого затраты на изготовление двигателя окупаются экономией затрат'при его эксплуатации.
Полость расширения (Expansion Space)
Полость переменного объема, в которой сосредоточивается основная часть рабочего тела при увеличении суммарного объема и уменьшении давления. Ее также называют горячей полостью.
Полость сжатия (Compression Space)
Полость переменного объема, в которой сосредоточивается основная часть рабочего тела при уменьшении суммарного' объема. Температура в полости сжатия ниже, чем в полости расширения.
Полуадиабатный анализ (Semi-Adiabatic Analysis)
Метод теоретического анализа рабочего цикла двигателя, в котором процессы сжатия и расширения принимаются адиабатными, а процессы теплообмена ■— изотермическими.
Поправочный коэффициент (Experience Factor)
Отношение, обратное отношению расчетного параметра мощности, определенному методом Шмидта, к экспериментально измеренному значению этого параметра.
Пористость (Porosity)
Доля объема регенератора (%), не занятая твердым материалом насадки.
Поршень, или рабочий поршень (Piston Or Power Piston)
Уплотненный в цилиндре элемент двигателя, совершающий возвратно-поступательное движение и обеспечивающий требуемое изменение объема рабочего тела, заключенного в полости цилиндра.
Потери тепла в регенераторе (Reheat Loss)
Эквивалентны дополнительной энергии, которую необходимо подвести к рабочему телу, чтобы компенсировать несовершенство работы регенератора.
Предварительный подогреватель воздуха (Preheater)
Теплообменник, используемый совместно с горелками для ископаемого топлива и служащий для передачи тепла от продуктов сгорания заряду воздуха, поступающему в камеру сгорания.
Прерывистое, или дискретное, перемещение поршня (Discontinuous Or Discrete Piston Motion)
Движение поршней, необходимое для реализации идеального термодинамического цикла, состоящего из четырех процессов.
Принцип Стирлинга (Stirling Principle)
Расширение и сжатие подходящего рабочего тела при разных фиксированных значениях температуры внутри замкнутой термодинамической системы, в которой изменения внутреннего объема осуществляются с помощью устройств, перемещающихся по заданному закону.
Псевдоцикл Стирлинга (Pseudo-Stirling Cycle)
Идеальный термодинамический цикл, состоящий из четырех процессов, концепция которого была предложена группой исследователей Университета в Витватерсранде.
Рабочее тело (Working Fluid)
Вещество, герметически изолированное в двигательной установке и используемое для реализации термодинамических процессов, а также процессов теплопередачи, обусловленных принципом Стирлинга.
Регенератор (Regenerator)
Теплообменник с высоким значением отношения поверхности к объему, служащий накопителем энергии при перетекании рабочего тела из нагревателя двигателя в холодильник и полость сжатия, а затем при обратном перемещении рабочего тела в полость расширения и нагреватель — источником энергии, отдающим рабочему телу накопленную энергию.
Регулирование мертвого объема (Dead Volume Control)
Процесс регулирования мощности, при котором мертвый объем уменьшается или увеличивается, соответственно изменяя давление в двигателе и тем самым регулируя мощность на выходе двигателя.
Регулирование среднего давления (Mean Pressure Control)
Процесс регулирования мощности, при котором количество рабочего тела в рабочих полостях двигателя увеличивается или уменьшается, соответственно изменяя давление в двигателе и тем самым регулируя крутящий момент, скорость и в конечном счете мощность на выходе двигателя.
Рециркуляция отработавших газов (РОГ) (Exhaust Gas Recirculation, EGR)
Метод снижения температуры продуктов сгорания ископаемого топлива, истекающих из камеры сгорания, с целью уменьшения выброса в атмосферу окислов азота, заключающийся в отводе части отработавших газов в предварительный подогреватель воздуха.
Рециркуляция продуктов сгорания (РПС) (Combustion Gas Recirculation, CGR)
Метод, используемый для той же цели, что и РОГ, и отличающийся тем, что часть продуктов сгорания отводится не в предварительный подогреватель воздуха, а непосредственно в камеру сгорания.
Ромбический привод (Rhombic Drive)
Приводной механизм, изобретенный Ральфом Мейером, обычно применяемый в двигателях компоновочной модификации бета. Представляет собой особую форму дезаксиального кривошипно-шатунного механизма, позволяющую двум поршням, расположенным соосно, синхронизированно перемещаться со сдвигом по фазе и при этом быть динамически сбалансированными.
Свободнопоршневой двигатель Била (Beale Free-Piston Engine)
Тип двигателя Стирлинга, в котором движение рабочего поршня и вытеснителя определяется газодинамическими силами. Между поршнем и вытеснителем отсутствует жесткая механическая связь.
Связанный поршень (Disciplined Piston)
Поршень, механически соединенный с коленчатым валом.
Синусоидальное движение поршня (Harmonic Piston Motion)
Движение, при котором перемещение поршня может быть описано функцией sin of или cos (at, где со — угловая скорость вращения кривошипа.
Степень сжатия (Volume compression ratio)
Отношение максимального объема в цикле к минимальному объему.
Сухой режим (Dry Cycle)
Термин используют для описания работы двигателя «Флюидайн», если его жидкие поршни герметически изолированы от рабочего тела.
Уплотнение типа «скатывающийся чулок» (Rollsock Seal)
Деформируемое диафрагменное уплотнение, разработанное фирмой «Филипс» для устранения утечек рабочего тела из рабочих полостей двигателя.
Уравнение Мальмё (Malmo Equation)
Уравнение для определения КПД двигателя Стирлинга, впервые предложенное фирмой «Юнайтед Стирлинга» (г. Мальмё, Швеция). Этим уравненнем устанавливается взаимосвязь общего КПД силовой установки с КПД ее составных частей.
Фазовый угол объемов (Volume phase angle)
Угол запаздывания изменения объема полости сжатия по сравнению с изменением объема полости расширения.
Фазовый угол по кривошипу (Crank Phase Angle)
Угол запаздывания, с которым поршень в полости расширения следует за поршнем в полости сжатия.
«Флюидайн» (Fluidyne)
Название одного из типов двигателя Стирлинга, в котором функцию поршней выполняют столбы жидкости.
Харуэллская машина, или термомеханический генератор, ТМГ (Harwell Machine, TMG)
Свободнопоршневой двигатель, в котором перемещение вытеснителя зависит только от давления рабочего тела и вытеснитель не связан механически с другими элементами двигателя.
Холодильник (охладитель) (Cooler)
Теплообменник, служащий для отвода избыточной тепловой энергии от рабочего тела циркулирующей охлаждающей жидкости.
Холодная полость (Cold Space)
Этот термин обычно относится к объему сжатия, но иногда •его относят к объему холодильника.
Цикл Раллиса (Rallis Cycle)
Идеальный замкнутый термодинамический цикл, состоящий из шести процессов; процессы расширения и сжатия этого цикла изоэнтропные, а регенерация может быть как изобарной, так и изохорной.
Цикл Стирлинга (Stirling Cycle)
Идеализированный термодинамический цикл, состоящий из изотермических процессов сжатия п расширения, ограниченных изохорными процессами.
Цикл Треска (Tresca Cycle)
Идеализированный термодинамический цикл, состоящий из шести процессов; близок к циклу Раллиса, но имеет изотермические процессы сжатия и расширения; назван по имени французского инженера Треска.
Челночный теплообмен (Shuttle Conduction)
Механизм теплообмена, связанный с перемещением поршня в цилиндре, когда поршень и цилиндр имеют разные темпераТуры и (или) изготовлены из разных материалов.
Число Била (Beale Number)
Эмпирическая переменная величина, представляющая собой отношение выходной мощности двигателя к произведению его скорости, давления и объема, вычисляемая для заданных интервалов температур.
Щелевая регенерация (Gap regeneration) Процесс, происходящий в кольцевом зазоре между неуплотненным вытесннтельным поршнем и горячими стенками цилиндра. Регенерация происходит благодаря большой разнице температур между верхней и нижней частями поршня. Эффективность (Effectiveness)
Параметр, используемый для оценки работы теплообменника, в частности регенератора. Это определение не является единственным и общепринятым, поэтому требуется особая тщательность при его интерпретации.
Эффективность зарядки (Charging efficiency) Параметр, применяемый для оценки способности материала аккумулировать тепло.
[1] Под скоростью здесь понимается частота чередования рабочих циклов в минуту. Для двигателя Стирлинга с механическим приводом эта частота совпадает с частотой вращения кривошипа (коленчатого вала).— Прим. перев.
У (ф) = —А (1,07 — cos Ф — 0,073 cos 2ф + 0,0037 cos 4ф +
[4] равновесная скорость звука ае
Ae = RT, (3.82)
[5] RTC l+6cos(0 — 0)
Чтобы упростить выкладки, примем